Детство, семья и образование чичикова. Жизненный путь Чичикова (по поэме Гоголя «Мертвые души») Воспитание чичикова

Подписаться
Вступай в сообщество «tearespect.ru»!
ВКонтакте:

Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители были дворяне, но столбовые или личные – Бог ведает; лицом он на них не походил: по крайней мере, родственница, бывшая при его рождении, низенькая, коротенькая женщина, которых обыкновенно называют пигалицами, взявши в руки ребенка, вскрикнула: «Совсем вышел не такой, как я думала! Ему бы следовало пойти в бабку с матерней стороны, что было бы и лучше, а он родился просто, как говорит пословица: ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца». Жизнь при начале взглянула на него как-то кисло-неприютно, сквозь какое-то мутное, занесенное снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве! Маленькая горенка с маленькими окнами, не отворявшимися ни в зиму, ни в лето, отец, больной человек, в длинном сюртуке на мерлушках и в вязаных хлопанцах, надетых на босую ногу, беспрестанно вздыхавший, ходя по комнате, и плевавший в стоявшую в углу песочницу, вечное сиденье на лавке, с пером в руках, чернилами на пальцах и даже на губах, вечная пропись перед глазами: «не лги, послушествуй старшим и носи добродетель в сердце»; вечный шарк и шлепанье по комнате хлопанцев, знакомый, но всегда суровый голос: «опять задурил!», отзывавшийся в то время, когда ребенок, наскуча однообразием труда, приделывал к букве какую-нибудь кавыку или хвост; и вечно знакомое, всегда неприятное чувство, когда вслед за сими словами краюшка уха его скручивалась очень больно ногтями длинных протянувшихся сзади пальцев: вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память. Но в жизни все меняется быстро и живо: и в один день, с первым весенним солнцем и разлившимися потоками, отец, взявши сына, выехал с ним на тележке, которую потащила мухортая пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем сороки; ею правил кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме. На сороке тащились они полтора дни с лишком; на дороге ночевали, переправлялись через реку, закусывали холодным пирогом и жареною бараниною, и только на третий день утром добрались до города. Перед мальчиком блеснули нежданным великолепием городские улицы, заставившие его на несколько минут разинуть рот. Потом сорока бултыхнула вместе с тележкою в яму, которою начинался узкий переулок, весь стремившийся вниз и запруженный грязью; долго работала она там всеми силами и месила ногами, подстрекаемая и горбуном, и самим барином, и наконец втащила их в небольшой дворик, стоявший на косогоре с двумя расцветшими яблонями пред стареньким домиком и садиком позади его, низеньким, маленьким, состоявшим только из рябины, бузины и скрывавшейся во глубине ее деревянной будочки, крытой драньем, с узеньким матовым окошечком. Тут жила родственница их, дряблая старушонка, все еще ходившая всякое утро на рынок и сушившая потом чулки свои у самовара, которая потрепала мальчика по щеке и полюбовалась его полнотою. Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища. Отец, переночевавши, на другой же день выбрался в дорогу. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном и потащился вновь домой на своей сороке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

Чичиков

Павлуша с другого же дни принялся ходить в классы. Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию; но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической. Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же. Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив – в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот какие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить, – признак подступающего голода, – он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и, раззадоривши его, брал деньги, соображаяся с аппетитом. Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, которую засадил в маленькую деревянную клеточку, и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал потом ее тоже очень выгодно. Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой.

В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно. Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. Достаточно было тому, который попал на замечание со стороны остроумия, достаточно было ему только пошевелиться или как-нибудь ненароком мигнуть бровью, чтобы подпасть вдруг под гнев. Он его гнал и наказывал немилосердно. «Я, брат, из тебя выгоню заносчивость и непокорность! – говорил он. – Я тебя знаю насквозь, как ты сам себя не знаешь. Вот ты у меня постоишь на коленях! ты у меня поголодаешь!» И бедный мальчишка, сам не зная за что, натирал себе колени и голодал по суткам. «Способности и дарования? это все вздор, – говаривал он, – я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Солона заткни за пояс!» Так говорил учитель, не любивший насмерть за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей», – и всегда рассказывавший с наслаждением в лице и в глазах, как в том училище, где он преподавал прежде, такая была тишина, что слышно было, как муха летит; что ни один из учеников в течение круглого года не кашлянул и не высморкался в классе и что до самого звонка нельзя было узнать, был ли кто там или нет. Чичиков вдруг постигнул дух начальника и в чем должно состоять поведение. Не шевельнул он ни глазом, ни бровью во все время класса, как ни щипали его сзади; как только раздавался звонок, он бросался опрометью и подавал учителю прежде всех треух (учитель ходил в треухе); подавши треух, он выходил первый из класса и старался ему попасться раза три на дороге, беспрестанно снимая шапку. Дело имело совершенный успех. Во все время пребывания в училище был он на отличном счету и при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение. Вышед из училища, он очутился уже юношей довольно заманчивой наружности, с подбородком, потребовавшим бритвы. В это время умер отец его. В наследстве оказались четыре заношенные безвозвратно фуфайки, два старых сертука, подбитых мерлушками, и незначительная сумма денег. Отец, как видно, был сведущ только в совете копить копейку, а сам накопил ее немного. Чичиков продал тут же ветхий дворишко с ничтожной землицей за тысячу рублей, а семью людей перевел в город, располагаясь основаться в нем и заняться службой. В это же время был выгнан из училища за глупость или другую вину бедный учитель, любитель тишины и похвального поведения. Учитель с горя принялся пить; наконец и пить уже было ему не на что; больной, без куска хлеба и помощи, пропадал он где-то в нетопленной забытой конурке. Бывшие ученики его, умники и остряки, в которых ему мерещилась беспрестанно непокорность и заносчивое поведение, узнавши об жалком его положении, собрали тут же для него деньги, продав даже многое нужное; один только Павлуша Чичиков отговорился неимением и дал какой-то пятак серебра, который тут же товарищи ему бросили, сказавши: «Эх ты, жила!» Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих; слезы градом полились из погасавших очей, как у бессильного дитяти. «При смерти на одре привел Бог заплакать», – произнес он слабым голосом и тяжело вздохнул, услышав о Чичикове, прибавя тут же: «Эх, Павлуша! вот как переменяется человек! ведь какой был благонравный, ничего буйного, шелк! Надул, сильно надул…»

Меню статьи:

Очень часто в литературе авторы подают лишь фрагментарно жизнеописание своих персонажей, акцентируя внимание читателей лишь на определенном моменте жизни героя. Н.В. Гоголь не стал придерживаться такой тенденции в своей повести «Мертвые души». Он детально расписывает жизнь своего главного героя повествования – Павла Ивановича Чичикова, позволяя читателю проследить все этапы формирования этого персонажа.

Детство Чичикова

Чичиков в детстве жил в простой избе, где окна не открывались совсем, даже летом. Друзей у Чичикова в детстве не было, что значительно усугубляло и без того нерадостное существование. Отец его все время болел, что также существенно ударяло по финансовому состоянию семьи. Семья Чичиковых владела всего-навсего одной семьей крепостных. Это никак не позволяло им обеспечить безбедное существование. В целом же, у самого Чичикова осталось слишком мало воспоминаний о своем детстве.

Однако ситуация Павла Ивановича не была безысходной – его родители обладали достаточными финансами, чтобы отправить учиться своего сына. Поэтому, несмотря на свое детство, граничащее с жизнью простых крестьян, у Чичикова появилась возможность вырваться из бедности.

Обучение в училище

По мере взросления Павла Ивановича, основным вопросом стало получение должного образования и навыков, позволяющих ему занять удачное место в жизни.
Вскоре решение было принято, и Павел Иванович стал учеником одного училища. Жил он у своей дальней родственницы. Это позволило обеспечить приличные условия для жизни и при этом сэкономить значительную часть денег.

Чичиков не был особо одаренным учеником – его знания и талант не позволяли ему выгодно выделиться из толпы таких же, как и он, учеников. В этом случае Чичикова спасли его прилежность и старательность.

Со временем он научился угождать учителям, что сыграло немаловажную роль в его обучении и создало иллюзию хорошего и примерного ученика. Чичиков уже больше никогда не виделся со своим отцом. У них всегда были напряженные отношения – отец не умел быть ласковым с сыном, он всегда вел себя по отношению к сыну строго и жестко, уезд из родного дома только усилил эти чувства отдаленности. Отец Чичикова умер, в то время, когда Павел Иванович был еще учеником. Особого наследства от отца не осталось, поэтому Чичиков решает продать все, что было. После продажи он смог получить тысячу рублей, что было, конечно, небольшой сумой, но позволило экономному Чичикову сделать старт в жизни.


К деньгам Павел Иванович научился бережно относиться еще в юношеские годы. Во время обучения он старался всячески найти возможность заработать деньги, накопленное он обычно не тратил, что позволило Чичикову сколотить небольшой личный капитал. Сначала Павел Иванович лепил птиц из воска и раскрашивал их, затем выдрессировал мышь и тоже смог ее удачно продать.

Дорогие читатели! Предлагаем проследить за в поэме Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души”

В училище Чичикову также не удалось найти себе друга, причиной этого была, скорее всего, его скупость и жадность. Павла Ивановича не любили в коллективе.

Служба Чичикова

После окончания училища Павел Иванович Чичиков приступает к гражданской службе. Первое его рабочее место и должность были самыми обычными и простыми – приложив немало усилий он устроился работником в казенную палату.

Однако искать более выгодное место не перестал. Вскоре такая должность нашлась и Чичиков приступает к службе, где имеет возможность сделать существенные накопления нечестным путем. Однако ничто не бывает вечно – новое начальство сумело разоблачить Чичикова.

После этого инцидента Чичикову не остается ничего другого как начать все сначала. Он работает на мелких, незначительных должностях в разных городах, пока ему не выпадает случай стать работником на таможне, чем Чичиков и пользуется.

Его служба начинает складываться вполне успешно и Чичиков даже получает повышение до коллежского советника. Однако, это длилось недолго.

Его неприятная история на прошлом месте службы его ничему не научила – Чичиков опять ввязывается в аферу, на этот раз он взаимодействует с контрабандистами. Дело это оказывается очень прибыльное и у Павла Ивановича вскоре появляются существенные накопления, что правда ненадолго – его афера была обналичена и Чичиков вновь теряет все.



Оставшись у разбитого корыта, ему ничего не остается другого, кроме как начать все сначала – Чичиков начинает свою карьеру в третий раз. На этот раз он приступает к работе поверенным. В это же время у Чичикова созревает план для следующей своей аферы, позволяющей разбогатеть на пустом месте – он планирует скупить «мертвые души», чтобы, перепродав их, обогатиться. В надежде осуществить задуманное, Чичиков берет своих двух единственных слуг, бричку и все свои сбережения – 10 тыс. и отправляется в уезд, для покупки.

Николай Васильевич Гоголь

Детство Чичикова

(Отрывок из поэмы «Мертвые души»)

<…>В один день, с первым весенним солнцем и разлившимися потоками, отец, взявши сына, выехал с ним на тележке, которую потащила мухортая пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем соро́ки; ею правил кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме. На соро́ке тащились они полтора дни с лишком; на дороге ночевали, переправлялись через реку, закусывали холодным пирогом и жареною бараниною и только на третий день утром добрались до города. Перед мальчиком блеснули нежданным великолепием городские улицы, заставившие его на несколько минут разинуть рот. Потом соро́ка бултыхнула вместе с тележкою в яму, которою начинался узкий переулок, весь стремившийся вниз и запруженный грязью; долго работала она там всеми силами и месила ногами, подстрекаемая и горбуном и самим барином, и наконец втащила их в небольшой дворик, стоявший на косогоре с двумя расцветшими яблонями пред стареньким домиком и садиком позади его, низеньким, маленьким, состоявшим только из рябины, бузины и скрывавшейся во глубине ее деревянной будочки, крытой драньем, с узеньким матовым окошечком. Тут жила родственница их, дряблая старушонка, все еще ходившая всякое утро на рынок и сушившая потом чулки свои у самовара, которая потрепала мальчика по щеке и полюбовалась его полнотою. Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища. Отец, переночевавши, на другой же день выбрался в дорогу. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали; а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном потащился вновь домой на своей соро́ке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

Мухо́ртая – с желтыми подпалинами (масть лошади).

Биография главного героя Павла Ивановича Чичикова отодвинута автором в конец поэмы. Читатель узнает обо всех похождениях помещика в городе NN, но еще не знает, как могли появиться в голове мужчины такие мысли, откуда пришла странная идея покупки «мертвых душ».

Происхождение героя

Павлуша Чичиков родился в семье обедневшего дворянина. Неизвестно, какого происхождения были родители: столбовые дворяне или личные. По словам Гоголя, «темно и скромно» было происхождение предприимчивого человека. Удивительно, что классик ничего не говорит о матери Павла. В этом есть глубинный смысл. Сложно представить характер матери, которая могла создать такое бездушное и скрытное существо. Можно порассуждать, отчего могла женщина уйти так рано из жизни, почему не оставила в душе святости и уважения к загробной жизни.

Отец – бедный и больной мужчина. У семьи нет дворянского привычного особняка. Герой живет в старом крестьянском домике. В нем все маленькое: окна, комнаты (горенка). Убогость интерьера легко представить: окна не отворялись ни летом, ни зимой. Как и когда обеднела семья? Ближе всего – образ Манилова. Безделье, возможно, привело к потере поместья.

Иван Чичиков постоянно вздыхал, ходил по комнате и плевал в песочницу, стоявшую в углу. Других описаний дома, где провел детство Павлуша, нет. Отношения между отцом и сыном были напряженными. Больной старец не умел быть ласковым. Он ведет себя строго и жестко, возможно причиной этому была болезнь, а может обида на судьбу и недостаток средств.

Годы учебы

Как и положено дворянам, в определенный возраст отец отправил сына в городское училище. Значит, какие-то финансы у отца все же были. Павел получает возможность вырваться из нищеты, получив образование. Отец оставил сына у родственницы и уехал в деревню, больше они не виделись. Жизнь у родни, хотя и дальней, позволила мальчику научиться экономии и бережливости.

Павел учится прилежно. У него нет таланта и гениальности отличника, но есть усердие, терпение и практичность. Особые умения мальчика:

  • Смирно сидит на лавке.
  • Не выказывает остроумия.
  • Умело соблюдает тишину.
  • Не шевелит глазами, не двигает бровями, даже когда его щипают.
  • Подает треух учителю.
  • Кланяется перед педагогом, по несколько раз попадаясь на пути.

Чичиков начинает зарабатывать. Сначала лепит снегиря из воска, затем продает. Павел дрессирует мышь и также продает ее.

Умение выслужиться перед учителями помогает успешно окончить училище.

Характер юноши можно было различить уже здесь. Когда строгий учитель был выгнан, ученики собрали для него немного денег. Павел дал пятак серебра, от которого отказались товарищи. Учитель, узнав об этом, произнес фразу:

«Надул, сильно надул…».

Именно на обмане, поиске выгоды и будет строиться жизнь героя поэмы. Павел Чичиков получает отличный аттестат, в котором золотыми буквами указано, что ученик благонадежен по поведению и примерен по прилежанию. Интересно то, что у юноши нет друзей ни в отцовском доме, ни в училище. Чичиков продает доставшийся по наследству дом. Вырученная тысяча рублей стала начальным капиталом.

Карьера Чичикова

Павел ставит цель заработать достаточное количество денег для достойного будущего своей семьи. Он проходит через взлеты и падения:

Казенная палата. Должность досталась с трудом, но это были первые шаги чиновничьей службы. Начальником здесь был старый повытчик, к которому никто не смог найти подхода. Юноша перебрался к нему в дом, смог понравиться дочери. Отец поверил и выбил для «будущего зятя» выгодное место. Как только «дело удалось», Чичиков съехал от человека, которого уже называл «папенькой», причем сделал это скрытно и быстро. Обманутый мужчина произнес ту же фразу, что и учитель:

«Надул, надул, чертов сын!».

«Хлебное местечко». Здесь появляется возможность брать взятки. Смена начальника приводит к падению карьеры.

Мелкие должности в другом городе. Чичиков старается показать себя бескорыстным и трудолюбивым. Такое отношение к службе заметило начальство.

Место в таможне. Чичиков получает за усердие чин коллежского советника. Получив власть, он связывается с преступной группой, занимающейся контрабандой. Нечистое дело принесло отличный доход, но результат плачевен. Чичиков теряет должность и место в таможне, а деньги конфискованы.



После потери сотен тысяч рублей Павел Иванович снова начинает карьеру. У него осталось 10 тысяч рублей, слуга Петрушка, кучер Селифан и бричка. Новая служба – юридическая помощь по разным вопросам. В этот период его и посещает идея покупки «мертвых душ».

«Темно и скромно происхождение…»

Героя поэмы «Мертвые души». Стремление угождать он сделал основой отношений с людьми. «Беречь копейку» - правилом жизни. Павел идет к поставленной цели, но судьба испытывает юношу. Недальновидность и желание быстро разбогатеть приводят к потерям. Нечестные дела и авантюры рождаются в голове после каждого падения. Классик показывает, как появился делец со страшной и подлой душой, способной на покупку людей, покинувших мир живых. Предприимчивые Чичиковы приходят на смену помещикам, представленным писателем в поэме.

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц)

Николай Васильевич Гоголь

Детство Чичикова

(Отрывок из поэмы «Мертвые души»)

<…>В один день, с первым весенним солнцем и разлившимися потоками, отец, взявши сына, выехал с ним на тележке, которую потащила мухортая пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем соро́ки; ею правил кучер, маленький горбунок, родоначальник единственной крепостной семьи, принадлежавшей отцу Чичикова, занимавший почти все должности в доме. На соро́ке тащились они полтора дни с лишком; на дороге ночевали, переправлялись через реку, закусывали холодным пирогом и жареною бараниною и только на третий день утром добрались до города. Перед мальчиком блеснули нежданным великолепием городские улицы, заставившие его на несколько минут разинуть рот. Потом соро́ка бултыхнула вместе с тележкою в яму, которою начинался узкий переулок, весь стремившийся вниз и запруженный грязью; долго работала она там всеми силами и месила ногами, подстрекаемая и горбуном и самим барином, и наконец втащила их в небольшой дворик, стоявший на косогоре с двумя расцветшими яблонями пред стареньким домиком и садиком позади его, низеньким, маленьким, состоявшим только из рябины, бузины и скрывавшейся во глубине ее деревянной будочки, крытой драньем, с узеньким матовым окошечком. Тут жила родственница их, дряблая старушонка, все еще ходившая всякое утро на рынок и сушившая потом чулки свои у самовара, которая потрепала мальчика по щеке и полюбовалась его полнотою. Тут должен был он остаться и ходить ежедневно в классы городского училища. Отец, переночевавши, на другой же день выбрался в дорогу. При расставании слез не было пролито из родительских глаз; дана была полтина меди на расход и лакомства и, что гораздо важнее, умное наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали; а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой». Давши такое наставление, отец расстался с сыном потащился вновь домой на своей соро́ке, и с тех пор уже никогда он больше его не видел, но слова и наставления заронились глубоко ему в душу.

Павлуша с другого же дни принялся ходить в классы. Особенных способностей к какой-нибудь науке в нем не оказалось; отличился он больше прилежанием и опрятностию; но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, со стороны практической. Он вдруг смекнул и понял дело и повел себя в отношении к товарищам точно таким образом, что они его угощали, а он их не только никогда, но даже иногда, припрятав полученное угощенье, потом продавал им же. Еще ребенком он умел уже отказать себе во всем. Из данной отцом полтины не издержал ни копейки, напротив – в тот же год уже сделал к ней приращения, показав оборотливость почти необыкновенную: слепил из воску снегиря, выкрасил его и продал очень выгодно. Потом в продолжение некоторого времени пустился на другие спекуляции, именно вот какие: накупивши на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало тошнить, – признак подступающего голода, – он высовывал ему из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и, раззадоривши его, брал деньги, соображаяся с аппетитом. Два месяца он провозился у себя на квартире без отдыха около мыши, которую засадил в маленькую деревянную клеточку, и добился наконец до того, что мышь становилась на задние лапки, ложилась и вставала по приказу, и продал потом ее тоже очень выгодно. Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой. В отношении к начальству он повел себя еще умнее. Сидеть на лавке никто не умел так смирно. Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. Достаточно было тому, который попал на замечание со стороны остроумия, достаточно было ему только пошевелиться или как-нибудь ненароком мигнуть бровью, чтобы подпасть вдруг под гнев. Он его гнал и наказывал немилосердно. «Я, брат, из тебя выгоню заносчивость и непокорность! – говорил он. – Я тебя знаю насквозь, как ты сам себя не знаешь. Вот ты у меня постоишь на коленях! ты у меня поголодаешь!» И бедный мальчишка, сам не зная за что, натирал себе колени и голодал по суткам. «Способности и дарования? это все вздор, – говаривал он, – я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Солона заткни за пояс!» Так говорил учитель, не любивший насмерть Крылова за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей», и всегда рассказывавший с наслаждением в лице и в глазах, как в том училище, где он преподавал прежде, такая была тишина, что слышно было, как муха летит; что ни один из учеников в течение круглого года не кашлянул и не высморкался в классе и что до самого звонка нельзя было узнать, был ли кто там или нет. Чичиков вдруг постигнул дух начальника и в чем должно состоять поведение. Не шевельнул он ни глазом, ни бровью во все время класса, как ни щипали его сзади; как только раздавался звонок, он бросался опрометью и подавал учителю прежде всех треух (учитель ходил в треухе); подавши треух, он выходил первый из класса и старался ему попасться раза три на дороге, беспрестанно снимая шапку. Дело имело совершенный успех. Во все время пребывания в училище был он на отличном счету и при выпуске получил полное удостоение во всех науках, аттестат и книгу с золотыми буквами за примерное прилежание и благонадежное поведение.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tearespect.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tearespect.ru»