ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ - целенаправленный процесс систематического воздействия на сознание и чувства людей с целью превращения интернационализма в устойчивые убеждения и повседневные социально-психологические установки и нормы поведения людей. Воспитание интернациональное - это процесс приобщения граждан той или иной национальности к интернационалистским ценностям и традициям, формирование у них уважительного отношения к лицам другой национальности, культуры межнационального общения. Воспитание интернациональное направлено на преодоление национальной обособленности и узконациональных взглядов и привычек, националистических настроений и действий и других негативных явлений в сфере национальных отношений. Именно В. и. является одним из эффективных средств как «профилактики», так и «лечения» националистических проявлений.
Процесс воспитания интернационального имеет несколько уровней: а) теоретический или мировоззренческий; б) психологический; в) практический. Прежде всего необходимо утверждение интернационализма в сознании людей как мировоззренческой системы. Далее требуется формирование интернационалистских по содержанию и функциям социальных чувств людей, настроений, привычек и прочих психологических элементов. Большое значение в воспитании интернациональном имеют жизненные примеры, факты, события, непосредственный опыт самих воспитуемых. Таким образом, воспитание интернациональное - это система мер и методов воздействия субъектов воспитания на сознание, чувства, волю, нравы и поведение людей с целью превращения принципов интернационализма в их прочные убеждения, осознанные нормы поведения и действия, в повседневную норму их образа жизни.
В то же время нельзя успешно воспитывать интернационалистские чувства и убеждения, не учитывая чувств национальных. Интернационалистское чувство и сознание не исключают, а предполагают национальную гордость каждого человека, его патриотические чувства. Любить свою нацию вовсе не значит закреплять ее особенность, стремиться к ее замкнутости и ограниченности, предаваться иллюзиям о ее исключительности. Если естественное чувство любви, привязанности к своему народу замыкается в рамках только национального, то речь идет уже не о подлинном национальном чувстве, а о проявлениях национального эгоизма, национальной кичливости. Подобные отклонения затрудняют процесс В. и., хотя благодаря этому воспитанию (конечно при правильной национальной политике) могут быть преодолены.
Для достижения высокой эффективности в воспитании интернациональном недостаточно ограничиться формированием соответствующего сознания. Необходимо также воздействовать на мир чувств человека. Речь идет о том, чтобы принципы интернационализма не только усваивались в их политическом содержании, но и становились нравственной нормой непосредственного общения различных национальностей, становились неотъемлемой чертой жизненной позиции человека. Нередко бывает так, что относительно высокий уровень интернационального сознания не исключает негативных моментов в сфере личного общения между представителями различных национальностей. Это происходит тогда, когда упускается психологический компонент воспитания интернационального и процесс воспитания сводится к уровню сознания, чего еще недостаточно для того, чтобы интернационалистское сознание на уровне убеждения служило регулятором жизнедеятельности человека.
В СССР дело воспитание интернациональное осуществлялось постоянно и целеустремленно. Интернационализм советских людей наглядно проявлялся на всех этапах развития общества. Однако со временем в воспитании интернациональном стали преобладать формализм, пустозвонство, показные мероприятия, ненужная суета и др. негативные стороны. При этом слабо учитывались национальные интересы и чувства, интернационализм нередко трактовался как денационализация или русификация. Все это нанесло ущерб воспитанию интернациональному. После распада СССР в современной России воспитанию интернациональному не придается должного внимания. Можно сказать оно вообще не ведется. Это негативно сказывается на межнациональных отношениях.
См.: Интернационализация, Интернационализм. Национализм, Патриотизм.
Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 54-56.
Реферат
на тему: «Интернациональное воспитание студентов техникума»
Введение……………………………………………………………………….3
Раздел 1. Сущность и проблемы интернационального воспитания……….6
Раздел 2. Интернациональное воспитание студентов техникума…………8
2.1. Цели и задачи интернационального воспитания……………….8
2.2. Формы и методы воспитания…………………………………..11
2.3. Принципы и педагогические требования интернационального воспитания студентов техникума………………………………14
Заключение……………………………………………………………..........17
Литература…………………………………………………………………...19
Приложение………………………………………………………………….20
Введение
Интернациональное воспитание предполагает формирование мировоззрения и чувств, знаний и убеждений.
Изменившаяся социально-экономическая ситуация в обществе, характеризуемая процессом демократизации, потребовала усиления внимания к содержанию гуманистического воспитания. Важнейшим его компонентом является формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам. В условиях роста национального самосознания, с одной стороны, и нестабильности интернациональных отношений, с другой, особую актуальность приобретает проблема воспитания у студентов этики интернационального общения, ориентации на общечеловеческие ценности.
В постсоветский период, в условиях распада некогда единого и мощного государства, повлекшего за собой развитие межнациональных конфликтов, особое значение в системе формирования личности приобретает интернационально-патриотическое воспитание учащейся молодежи. Определяющее значение в решении данной задачи принадлежит общеобразовательным заведениям.
Равные возможности граждан независимо от национальности законодательно закреплены в следующих основных документах нашего государства:
1) Конституции Украины. Так, в статье 24 сказано, что граждане имеют равные конституционные права и свободы. Не может быть привилегий по расовым признакам, цвету кожи, политическим, религиозным и другим убеждениям, этнического и социального происхождения, речевым признакам.
Статья 53 гарантирует гражданам, которые принадлежат к национальным меньшинствам, в соответствии с законом право на обучение на родном языке или право на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через культурные национальные общества.
2) В законе Украины «Про освіту» сказано, что иностранные граждане, лица без гражданства получают образование в учебных заведениях Украины в соответствии с действующим законодательством и международных договоров.
Основными принципами образования в Украине является: доступность для каждого гражданина всех форм и типов образовательных услуг, которые предоставляются государством; равенство условий каждого человека для полной реализации ее способностей, таланта, всестороннего развития; гуманизм, демократизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей;
3) Национальная доктрина развития образования утверждает приоритетные направления государственной политики относительно развития образования:
а) формирование национальных и общечеловеческих ценностей;
б) создание для граждан равных возможностей в получении образования;
в) обеспечение образовательных потребностей национальных меньшинств;
Государство должно обеспечивать:
1) сохранение и обогащение украинских культурно-исторических традиций, воспитания почтительного отношения к национальным святыням,
украинскому языку, а также к истории и культуре всех коренных народов и национальных меньшинств, которые проживают в Украине, формирования культуры межэтнических и межличностных отношений;
2) воспитание человека демократического мировоззрения, который придерживается гражданских прав и свобод, с уважением относится к традициям, культуре, вероисповеданию и языку общения народов мира;
Техникум готовит не только специалистов, но и формирует их морально-политические и духовные качества. Черты интернационалиста воспитываются не автоматически, а в процессе длительной и целеустремленной работы, на протяжении всего периода становления личности, подготовки юношей и девушек к сознательной деятельности на благо общества. Высокие качества гражданина, патриота-интернационалиста, гармонично развитого специалиста формируются всем содержанием учебно-воспитательного процесса, всей атмосферой жизни техникума.
В нашей стране студенчество - это один из многочисленных и наиболее динамических отрядов молодежи.
Раздел 1. Сущность и проблемы интернационального воспитания
Слово воспитание произносится ежедневно десятки раз. О воспитании все чаще задумываются и говорят в семье, в общественных организациях. Но у всех ли педагогов, а тем более родителей есть ясное представление о том, что такое воспитание и, следовательно, как надо осуществлять воспитание?
Что значит «воспитание в узком смысле понятия»? И разве можно сформировать мировоззрение без обучения и образования? Разве можно воспитывать человеческую душу, не имея в виду того, что человек видит, узнает, познает, осмысливает в процессе образования? С другой стороны, разве мыслимо образование вне воспитания мировоззрения? .
Воспитание, как и обучение, характеризуется целенаправленностью, организованностью. Это процесс планомерного, систематического руководства формированием личности в соответствии с поставленными целями. Однако воспитание по сравнению с обучением является более широким процессом.
Воспитание далеко выходит за рамки учебного процесса; оно осуществляется в процессе обучения, при внеклассной работе, в студенческих организациях, в семье. Воспитывающее влияние оказывают такие факторы, как печать, радио, телевидение, кино, театр, спорт и др. .
Сущность интернационализма выражается в сплоченных и единых выступлениях трудящихся всего мира в защиту своих человеческих и гражданских прав, в борьбе против национального и социального угнетения, против попыток подчинить своему влиянию различные области экономики и культуры других стран и народов
Каждый преподаватель должен максимально использовать возможности предмета для воспитания у школьников интернациональных чувств и формирования у них мировоззрения патриота-интернационалиста. Причем такая установка не становится каким-то отдельным аспектом в преподавании предмета, а, составляя основу воспитывающего обучения, органически входит в систему глубокого и многопланового изучения предмета, требуя лишь определенного внимания к элементам, важным и для интернационального воспитания.
Пробивает дорогу в мировой практике практика поликультурного воспитания. Надо признать, однако, что масштабы поликультурного воспитания в ведущих странах мира неодинаковы.
Значительное внимание уделяет мировая школа воспитанию политической культуры подрастающего поколения.
В противоположность педагогическому авторитаризму в мировой практике развиваются тенденции, связанные с гуманистической ориентацией в воспитании. Это выражается в усилении внимания к условиям жизни студентов различных национальностей, стремлении обеспечить реализацию их возможностей путем создания комфортной психологической атмосферы, когда всемерно поощряются успехи, познавательная и творческая активность, склонности и интересы.
Все большую популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве, партнерстве. В этих условиях студент оказывается полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные, непринужденные отношения детей и взрослых, реализуются коллективные педагогические формы и приёмы, осуществляется совместная деятельность учеников, учителей и родителей, рождается атмосфера радости и творчества .
Я думаю, что большая роль в воспитании интернационализма отводится начальной военной подготовке, так как в сложных условиях армейской жизни и проявляется сплоченность, сотрудничество, партнерство.
Раздел 2. Интернациональное воспитание студентов техникума
2.1. Цели и задачи интернационального воспитания
Любая деятельность, в том числе и воспитательная, начинается с постановки цели. Цель - предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует действия, пронизывает практику как внутренний закон, которому человек подчиняет свою волю.
Как сказал К. Д. Ушинский:
«Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий».
Я думаю, что без цели воспитания не может быть и самого воспитания.
Прежде всего важно выяснить, что подразумевают современные педагоги под целью воспитания. Цель воспитания - это идеально представленный результат воспитательной деятельности, то, что хочет получить воспитатель в итоге приложения своих усилий .
В. А. Сухомлинский говорил: «Живя в обществе, умей повелевать своими действиями, поступками, поведением, намерениями. Нравственной личностью ты станешь лишь тогда, когда в душе твоей навсегда поселится совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих твою моральную доблесть и культуру. Они взаимосвязаны, тесно переплетаются между собой. В совести гармонически сочетаются знание и чувствование нашего долга перед обществом, перед людьми, а отсюда - перед самим собой. С малых лет учись жить так, чтобы тебе было хорошо, приятно, когда ты сделал хорошо для людей, и неприятно, когда ты сделал что-то плохое, предосудительное. Совесть живет в человеческой душе лишь на питательной почве совестливости, стыда; совесть - это знание, многократно умноженное на переживание, чувствование, производным же от этого действия являются стыд, ответственность и долг, долженствование.
Стыдись равнодушия, безразличия в своем отношении к гражданской жизни, долгу, обязанностям. Это равнодушие недостойно мужчины, недостойно женщины - будущей матери гражданина.
Стыдись пустоты своей души. Пуще всего стыдись того, что у тебя нет своих святынь, своих непреложных, непререкаемых истин, правил, принципов. Стыдись своего слабоволия, беспринципности, «бесхребетности». Сгорай от стыда, если почувствуешь, что в тебе зашевелился гнусный червячок: «моя хата с краю».
Стыдись не только явной подлости, но и малейшей угрозы того, что о тебе могут подумать как о подлом человеке. Помни, что подлость в детстве и отрочестве начинается как будто бы с очень маленького - с твоего животного - да, оно противно духу человеческому - желания уйти от ответственности, от опасности, спастись от беды, угрожающей другим; переложить на других ответственность за что-то происшедшее по незнанию, оплошности, опрометчивости, недоразумению. Подлость заключается в молчаливом выглядывании из своей норки и любопытном ожидании: что будет товарищу, оказавшемуся в опасности? Норка, скорлупа, гнездышко - вот безобидная с первого взгляда колыбель эгоизма. Пуще огня стыдись оказаться в норке. Пусть лучше шалость, неугомонность, но не молчаливое, безропотное «это не мое дело».
Стыдись безответственности, легкомыслия, ветрености своих чувств, привязанностей, В чувствах своих надо уметь быть верным и долженствующим» .
Я считаю, что в этих словах В. А. Сухомлинского и заключены основные цели и задачи интернационального воспитания:
1) формирование мировоззрения, знаний, убеждений;
2) формирование высокой культуры отношений не только к своему народу, но и к другим народам;
3) воспитание доброжелательных отношений к другим народам;
4) воспитание сотрудничества и партнерства в различных делах.
Воспитание интернационализма предусматривает следующие задачи:
1) формирование интернациональных чувств, сознания принадлежности к Родине и ответственности перед нею, перед народом, перед коллективом за свои действия и дела;
2) развитие творческой активности в трудовой и общественной деятельности, выполнение полезного для общества и народа дела.
Уровень интернациональной сознательности не у всех людей одинаков. Аполитичность, эгоизм, равнодушие к людям, нарушения трудовой дисциплины и другие явления еще встречаются в нашей жизни. Это можно объяснить различием между объективными возможностями, предоставленными обществом для всестороннего гармонического развития человека, и субъективной оценкой этих возможностей, субъективными усилиями, направленными на их использование.
Педагогу при воспитании интернационализма необходимо учитывать специфику сознания той социальной группы, к которой относятся его ученики, уровень ее культуры, развития и т. п. .
2.2. Формы и методы воспитания
В. А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что высокий результат в воспитании можно получить только тогда, когда будут гармонично сочетаться все виды педагогических воздействий: «Между воспитательными воздействиями существуют десятки, сотни, тысячи зависимостей и обусловленностей. Эффективность воспитания в конечном счете определяется тем, как эти зависимости и обусловленности учитываются, точнее, реализуются в практике».
Я считаю, что воспитание зависит от правильно подобранных методов и форм воспитательной деятельности.
Высказывания выдающихся педагогов по вопросам взаимосвязи образования и воспитания используются учеными и педагогами практиками при изучении и практической реализации комплексного подхода к воспитанию.
Богатство и разнообразие форм и методов позволяют при умелом их выборе и сочетании успешно решать задачу комплексного подхода к воспитанию .
Метод воспитания (от греч. «методос» - путь) - это путь достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике можно сказать также, что методы - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств .
Под методом понимают способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых.
Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми, однако, они тесно связаны и применяются в единстве. К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды деятельности (игровая, учебная, трудовая и т. д.), а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, политическая, художественная и научно-популярная литература, произведения изобразительного и музыкального искусства, средства массовой информации и т. д.)
В свете сказанного методы воспитания можно условно объединить в три основные группы.
Первая группа включает методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них взглядов и убеждений (уроки демократического интернационального воспитания, общестуденческие ассамблеи, советы, конференции на интернациональные темы).
Вторая группа методов воспитания предусматривает организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения (вечера отдыха, экскурсии, благотворительность, экскурсии, «общинное воспитание» - воспитание навыков совместной деятельности).
Третья группа объединяет методы, выполняющие функции регулирования, корригирования и стимулирования поведения и деятельности воспитанников. Поступки и действия, совершаемые учащимися, должны получать ту или иную оценку, которая призвана закреплять, упрочивать или, наоборот, разрушать, сдерживать, ограничивать складывающиеся формы и мотивы поведения и деятельности (международные радио – и телемосты, ролевые игры, дискуссии) .
В воспитании подрастающего поколения происходят важные перемены, отражающие, как в зеркале, политические изменения в мире. Так, в последние годы заметно возросли масштабы воспитания в духе мира. Учреждена международная организация «Педагоги за мир», которая координирует осуществление международной программы: обмен делегациями учащихся, студентов, создание международных детских лагерей, подготовку дидактических материалов демократической, общечеловеческой направленности. Членами ассоциации являются более чем 50 стран. По инициативе организации проводятся международные радио- и телемосты, на которых студенты обсуждают разные проблемы: музыки, спорта,
досуга, экологии и пр. Благодаря общению подростки избавляются от взаимного недоверия, учатся ощущать себя членами единого мира. Ассоциация
«Педагоги за мир» организует уроки и недели мира, на которых дети приобщаются к идеалам добра и взаимной приязни независимо от национальности .
Одной из распространенных форм интернационального воспитания является политическое просвещение. Оно знакомит с политическими событиями внутри страны и за рубежом, способствует формированию личного отношения студентов к этим событиям. Хорошо организованное политическое просвещение будет способствовать стремлению студентов принимать посильное участие в общественной жизни техникума, страны.
С подростками проводят коллективное чтение газет, организуют информации о событиях в политической, культурной, спортивной жизни в нашей стране и за рубежом.
Старшекурсники проводят информации о важнейших политических, экономических событиях, научных, культурных и спортивных связях с зарубежными странами, изучают историю развития деятельности молодежных политических, спортивных и других организаций, участвуют в туристских походах и т. д.
Большое значение в интернациональном воспитании имеет переписка со студентами других стран. Она помогает узнавать и изучать быт народов, национальные традиции, общественные идеи и проблемы, волнующие молодежь и вдохновляющие ее на участие в общественной жизни.
Огромную помощь в интернациональном воспитании оказывают интернациональные клубы. Члены клуба занимаются в секциях обозревателей, искусствоведов, участвуют в массовых, культурных или спортивных мероприятиях и др. Они выступают с докладами, проводят беседы как руководители диспутов, организуют встречи с иностранными гостями, организуют выставки и т. д. .
2.3. Принципы и педагогические требования интернационального воспитания студентов техникума
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач. Охарактеризуем требования, предъявляемые к принципам.
1. Обязательность. Принципы воспитания - это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику.
2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.
3. Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.
Принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными. Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами:
1) общественная направленность воспитания;
2) связь воспитания с жизнью, трудом;
3) опора на положительное в воспитании;
4) гуманизация воспитания;
5) личностный подход;
6) единство воспитательных воздействий .
Принципы интернационализма - это исходные положения теории интернационализма, ее руководящие идеи. Каждый принцип интернационализма связан с другими, имеет определенную специфику и вносит свой вклад в «механизм» действия научной идеологии и политики страны в национальном вопросе. Каждый из них выражает разные стороны и моменты объективного процесса утверждения братства рабочих разных наций и стран, содружества наций и держав.
Интернационализм выступает как общность закономерно связанных между собой разных принципов, что составляют в совокупности цельную идеологию, политику и этику государства по национальному вопросу. Социальная практика развития интернационализма дает возможность сформулировать эти принципы.
Основным принципом интернационализма является солидарность, сплоченность. Международная солидарность возникает в результате развития самосознания людей, осознания ими общности коренных интересов - интересов мира, благополучия.
Принципы равенства и взаимопомощи и все другие дополняют и углубляют содержание принципа солидарности. Подчинение национальных интересов интернациональным как принцип интернационализма вполне отвечает объективной диалектике общественного развития, и в частности, соотношению целого и части. В интернациональном выражаются интересы целого, и в национальном проявляются, реализуются интересы целого.
На основе принципа равенства развивается единство стран, укрепляется сотрудничество государств. Идеи добровольного объединения и сотрудничества народов обогащаются и дополняются идеями национального и государственного суверенитета .
Интернационализм имеет разные аспекты: политический, мировоззренческий, моральный. Учитывая эту особенность, необходимо при помощи разнообразных способов создать целостную систему влияния на мышление и сознание студенческой молодежи.
Большую роль в этом деле призваны сыграть специальные методические комиссии вузов по интернациональному воспитанию, клубы политической информации и тому подобное.
Для дальнейшего улучшения интернационального воспитания в процессе преподавания общественных наук необходимо:
1) глубоко раскрывать интернациональный характер событий;
2) аргументированно освещать теоретические и методологические вопросы интернационализма и интернационального воспитания. Желательно, чтобы такие проблемы постоянно рассматривались на методологических и теоретических семинарах кафедр общественных наук, на теоретических семинарах факультетов;
3) постоянно обращать внимание на более глубокое раскрытие процесса интернационализации производительных сил, всех сторон общественной жизни;
4) всесторонне показывать масштабность интернационального взноса народа в развитие стран мирового содружества, в исторический процесс;
Как свидетельствует опыт многих техникумов, большое значение для усиления интернационального воспитания студенческой молодежи имеет чтение спецкурсов по проблемам теории и практики интернационального воспитания, наций и национальных отношений, критики национализма;
5) целесообразно практиковать проведение семинарских занятий на конкретных примерах, показывающих жизненную силу интернационализма .
Заключение
Вопросы демократизации воспитания и общества должны решаться с учетом того, что подавляющее число государств не является гомогенным ни в этническом, ни в культурном отношении. Практически все крупнейшие страны относятся к поликультурным и полиэтническим сообществам. В них проживают национальные меньшинства, вследствие массовой иммиграции формируются новые малые этнические группы. Необходимость толерантного сосуществования больших и малых этнических и национальных общин порождает потребность поликультурного воспитания и образования в качестве важного социального и педагогического принципа.
Интернациональное воспитание исходит из того, что образование и воспитание в полиэтнических сообществах не может быть иным, как при учете национальных (этнических) различий, и должно включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентации, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения.
XX столетие прошло под знаком нарастания кризиса идеи и практики культурно-образовательной дискриминации и ассимиляции малых этнических групп. Современная цивилизация должна строить взаимоотношения больших и малых этносов в пределах одного сообщества на принципах интеграции, терпимости. Отнюдь не везде и не всегда соблюдаются культурно-образовательные права всех этнических групп, воспитание - важная гарантия сохранения гуманных ценностей человеческой цивилизации.
Интернациональная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизационных типов и культур. Будучи фактором эффективной демократизации воспитания и образования, поликультурное воспитание многонационального населения приобщает к собственным языкам, культурам, к мировой культуре через понимание особенностей отдельных наций, истории человеческой цивилизации, на основе диалога макро- и субкультур, обладающих особыми достоинствами и ценностями.
Интернациональное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно является средством сохранения и развития различных этнических культур, включения ценностей культур в практику воспитания и обучения, благодаря чему будут решаться актуальные проблемы педагогики.
Л и тература
1. Бабанский Ю. К. Комплексный подход к воспитанию учащихся. – К.: Радянська школа, 1985. – 256 с.
2. Воспитательная деятельность педагога. – М.: Академия, 2005. – 336 с.
3. Закон України «Про освіту» від 23 травня 1991р. № 1060 – XII.
4. Інтернаціональне виховання студентів. – К.: Вища школа, 1976. – 270 с.
6. Педагогика / Под ред. Бабанского Ю. К. – М.: Просвещение, 1983. – 608 с.
7. Педагогика. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – 286 с.
8. Подласый И. П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256 с.
9. Про Національну доктрину розвитку освіти. Указ Президента україни від 17 квітня 2002 р. № 347/2002.
10. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1989. – 288 с.
11. Сухомлинский В. А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1975. – 272 с.
Приложение
Интернациональное воспитание – формирование мировоззрения и чувств, знаний и убеждений, формирование высокой культуры отношения к своему и другим народам, воспитание доброжелательного отношения к людям разных национальностей.
Светлана Федорова
ПДО по хореографии, высшей категории
МБДОУ ЦРР детский сад № 2 «Олененок» ,
Отличник Образования РС (Я) Федорова Светлана Алексеевна
Актуальность. В современных условиях межэтнической нестабильности в нашем обществе возрастает необходимость разработки новых подходов к формированию у подрастающего поколения культуры межнационального общения. Подрастающее поколение вовлечено в определенную систему отношений, сложившуюся между народами. Интернациональное воспитание , также толерантное отношение к другим национальностям как один из факторов формирования нравственной личности начинается с дошкольного возраста . Ведь именно дошкольный возраст является начальным этапом становления личности. Необходимо учить детей видеть мир глазами разных людей, учитывая тот факт, что представитель другой национальности может воспринимать и оценивать те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Воспитание терпимости к другим , отличающимся от собственных, вкусам, привычкам, взглядам поможет дошкольнику , когда он вырастет,
не только найти общий язык с представителями других национальностей.
Одним из эффективных путей и средств формирования личности, толерантной, уважающей других народов, воспитанной в духе интернационализма является ознакомление ребенка с традициями, обычаями, этикетом, танцами разных народов . Танцевальное искусство , связанное с историей народа, близко и понятно ребенку и вызывает яркие эмоциональные реакции. Танец вызывает у детей эмоции симпатии и дружбы к представителям других национальностей. Эмоциональный позитивный отклик ребенка на яркие образы танцевальной культуры впоследствии станет той основой, которая поможет становлению личности, с интернациональным мышлением с развитой культурой межнационального общения.
Новизна и практическая значимость : поиск новых форм и путей совершенствования интернационального воспитания детей через танец и в разработке практических рекомендаций для хореографов ДОУ по совершенствованию обучения детей танцам .
Методологической основой явились работы в области психологии и педагогики, искусства и культуры : Л. С. Выготского, С. А. Рубинштейна,М. Я. Жорницкой, С. И. Зверева, Лукиной А. Г., С. И. Толстяковой, А. С. Федорова.
Цель работы : воспитание у дошкольников интернационализма , толерантности к представителям других национальностей, высокой культуры межнационального общения через танцы разных народов .
Исходя из цели работы поставлены следующие задачи :
Формировать положительное отношение к разным народам через знакомство
с их танцевальным искусством ;
Познакомить детей с историей, бытом, обычаями, традициями разных народов через танец;
Ожидаемые результаты :
В результате использования народных танцев как средства интернационального воспитания дошкольник с детства уважительно относится к представителям других национальностей, к другим культурам.
Дошкольное детство – начало процесса становления мировоззрения человека. Именно в это время ребенок познает мир в чувствах, эмоциях. Становление единой картины мира
в сознании человека осуществляется через искусство, язык, народное творчество.
В процессе познания окружающего мира у ребенка вырабатывается своя собственная система взглядов на мир, своя картина мира. В то же время в период старшего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит, будет ли он толерантно относиться к представителям других национальностей. Толерантность - это не только терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, это способность слышать, признавать и уважать мнения других, невраждебно встречать убеждения, отличные от своего, умение жить в гармонии, как с собой, так и с людьми, осознание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это не уступка, не пассивное подчинение мнению, взглядам и действию других, не покорное терпение, а активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, во имя позитивного действия с людьми иной культуры, иной национальной среды .
Именно в период дошкольного детства очень важно закладывать основы толерантного отношения к другим национальностям. В этом существенную помощь может оказывать приобщение детей к танцевальному искусству разных народов. Танцы имеют большое воспитывающее значение и доставляют эстетическую радость. Развивается воображение, образное мышление, внимание и память у детей. У детей пробуждается стремление
к прекрасному, усиливается эмоциональная отзывчивость и творческая активность.
Народные танцы - неотъемлемая часть народной культуры. Они имеют прочную связь с мировоззрением, верованиями, с национальными особенностями психологии народа. Танцы мы воспринимаем как искусство , которое несет в себе высший смысл-красоту
и добро. В нем народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизни. Танец всегда связан с историей народа. Он возник на основе трудовой деятельности человека
и связан с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами. Народные танцы созданы на основе фольклора, а фольклор-это душа народа. Они непосредственные , искренние, исполняются весело, легко импровизируются. Корни этого вида искусства уходят в глубокую древность. В танцах запечатлелась извечная красота, гармония души человека
и природы. Именно поэтому они вселяют в человека надежду, утверждают стремление
к возвышенному и прекрасному. Танец затрагивает тончайшие струны человеческой души. Он способствует совершенствованию человека, достижение им душевной и пластической гармонии.
Танцы - волшебный мир , в котором с удовольствием погружается ребенок. Яркие эмоции, которые испытывает ребенок во время танца , закрепляют в нем положительное отношение к разным национальностям. Ведь реальная жизнь и пластически-образное видение народа запечатлелись в причудливых, оригинальных формах народного танца .
Работу по этому направлению в детском саду № 86 «Колокольчик» как педагог дополнительного образования я начала в 1994 году. В течение 18 лет через приобщение к танцевальному искусству я стремилась воспитывать в детях чувство любви и уважения
к представителям разных национальностей.
Прежде чем поставить танец какого-либо народа детям дошкольного возраста обязательно рассказываю о том крае, где живет он, какой там климат, какие обычаи и традиции, быт. Дети с интересом знакомятся с жизнью , бытом, костюмами, музыкой, особенностями разных народов. Только после такого подробного ознакомления с национальными особенностями детей начинаю учить танцевальным движениям . Образность, экспрессивность музыки, танца развивает эмоциональность детей, питает их воображение. В процессе выполнения различных движений у детей укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается осанка, походка, развивается координация движений
и ориентация в пространстве.
Процесс обучения проходит очень динамично со сменой различных ритмов, импровизацией движений и танцевальных игр , упражнений. Привлекательная форма занятий способствует тому, что даже дети без выраженных способностей начинают хорошо танцевать . Продолжительность занятий соответствует возрасту детей. В процессе обучения осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом их личности, творческих способностей и физических данных. Это необычные занятия, позволяющие ребенку пережить чувство прекрасного. Через это яркое чувство формируется его отношение
к другим народам.
Дети учатся исполнять движения народно-сценического танца . Они очень способны : одинаково умело исполняют движения в характере русских хороводов, овладевая мягкой пластикой рук, головы, корпуса, а также умело исполняют мужественные танцы северных народностей -танец охотника, орла и др. Дошкольники любят народный танец, потому что он близок и понятен им благодаря богатству и яркости различных образов. Свои достижения они демонстрируют на открытых занятиях, концертах, конкурсах, фестивалях, где они неоднократно становились лауреатами, дипломантами. К выпускному году дети уже умеют исполнять больше десяти народных танцев :
Русский хоровод;
Украинский гопак;
Китайский;
Греческий сиртаки;
Испанский;
Цыганский;
Итальянская тарантелла;
Финская полька;
Корейский тхэквондо;
Долганский;
Эвенкский;
Чукотский;
Якутские;
Восточный.
Также поставила композицию «Дружба народов» , основной идеей которой является призыв к миру, дружбе между разными народами (см. приложение) . В заключение хочется отметить, что последовательное ознакомление детей с культурой других национальностей, изучение их танцевального искусства является одним из средств воспитания доброжелательного отношения к людям разных национальностей. Опыт работы с детьми свидетельствует о том, что с помощью народных танцев можно увлечь детей , довести до их сознания этическую культуру. В результате постановки и исполнения народных танцев детьми были замечены следующие изменения :
У дошкольников появился интерес и уважение к другим национальностям;
Наблюдается толерантное отношение к людям другой национальности;
Исчезают некоторые сложности в отношениях, в общении между сверстниками, так как детский сад № 86 характеризуется многонациональным составом коллектива детей;
Формируются дружеские чувства к детям других национальностей.
Таким образом, позитивные результаты, полученные на данном этапе работы, убеждают в том, что приобщение детей к танцевальному искусству других народов является одним из эффективных средств формирования дружелюбия между детьми разных национальностей, помогающим воспитать интернационалистов .
Интернациональное воспитание - целенаправленная деятельность по формированию у детей всех народов России чувства свободы, равенства и братства, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлению национальной ограниченности и чванства.
«Интернациональное воспитание – это формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющие народы России, культуры межнационального общения, нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства», - сказал когда-то Лихачев. Сегодня интернациональное воспитание необязательный элемент в педагогической деятельности. Некоторые просто игнорируют его как пережиток коммунистического прошлого. В последнем издании «Педагогического энциклопедического словаря» этот термин уже отсутствует.
Но интернациональное воспитание – одно из направлений в педагогической работе коллектива 14-й благовещенской школы. Его педагоги выбрали специально. Они согласны со словами Надежды Крупской: «Интернациональное воспитание должно быть повседневным делом, а не сводиться лишь к интернациональным митингам и празднествам. Им должна быть пропитана вся воспитательная работа». Сейчас школа стала своеобразным центром интернационального воспитания. Сюда постоянно приезжают школьники из соседнего Хэйхэ, а ученики 14-й школы в ответ ездят на противоположный берег: живут в семьях, вместе учатся, играют, общаются и обмениваются письмами.
Сегодняшним политикам чужды мнения педагогов. Интернационализм не в почете. Даже были попытки составить списки грузинских детей, обучающихся в российских школах. Московские учителя выступили «против». Ими восхищается известный грузинский педагог Шалва Амонашвили. Он автор концепции гуманной педагогики, создатель системы обучения детей с 6 лет. Труды грузинского педагога признают во всем мире. Сам он учился всему у разных народов. Россия - многонациональная страна, и это ее богатство, говорит Шалва Александрович. По его мнению, при воспитании детей необходимо брать лучшее в каждой культуре. «Что-то во мне есть грузинское, но когда я нахожусь среди своих коллег украинцев, белорусов, понимаю, что всех интересует этот образ мышления, идет речь о возвышенных ценностях, а горы - это и есть возвышенное, духовность, вера», - пояснил Шалва Амонашвили.
Часть современных педагогов считают, что именно устранение интернационального воспитания из школьной практики в 90-х годах стало одной из причин появления межнациональных конфликтов. К тому же, не стоит забывать о юношеских националистических организациях, исповедующих идеи нацизма. Их ряды сегодня пополняются подростками.
Поликультурная педагогика – сравнительно молодая отрасль научного знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности, так как является весьма адекватной педагогической реакцией на столь острые проблемы, как глобализация в современном мире, межличностные, межгрупповые и межэтнические конфликты, различные дискриминационные явления, классовые, политические и религиозные противоречия. Развитие этого направления современной педагогической науки и образовательной практики обусловлено самой сутью процессов демократизации и гуманизации социальной жизни, стремлением создать общество, в котором культивируются уважительное отношение к личности, защита достоинства и прав каждого человека.
Поликультурное воспитание – демократический педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приоритетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией.
Поликультурная педагогика может быть оценена как непременный инструмент выхода из кризиса воспитания и образования, способствующий гармонизации отношений представителей различных цивилизаций и культур.
В условиях экономической и политической интеграции все большее значение придается сохранению национальной специфики, в том числе и в воспитании. Поликультурное воспитание призвано поддерживать многообразие больших и малых наций в условиях глобализации современного мира. Оно оказывается средством сохранения и развития этнических культур, включения их ценностей в практику воспитания и обучения и тем самым решения актуальных проблем педагогики.
Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.
Мировая педагогическая мысль разрабатывает общую стратегию поликультурного воспитания. В докладе Международной комиссии по образованию ЮНЕСКО в 1997 году было провозглашено, что воспитание и обучение должны содействовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в современном мире, а с другой – привить ему уважение к другим культурам. В документе подчеркнута двуединая задача: освоение подрастающим поколением культурных сокровищ собственного народа и воспитание уважительного отношения к культурным ценностям иных национальностей.
Страны, где в той или иной степени предусмотрена политика поликультурного воспитания, можно разделить на несколько групп:
с исторически давними и глубокими национальными и культурными различиями (Россия, Испания);
сделавшиеся поликультурными вследствие своего прошлого как колониальных метрополий (Великобритания, Франция, Голландия);
ставшие поликультурными в результате массовой добровольной иммиграции (США, Канада, Австралия).
Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание в ведущих странах мира, являются:
педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств;
билингвальное обучение;
многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма.
Все эти направления отражаются в специальных учебных программах.
Идеология этноцентризма, национализма и расизма представляет значительную опасность для поликультурного воспитания. Подобная идеология, как отмечал на педагогическом симпозиуме в Токио в 1993 году экс-президент Всемирного совета по сравнительной педагогике, немецкий ученый Ф.Миттер, прежде всего ущемляет право на воспитание и образование этнических меньшинств.
Поликультурное воспитание фокусируется на нескольких педагогических принципах:
воспитание человеческого достоинства и высоких нравственных качеств;
воспитание для сосуществования социальных групп различных рас, религий, этносов;
воспитание толерантности, готовности к взаимному сотрудничеству.
К числу функций поликультурного воспитания можно отнести:
формирование представлений о многообразии культур и их взаимосвязи;
осознание важности культурного многообразия для самореализации личности;
воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
развитие умений и навыков взаимодействия носителей разных культур на основе толерантности и взаимопонимания.
Поликультурное воспитание преследует три группы целей, которые можно обозначить понятиями «плюрализм», «равенство», «объединение»:
уважение и сохранение культурного многообразия;
поддержка равных прав на образование и воспитание;
формирование и развитие в духе общенациональных, политических, экономических, духовных ценностей.
Таким образом, содержание поликультурного воспитания строится вокруг следующих ориентиров:
социокультурной идентификации личности;
освоения системы понятий и представлений о поликультурной среде;
воспитания положительного отношения к культурному окружению;
развития навыков социального общения.
Существенной становится проблема организации поликультурного воспитания. Одним из главных способов такой организации является соответствующее изучение тех или иных учебных дисциплин. Наличие поликультурного компонента в учебных дисциплинах позволяет решать двойную задачу: стимулировать интерес обучающихся к новому знанию и одновременно предлагать различные точки зрения на окружающий мир.
Ведущим при этом остается двуязычное и многоязычное обучение. Особое внимание уделяется культурологической направленности филологического образования. Ученые справедливо утверждают, что изучение иностранных языков не только служит коммуникации, но и позволяет приобщаться к различным способам мышления, поведения.
Вряд ли можно утверждать, что поликультурным воспитанием предложены оригинальные педагогические формы и методы. Им используются активные методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлективные методы. Подобную методику уместно применять с учетом целей, функций, содержания поликультурного воспитания. Так, при социокультурной идентификации личности результативны исторические рассказы, изучение обычаев, этикета; при освоении понятий многокультурности - лекции, эвристические беседы; при развитии навыков межкультурного общения - диалог.
Проблемы поликультуризма решаются как в пределах школьной системы, так и в рамках непрерывного воспитания и образования. Поликультурное воспитание коснулось, прежде всего, учащихся общеобразовательных учреждений. Но растет понимание необходимости его масштабного осуществления на уровне высшего образования. Одним из условий поликультурности в высшем образовании является учет расового и этнического многообразия и различий состава студентов. Поликультурное воспитание в высшем учебном заведении должно быть направлено на создание условий для преодоления барьеров, мешающих нормальному общению и развитию студентов из разных этнических и культурных групп и установлению между ними гуманных отношений как важного условия прогресса человечества.
Полученные результаты указывают на индивидуально-психологическую особенность девушек и юношей в возрасте от 16 до 21 года. Дальнейшее изучение специфики стилевых характеристик интеллектуальной деятельности позволит создать полную картину о когнитивной сфере в юношеском возрасте.
Библиографический список
1. Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения. - Иркутск: Восточно-Сибирской изд-во, 1976. - 192 с.
2. ХолоднаяМ.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. Учебное пособие -М.: ПЕР СЭ, 2002. - 304 с.
Ю.В. Смирнова
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО И ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье обозначены проблемы национального и интернационального воспитания детей в школе. Для их решения выделены взаимосвязанные принципы построения системы воспитания на основе социальных и нравственных образов. Подчеркивается роль гуманитарных дисциплин в сочетании с естественными для формирования личности учащегося.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей и идеологический вакуум оказывают негативное влияние на сознание детей и молодежи. Стала заметной утрата нашим обществом национальных и интернациональных традиций. Педагогическая наука все чаще поднимает вопрос о национальном воспитании. Это связано, прежде всего, с обострением отношений на национальной почве. Причиной многих трагические событий в наши дни являются межнациональные конфликты. Поскольку общеобразовательная школа отражает все события современности, то национальные вопросы не обходят ее, и мы наблюдаем конфликты среди учащихся разных национальностей.
Желание людей сохранить свои этнические корни, вполне понятно и оправдано. Поддержание и развитие национальных традиций разных народов является движущей силой развития общества. Этот аспект крайне важен в условиях распространяющейся глобализации, характеризующейся едиными образовательными стандартами, подходами, учебными планами в разных странах мира. На первый план в нашей стране выходят вопросы, связанные с «воспитанием патриотов России, граждан правового государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к традициям
и культуре других народов» . Тенденциями мирового развития выступают расширение масштабов межкультурного взаимодействия, факторы коммуникабельности и толерантности.
Национальное и интернациональное воспитание учащихся определяет приоритетные направления работы по патриотическому воспитанию на современном этапе, обогащает содержание патриотического воспитания и усиливает патриотическую направленность в курсах социально гуманитарных дисциплин. Воспитание должно быть направлено на формирование патриота России, ориентированного на приоритет национальных российских ценностей при уважении ценностей других культур; стремящегося сочетать личные интересы с интересами общества, государства и других людей; терпимого к другим людям и их ценностям.
Исследователями отечественной и зарубежной науки усматривается тесная связь между такими фундаментальными понятиями, как: образование, культура, национальное самосознание, гражданственность, патриотизм, компетентность. Путь к возрождению России лежит через воспитание, усвоение личностью общечеловеческих, духовно-нравственных ценностей.
Структурообразующие принципы системы воспитания детей. Необходима педагогически обоснованная система воспитательной работы во всех звеньях общества. При этом роль образовательных учреждений особенно велика. В них необходимо создавать непрерывную систему, ос-
нованную на консолидирующей деятельности школы с семьей, научными учреждениями, ветеранскими, молодежными организациями, творческими, военно-патриотическими союзами. Решение комплекса проблем национального и интернационального воспитания возможно на основе стратегических программ, уточняемых в годовых планах учебных заведений.
В силу своей специфики гуманитарные учебные дисциплины обладают большим потенциалом духовно-нравственного воспитания в сравнении с естественнонаучными. Для наук о человеке и обществе главным является не то, какие в них изучаются законы, а то, что они учат искусству интерпретации, пониманию другой индивидуальности, иной истории и культуры. Человек, лишенный полноценного гуманитарного образования, по мнению В.А. Лекторского , будет односторонним, ущербным как личность и не соответствующим новой культурной формации, которая характеризуется отказом от односторонне технологической линии развития. Более того, он будет догматичным, поскольку только при изучении гуманитарных дисциплин может формироваться понимание изменчивости культуры. Гуманитарно образованный человек понимает основы естественнонаучных знаний и то, что любое знание исторически и культурно определено. Тесное взаимодействие культуры и образования в процессе развития человека есть одно из условий его целостности, способности адаптироваться к противоречивым условиям бытия и противостоять негативным воздействиям среды, опираясь на духовную культуру личности.
В отечественной педагогике в настоящее время происходит переход к новой концепции воспитания, к гуманистическому, личностно направленному воспитанию, что предполагает новую систему принципов или наполнение их новым содержанием в соответствии с современной концепцией воспитания. В данной ситуации национальные особенности и тенденции их интеграции в мировые сообщества играют важную роль, так как они ориентирует образование на формирование личности, способной адаптироваться в многонациональной среде. Принцип национального в образовании и воспитании в контексте интернационального, по мнению Ж.М. Блие-вой , предполагает формирование национального самосознания учащихся параллельно с выработкой социальных и нравственных образов:
«Я - представитель своего народа», «Я - гражданин России», «Я - представитель содружества народов России», «Я - гражданин мира» .
В педагогической литературе выделяются следующие принципы обучения и воспитания в работе с детьми и молодежью . Принципы гуманизации и гуманитаризации, так же как и принципы ориентации на ценности и ценностные отношения, напрямую связаны с воспитательным потенциалом всех учебных предметов, способствуют правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействуют включению молодёжи в диалог разных культур. При этом гуманизация образования понимается нами, вслед за Г.М. Коджаспировой , как распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества. Соответственно, гуманитаризация образования - это установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.
Отметим, что система научных знаний по предметам включает воспитательный компонент - труд ученых (история науки), что способствует расширению способов познания за счет применения в исследованиях естественно-научных и гуманитарных методов. В частности, в учебных дисциплинах «География», «Биология», «Физика», «Химия» следует подчеркивать значение и вклад выдающихся деятелей науки, как в своем Отечестве, так и в мировую практику, тем самым, усиливая национальный и интернациональный компоненты воспитания.
Согласно принципу субъектности педагог максимально содействует развитию способности ребёнка осознавать своё «я» в связях с другими людьми и миром в его многообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия, как для собственной судьбы, так и для других, оценивать себя как носителя и транслятора знаний, отношений. Субъектная позиция ребенка - это основа воспитания, когда человек осмысленно влияет сам на себя, на свое развитие (саморазвитие). Без саморазвития не может быть воспитания.
Принцип демократизма в управлении образованием и воспитании гражданина уравнива-
ет в правах всех граждан, а также предполагает соблюдение личностью определенных условий (норм, правил, законов), выработанных конкретным обществом. Поэтому задачей предмета «Об-ществознание» является формирование свободной и ответственной личности, с уважением относящейся к обществу. При этом воспитание осуществляется на примерах подлинного патриотизма в России.
В развитии нравственного сознания учащихся необходимо формировать экологическое сознание, экологическую грамотность и экологическую культуру. Следовательно, принцип экологизации образования способствует развитию у ребёнка физического, психологического и нравственного здоровья, чувства ответственности за окружающий мир и его защиту. Учащиеся знакомятся с вопросами международного сотрудничества в области экологии, что подчеркивает глобальность экологических проблем для общества. Дети осознают необходимость охраны природы в процессе взаимодействия с ней, формируя экологическое мировоззрение.
Принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций означает принятие многообразия форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания. В реализации данного принципа приоритетными являются гуманитарные предметы.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся предполагает дифференцированный подход к отбору дидактического материала для национального и интернационального компонентов в содержании воспитания. Например, если в начальной школе в большей мере нужны яркие, запоминающиеся образы родной природы, ее защитников богатырей (Илья Муромец и др.), то в средней и старшей школе для оценки поведения героя создается проблемная ситуация, которая обсуждается под руководством учителя.
Личность как социально-психологический феномен определяет принцип целостности, предписывая педагогу целенаправленное, целостное воспитательное воздействие на каждого обучаемого.
Принцип социализации , трактуемый как процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, означает овладение навыками практической деятельности, преобразования существующих коммуникативных
отношений в качества личности. Достаточно хороший уровень социализации характеризуется способностью человека входить в различные социальные группы органично, без демонстративности и самоуничижения.
Построение образования на основе культурного плюрализма (принцип поликультуризма), признании равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, не допускает дискриминации людей по признакам национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста , помогает обратить разнообразие общества в полезный фактор его развития, обеспечивает быструю адаптацию человека к меняющимся условиям существования, сформировать в сознании многогранную картину мира.
Принцип дифференциации и индивидуального развития творческих способностей связаны между собой и способствуют выявлению и развитию у школьника склонностей и способностей к творчеству в различных направлениях деятельности, предоставляя возможность каждой личности работать на разном уровне сложности.
Указанные принципы можно представить в виде схемы (см. рис.).
Сопоставление принципов на схеме показывает, что они все тесно взаимосвязаны и приоритетными являются принципы гуманизации и гуманитаризации, субъектности и целостности, без которых невозможно формирование национального и интернационального самосознания личности.
Реализация вышеуказанных принципов в процессе национального и интернационального воспитания детей призвана обеспечить развитие у них нового, заинтересованного отношения, как к родной стране, так и к странам мира. При этом она осуществляется по следующим основным направлениям:
Духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает ответственность за свое Отечество, развитие культуры межнационального общения, осознание идеи единства всего человечества;
Историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, гордость за сопричастность современного поколения к деяниям
Взаимосвязи
Рис. Графическая схема принципов взаимосвязи воспитания. 1) принцип гуманизации и гуманитаризации; 2) принцип субъектности; 3) принцип демократизма в управлении образованием и воспитании гражданина; 4) принцип экологизации; 5) принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; 6) принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; 7) принцип целостности; 8) принцип социализации; 9) принцип поликультуризма; 10) принцип дифференциации и индивидуального развития творческих способностей
предков при изучении истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, в понимании особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций как своего, так и других народов, их героического прошлого;
Гражданское - включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России;
Патриотическое - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания россиян. Оно включает воспитание любви и преданности своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к служению Родине и ее народу;
Трудовое - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду. Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации самореализации личности, нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно выполнять свои обязанности и достигать поставленных целей;
Психологическое - формирование у детей психологической устойчивости, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в многонациональном обществе. Оно включает ознакомление с психологическими особенностями людей разных национальностей, снятие психологической напряженности в отношении людей.
Реализация национального и интернационального воспитания предполагает совместное использование системы основного (по Госстандарту) и дополнительного обучения, включающие определенное содержание в начальных, средних и старших классах. Обе системы воспитания диалектически взаимосвязаны, дополняют друг друга и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели.
Библиографический список
1. Блиева Ж.М. Поликультурное образование в контексте воспитания личности // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Т. 13. Серия: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология.
Социокинетика». - 2007. - .№2.
2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001.
3. Лекторский В.А. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») //
Вопросы философии. - 1997. - .№2. - С. 13.
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. -2002. - №4. - С. 254-269.
5. Педагогика / Ред. П.И. Пидкасистый. 3-е изд. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
М.А. Полякова
ОТРАЖЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ МАРТИНА ЛЮТЕРА В «МЕМОРИАЛЕ» ВОЛЬФГАНГА РАТКЕ
Реформационное движение в Германии оказало существенное влияние на все сферы общественной жизни, как в этой стране, так и во всей Европе. Начавшись в религиозной сфере и развиваясь под патронатом политической власти, оно затронуло и изменило, прежде всего, средневековую мораль и систему феодально-сословных отношений; обнажило проблемы экономического характера; акцентировало авторитет и потенциал светской власти в период формирования национальных государств. Вывод Мартина Лютера о возможности и необходимости общения человека с Богом без посредства церкви коренным образом изменил парадигмы отношения человека к самому себе в сторону его большей автономии и ответственности, а также явился истоком европейского индивидуализма .
Преобразования в области религии и морали не могли не затронуть сферу образования. Заслуга Лютера состоит в том, что он теоретически обосновал его необходимость в деле самореализации личности как перед Богом (исполнение идеи предопределения), так и перед другими людьми и обществом (осуществление мирской профессии), синтезировав оба эти направления в своей концепции о человеческом призвании (Beruf), и определил основные пути, по которым должно строиться образование.
Вместе со своими ближайшими соратниками Лютер быстро реагировал на внешние события и использовал для популяризации своих идей и Священного Писания новейшие технические изобретения (прежде всего - книгопечатание). Среди ближайшего окружения реформатора можно назвать многих деятелей, неравнодушных к проблемам высшего, классического среднего и начального образования. Это и виттенбергский профессор и реформатор Иоганн Агрикола,
и личный проповедник и ближайший соратник Лютера Иоганн Бугенхаген - автор школьных уставов не только на территории Германии, но и в Дании, Швеции и Шлезвиге, и реформатор вюртем-бергских школ, автор первого протестантского Катехизиса, Иоганн Бренц, и создатель Гольдбергс-кой школы (Силезия) Валентин Фридланд Троцен-дорф и, несомненно - «учитель Германии» Филипп Меланхтон, с которым 56 немецких городов консультировались по вопросу реорганизации своих школ , и многие другие.
Педагогика XVII века, внесла коррективы в теоретические разработки предшествующей эпохи. Это связано с изменением экономической обстановки в европейских странах, утверждением капиталистического уклада, ужесточением борьбы за расширение экономического пространства, вылившейся в колониальные захваты и войны по перегруппировке сил в Европе. Наиболее ярким проявлением этого явилась Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.), основные события которой разворачивались на территории политически слабой и раздробленной Германии .
В целом можно сказать, что XVII век дает пример совершенно нового социально-культурного уклада, опирающегося уже не на связь со средневековьем и религиозным фанатизмом предыдущего столетия, а базирующегося на рационализме, попытках реалистического подхода ко многим, в том числе и педагогическим вопросам, и тем не менее, связанным с недавнем временем тесными узами.
Теоретические разработки Лютера и практическая реализация его идей в форме перевода Библии на немецкий язык, написание катехизисов, создание церковных и школьных уставов и открытие его соратниками школ, пусть в большей степени - гимназического типа, нашли свое продолжение в XVII веке, прежде всего в пропаганде