После революции 1917 года множество достойных людей покинули Россию, и в Париже открылись русские Дома моды, которые стали весьма популярны. Ведь после Первой мировой войны все искали нового, свежего, оригинального. А тут во Франции появилось много русских эмигрантов-аристократов, которые были и одарённые и знавшие секреты высокой моды, так как в прошлом сами были клиентами самых богатых парижских домов. К тому же они получили хорошее художественное образование в Петербурге, в Москве или в Европе.
В домашнем воспитании в России, не только в крестьянской среде, но и в аристократических семьях, девочек учили рукоделию, часто это было вышивание. Поэтому и графини были обладательницами прирождённого вкуса и навыков в рукоделии.
В то время одним из самых известных стал Дом моды «Ирфе» - «IRFE», основанный княжеской четой – Феликсом и Ириной Юсуповыми. Дом был основан в 1924 году.
Дом моды быстро завоевал признание состоятельных клиентов, которые были восхищены его аристократическими основателями.
Ирина Юсупова, урожденная Романова, была племянницей царя Николая II. Она была ослепительно красива. В 1914 Ирина вышла замуж за князя Феликса Юсупова, потомка одной из старейших и богатых семей России. Богатство Юсуповых превосходило даже царскую семью.
Феликс был известен не только своим огромным состоянием, но и удивительной внешностью – красивые тонкие черты, гордая осанка, загадочный взгляд. Он учился в Оксфорде и часто посещал самых почтенных представителей русских семейств и европейской аристократии.
Феликс Юсупов рос в роскошных дворцах, принадлежавших его семье, один из которых теперь стал музеем-усадьбой Юсуповых в Архангельском. Его мать Зинаида Юсупова, красивейшая женщина того времени, портрет который оставил В.Серов, научила его любить красоту и восхищаться совершенством. Княгиня Зинаида Юсупова была не только красива, её образованность и элегантность были широко известны. Юсуповы обладали необычайной коллекцией ювелирных изделий, содержащей бесценные бриллианты.
В 1919 году Россию пришлось покинуть. С собой они смогли увезти малую часть наследства, которое состояло из драгоценностей и картин. Ведь многие русские эмигранты, бежавшие из России, предполагали вскоре снова вернуться. И лишь малая часть из них была уверена в том, что покидают родину навсегда. Продав несколько картин, Юсуповы купили дом в Париже, в котором затем было открыто ателье Irfe.
В названии ателье первые слоги имён владельцев - Ирина и Феликс. Работали в нём также русские эмигранты, оказавшиеся по прибытии во Францию ещё в более трудных условиях, чем Ирина и Феликс. Если сравнить то положение, в котором оказались Юсуповы во Франции с тем, какое было в России, то их парижская жизнь не шла ни в какое сравнение с той роскошной жизнью. Но это было в прошлом.
А здесь супруги искали возможность не просто вернуть былую славу, но как-то заработать и создать условия в какой-то мере сносной жизни…. Первыми манекенщицами Дома оказались княжны Трубецкая и , среди сотрудниц – золовка Ирины, в девичестве - графиня Воронцова-Дашкова. Да и сама княгиня не раз примеряла наряды своего Дома, чтобы послужить рекламой, и это было куда действеннее на парижан, ведь сама княгиня Романова фотографировалась в платьях дома IRFE, хотя никогда и не была манекенщицей. Их первую коллекцию с восхищением отметил французский Vogue: «Перед Вами коллекция, являющаяся в тоже время и селекцией, так как не включает в себя никаких неудачных моделей».
В начале был успех, были открыты даже три новых отделения – в Нормандии, Лондоне и Берлине. В 1926 году домом IRFE была создана парфюмерная линия. Выпуск духов продолжался до 1940 года. В 1931 году Дом разорился и на многие десятилетия прекратил свое существование. Как выяснилось, что Феликс Юсупов, обладающий художественным вкусом и знаниями, не имел знаний в бизнесе.
Князь Феликс Юсупов умер в Париже 27 сентября в 1967 году, ему тогда исполнилось 80 лет, а Ирина Юсупова умерла там же, в Париже, 26 февраля 1970 года, в возрасте 74 лет.
Почти через 80 лет Ольга Сорокина, бывшая модель, а сегодня жительница Парижа, решила возродить Дом IRFE. Накануне принятия своего решения, она посетила внучку Юсуповых Ксению Шереметеву-Сфири - наследницу Юсуповых. И с тех пор Ольга возрождает русский Дом в Париже. Она одновременно является и владелицей и дизайнером Дома, старается сохранить традиции – аристократический романтизм, русскую культуру, и рассказать о них на языке «fashion», внедрить их в современную моду. Много внимания она уделяет аксессуарам – сумкам, обуви, ремням, украшениям.
Многое из того, что сделано Ольгой, напоминает о великой княгине Ирине и князе Феликсе Юсуповых. Например, клатч, который украшен короной княжеского рода Юсуповых. Его по достоинству можно назвать – Princesse.
Сейчас вся одежда pret-a-porter изготавливается на лучших французских и итальянских фабриках, стремясь вернуться в ряды самых великих домов моды в мире.
О том, что такая фирма была когда-то и о том, что она восстала из пепла, знала, но вот история Дома Моды IRFE отчего-то прошла мимо меня. Скорее всего, какую-то из лекций Александра Васильева пропустила, а жаль!
История эта такова, что впору снимать художественный фильм. Лучше сериал. О любви и страсти, о красивых и талантливых людях, о тайнах российского императорского дома, о Распутине и его убийстве, об эмиграции и Париже, о моде, одежде, духах, моделях и, как не покажется странным - о некоторых тонкостях в жизни Голливуда.
История Дома Моды IRFE
началась в далёком 1924 году. То есть можно сказать, что этот Дом - один из старейших Парижских Домов. И в его названии отражены имена обоих его создателей - супругов Юсуповых - Ирины и Феликса.
Они были молоды, предприимчивы, красивы, обладали вкусом, врождённой утончённостью, а также талантами, без которых ничего бы не вышло. Именно это предприятие позволило раскрыться таланту Феликса Юсупова, как художника.
Не потребовалось много время для того, чтобы именно этот Дом Моды стал законодателем парижской моды 20-х годов.
Юсуповский дом стал первым, который начал выпускать модные линии спортивной одежды.
Они стали одними из первых и с идеей сочетать моду на одежду с модой на парфюм, и вслед за великой Коко Шанель запустили сразу четыре линии ароматов: один для блондинок, другой — для брюнеток, третий — для рыжеволосых, четвертый — для женщин «элегантного возраста».
Запуск парфюмерной линии принес ошеломляющий успех IRFE. Шедевры Дома Моды IRFE, созданные рукой человека царской крови, глубоко утонченные и искусно продвигаемые княгиней Ириной, стали неотъемлемой частью стиля жизни аристократии Европы и Америки.
В создании моделей принимали участие их друзья и родственники Юсуповых, например, брат Ирины - князь Никита Романов с женой княгиней Марией Воронцовой-Дашковой.
Дизайн флакона духов был разработан Принцессой Маргаритой Греческой.
Сама Ирина выступала в роли не только дизайнера, но и модели:
Модели IRFE из публикаций журнала VOGUE:
Более 80-ти лет спустя Дом моды IRFE вновь распахнул свои двери в доме 4, по улице Фобур Сент-Оноре. Инициатором его воссоздания, а также владельцем и дизайнером стала Ольга Сорокина. Ее идею поддержала прямая наследница Юсуповых, Ксения Сфири, урожденная графиня Шереметьева. Опираясь на накопленный опыт, Ольга стремится предлагать женщинам сегодняшнего и завтрашнего дня одежду, воплощающую роскошь, дерзание и дух времени. Ольга привнесла в обновленный дом IRFE свое видение моды, свое понимание и стиль, сохранив творческий подход Феликса и светскость Ирины.Ретроспектива творчества великого Дома, ознаменовавшая возрождение, состоялась в июне 2008 года в Palais de Tokyo в Париже, положив, таким образом, начало новому творческому пути Дома, - говорит Википедия .
И всё-таки, хочется рассказать поподробнее не только о Доме Моды, но и о его создателях.
Ирина Александровна Романова
(3 июля 1895, Петергоф — 26 февраля 1970, Париж) — княжна императорской крови, в замужестве княгиня Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон. Ирина была первенцем и единственной дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны, племянницей императора Николая II, приходясь, таким образом, по матери внучкой Александру III, а по отцу — правнучкой Николаю I.
Таким образом организованный ею вместе с супругом Дом Моды вполне можно назвать императорским. :))
Супруг Ирины Александровны - Князь Фе́ликс Фе́ликсович Юсу́пов
, граф Сумаро́ков-Эльстон (11 марта 1887 — 27 сентября 1967) — последний из князей Юсуповых.
Он не так "породист", как его супруга, но, уж точно, куда более знаменит. Он является автором двух книг воспоминаний — «Конец Распутина» (1927) и «Мемуары» (1953)., но и о нём тоже. Ещё бы - он принимал непосредственное участие в убийстве Распутина!
И он, и она считались в светском обществе одними из самых красивых представителей высокой аристократии России.
Несмотря на множество препятствий, они поженились в 1914 году. А препятствия были немалые. Против их брака выступала бабушка невесты - вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. И у неё, конечно, были для этого причины - Москва полнилась слухами о личной жизни Феликса - единственного (после смерти старшего брата) продолжателя богатейшего рода князей Юсуповых.
Феликс бы человеком крайне противоречивым и импульсивным. Он любил одеваться в женскую одежду, в чём, кстати, в какой-то мере виновата его мать, долгие годы одевавшая сына в девчачьи наряды из каких-то одной ей понятных суеверий), он не скрывал своих похождений на любовном фронте. Ему нравилось эпатировать публику, устраивать скандалы, распутничать как с женщинами, так и с мужчинами, и в список его любовников приписывали великого княза Дмитрия Павловича.
Всё это не могло не злить высокородных родственников Ирины Александровны. Но свадьба, не смотря ни на что состоялась. Видимо богатство рода Юсуповых перевесило всё.
Свадьба была "скромной", ведь невеста - всего-навсего Княжна Императорской Крови, но не Великая Княжна. Поэтому на ней было надето простое платье (могу себе представить, какое оно было простое), зато на голове Ирины поверх великолепной кружевной вуали, когда-то принадлежавшей Марии-Антуанетте королеве Франции, сверкала очень дорогая тиара из алмазов и горного хрусталя, изготовленная на известной фирме Картье.
Из России Ирина, Феликс и некоторые из из родственников благополучно бежали в 1919 году - уплыли на крейсере "Мальборо" в Великобританию, а уже оттуда перебрались в Париж, где и прожили до конца жизни.
У супругов была одна дочь Ирина Феликсовна Юсупова, родившаяся в Петербурге 21 марта 1915 года.
Сегодня прямыми потомками рода Юсуповых являются внучка Юсуповых — Ксения Сфири (урождённая Шереметева) и её дочь Татьяна Сфири (р. 28.08.1968, Афины), замужем с 1996 за Алексисом Джианнокопулосом (р. 1963), а также две их дочери — Марилия (р. 2004) и Жасмин-Ксения (р. 2006).
Ирина и Феликс с дочерью.
И ещё один интересный факт из их совместной биографии:
В 1934 году Юсуповы выиграли судебный процесс с компанией MGM и отсудили определённую сумму денег. Причиной стал фильм «Распутин и императрица», в котором Ирине (в фильме «принцесса Наташа» — единственная племянница царя) приписывали сексуальную связь с Распутиным.
Юсупову удалось доказать в суде, что подобные инсинуации — клевета.
Именно тогда воротилы американского кинобизнеса впервые распорядились помещать в начале фильмов уведомление о том, что все события, показанные на экране, — это вымысел, а всякое сходство с реальными лицами не является предумышленным
.
Дом моды Irfe был основан в 1924 году княгиней Ириной Романовой и князем Феликсом Юсуповым, которые обосновались в Париже после революции. Изначально это было частное ателье, в котором трудились русские эмигранты и друзья четы Юсуповых. Первая коллекция была показана в отеле Ritz и сразу обрела громкий успех. Многих привлекли громкие имена основателей дома моды, а кого-то русская экзотика. Но в то же время коллекция не имела ни одной неудачной модели, как писал затем Vogue. Стиль Irfe всегда отличался особенным аристократизмом и утонченностью, а в коллекциях была представлена одежда на самые разные случаи жизни. И даже спортивные наряды непременно отличались элегантностью.
В 1931 году дом моды был закрыт из-за экономического кризиса и возродился лишь в 2006 году благодаря стараниям француженки русского происхождения Ольге Сорокиной. Сегодня Irfe – это соединение русской культуры и традиций, аристократического романтизма и современности. Это одежда для творческой и независимой женщины, любящей культуру и искусство, и продумывающей свой стиль до мелочей.
Основатели Дома моды *Ирфе* супруги Юсуповы | Фото: inshe.tv
В результате революционных событий в России в начале ХХ в. многие представители знатных аристократических семей были вынуждены бежать за рубеж. Многим из них в эмиграции удалось основать свое дело и прославить свои имена во всей Европе. В 1920-х гг. законодателями моды во Франции были знатные выходцы из России Ирина и Феликс Юсуповы , основавшие Дом моды «IrFe» («Ирфе»). Наряды в роскошном аристократическом стиле пользовались большим спросом не только в Париже, но и в Берлине, и в Лондоне.
Княжна Ирина Романова была внучкой императора Александра III, а Феликс Юсупов принадлежал к древнему роду, одному из самых богатых в России. Их свадьба состоялась в 1914 г. Подвенечный наряд великой княжны Ирины Романовой был роскошным, на ней была хрустальная диадема с алмазами и фата из драгоценных кружев XVIII века - та самая, в которой Мария-Антуанетта венчалась с французским принцем Луи. Знакомые шептались о том, что эта вещь казненной королевы принесет несчастье новобрачным, но их союз и без этого вызывал у многих удивление - при дворе все знали о нетрадиционной ориентации Феликса Юсупова. Но Ирина никого не слушала - она любила своего избранника.
Судя по записям в «Мемуарах» Феликса, он тоже был искренне увлечен княжной: «В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства. … Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же. Ирина, единственная дочь, росла вместе с братьями и счастливо избегла сих неприятных качеств». Рядом с женой Феликс, которого многие считали гулякой и распутником, преобразился и остепенился.
В декабре 1916 г. Феликс Юсупов участвовал в убийстве Григория Распутина. Он избежал наказания, но семья вынуждена была уехать из Петербурга. А вскоре грянула революция, какое-то время Юсуповы жили в своем имении в Крыму, а в 1919 г. эмигрировали во Францию. В России Юсуповым пришлось оставить 5 дворцов, 14 доходных домов, 30 усадеб, 3 завода и рудники.
Первое время супруги Юсуповы жили безбедно, распродавая драгоценности, которые удалось вывезти из России. Но потом они так же, как и многие другие представители аристократических семей, были вынуждены искать дополнительные источники заработка. Ирина и Феликс решили открыть собственный Дом моды. В 1924 г. они осуществили планы и назвали свое детище по первым двум буквам своих имен - «Ирфе».
Весь персонал Дома моды состоял из русских эмигрантов, но никто их них не имел никакого представления об организации работы в модной индустрии. Высокая, стройная княжна Юсупова часто выступала в роли манекенщицы и сама демонстрировала модели Дома моды «Ирфе».
У Ирины был безупречный вкус, а у Феликса - неуемная фантазия, что стало залогом успеха их общего дела. Супруги Юсуповы стали законодателями французской моды 1920-х гг. Вскоре они открыли филиалы в Туке - курортном городе в Нормандии, а также в Лондоне и Берлине. Феликс также открыл магазин юсуповского фарфора, участвовал в оформлении 3-х парижских ресторанов, в 1926 г. они с Ириной выпустили духи «Ирфе».
И тут наступила Великая депрессия, грянул кризис, и Юсуповы потеряли большую часть капиталов, вложенных в американские банки, и утратили богатую клиентуру из США. Бизнес стал убыточным, роскошный аристократический стиль «Ирфе» оказался многим не по карману, в моду входили простые и универсальные наряды от «Шанель». Юсуповым не хватало деловой хватки, и в 1931 г. было принято решение о ликвидации Дома моды «Ирфе» и его филиалов. В начале ХХI в. дом моды «Ирфе» был возрожден. В 2008 г. на Парижской неделе моды была представлена его первая коллекция после 80-летнего перерыва.
В «предреволюционном» , если так можно сказать, поколении известного княжеского семейства Юсуповых было двое сыновей: Николай и Феликс. Семейное же придание гласило, что над их родом тяготеет проклятие за то, что их предки еще при царе Алексее Михайловиче изменили магометанству и приняли православие.
Суть неотвратимой кары заключалась в том, что все, кроме одного, наследники, родившиеся в семье, не доживали до 26 лет.
Именно в этом возрасте на дуэли, имевшей целью развязать любовный треугольник, погиб старший из
братьев, Николай.
Князь Феликс Юсупов
Феликс остался наследником колоссального состояния. Дворцы, земельные угодья, драгоценности
исключительно художественного и исторического значения, великолепные собрания живописи, фарфора,
бронзы накапливались веками - все поколения Юсуповых, помимо государственной службы, энергично
занимались коллекционированием и знали толк в красоте.
Юный Феликс еще во время учебы в Англии оформлял свои апартаменты по собственным эскизам. В убранстве
комнат чувствовались приверженность хозяина-студента новейшим эстетическим взглядам, особое понимание стиля,
цвета, формы.
«
Валентин Серов -князь Феликс Юсупов – 1903
«Стены были белы. На полу - черный ковер, на окнах - оранжевые шелковые занавески. На стульях - яркая
индийская обивка в синих разводах под цвет фаянса. Стол по вечерам освещала лампа из синего стекла и
серебряные канделябры с оранжевыми абажурами».
Ох уж этот черный ковер! Многочисленные посетители юсуповской квартиры сначала ошарашенно смотрели на сию
новинку, а потом… заказывали себе то же самое. Мода на черные ковры охватила весь Лондон.
…Между тем жизнь Феликса выходила на новый для него виток. В феврале 1914 года состоялась его свадьба с
племянницей царя Ириной Романовой.
Ее высочество княжна Ирина Александровна Романова
Она доводилась внучкой императору Александру III. Эта девушка с точеным профилем считалась первой
красавицей Петербурга. Венчалась Ирина в хрустальной с алмазами диадеме и в кружевной фате, принадлежавшей
некогда казненной французской королеве Марии-Антуанетте.
Феликс и Ирина Юсуповы
После убийства ненавистного «старца» и высылки Феликса из столицы супруги были разлучены. Но февральская
революция буквально как героя вызволила князя из заточения. Грянувшая почти следом Октябрьская совершенно
иначе смотрела на Юсупова и ему подобных.
Ирина Феликсовна Юсупова – 1928 год
И вскоре Феликс и Ирина Юсуповы с маленькой дочкой, названной в честь матери тоже Ириной, устремились в Крым,
еще свободный от большевиков. Но революционный вал докатился и до этих мест. Однажды утром, открыв глаза,
Феликс увидел перед собой дуло револьвера.
Супруги Феликс и Ирина Юсуповы
И вот 13 апреля 1919 года Юсуповы в последний раз смотрели на родной берег с палубы корабля.
Русский Париж… Подобное словосочетание, наверное, так и останется единственным и неповторимым явлением в
истории человечества. Город в городе, где беженцы из России так или иначе сумели обустроиться согласно
национальным пристрастиям и привычкам. Школы, церкви, больницы, рестораны, высшие учебные заведения,
мастерские, библиотеки, театры, клубы, консерватория, благотворительные и научные общества, богадельни,
приюты для сирот, парикмахерские и адвокатские бюро, военные училища и прочее с неизменным добавлением -
«русский», «русская». В этом городе-призраке с размытыми очертаниями шла четко налаженная жизнь по
православному календарю с такой богатой и разнообразной культурной программой на каждый вечер, которая
сегодня воспринимается как нечто фантастическое.
Этот небольшой сколок с огромной России состоял из разномастного населения: молодых и старых, гениев и
неучей, светлых душ и отпетых мерзавцев, из элиты, обладавшей определенными финансовыми возможностями, и
совершенно неимущих. Подавляющее же большинство эмигрантов довезли до берегов Сены лишь родную пыль на
подошвах ботинок. Вот почему для очень и очень многих русских вопрос заработка десятилетиями оставался
наиважнейшим из всех других.
Князь Феликс Юсупов 1925, художник Серебрякова Зинаида Евгеньевна...
Князь Юсупов, обосновавшись в Париже и призвав на помощь все свои европейские связи, не жалея ни времени,
ни сил, ни денег, помогал неимущим соотечественникам заработать на жизнь. Особенно трудно было женщинам,
зачастую оставшимся без мужской поддержки и, как правило, не имевшим никакой специальности.
Организованная им контора по трудоустройству в первые годы эмиграции помогала спасти многих. По инициативе
князя был открыт салон красоты, где русские дамы под руководством парижских специалистов осваивали азы массажа
и макияжа, чтобы открыть собственное дело.
На деньги Юсупова стала действовать Школа прикладных искусств имени Строганова, готовившая учеников для
работы на эмигрантских художественных предприятиях, а также в Доме моды Феликса Юсупова.
Реклама модного дома, который назвали по первым буквам своих имен – «ИРФЕ»
Дом моды стал, пожалуй, самым крупным творческим проектом князя. Цель его была все та же - побольше рабочих
мест для своих. Юсуповский Дом на улице Дюто назывался «Ирфе» - по сочетанию первых слогов имен его
основателей: Ирина - Феликс
Галина Серебрякова. Ирина Юсупова, 1924 г.
Элегантная, высокая, стройная принцесса крови Ирина Юсупова оказалась дельной и энергичной сподвижницей мужа.
Всегда имевшая тягу к прикладным искусствам и великолепный вкус, она сразу придала «Ирфе» оттенок
особой респектабельности. Только что родившееся детище обзаводилось завидной клиентурой. Еще бы!
Посетительниц встречал сам легендарный князь, красота которого продолжала оставаться неотразимой. «Клиентки
были всех национальностей. Приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара.
Другая, американка, захотела видеть «князя», у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у
хищника», - вспоминал впоследствии хозяин «Ирфе».
Однако настоящую славу «Ирфе» создало необыкновенное дефиле, прошедшее в отеле «Риц». Манекенщицы, все как на
подбор красавицы, руководимые Ириной Юсуповой, появились перед публикой уже после показа ведущих Домов моды.
В результате демонстрация первой юсуповской коллекции одежды стерла у зрителей все прежние впечатления почти
без следа.
Ирина Юсупова в наряде Модного дома Ирфе
А между тем той же Ирине потребовалось собрать в кулак все свое мужество и самообладание для того, чтобы
предстать перед публикой в облике манекенщицы. Определенная часть эмиграции, причем очень авторитетная,
крайне негативно относилась к подобным предприятиям, считая их немыслимыми и унизительными для
представительниц столбового российского дворянства.
Ирина Юсупова
Но все негодующие возгласы утонули в том море восторга, который захватил изощренную парижскую публику в
незабываемый вечер дебюта «Ирфе». Газеты писали: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность
работы и художественное видение цвета сразу поставили это скромное ателье в ранг больших Домов моды».
Со временем Юсуповы открыли еще три филиала Дома: в Туке - популярном курорте в Нормандии, Лондоне и Берлине.
Пресса была крайне благосклонна к их деятельности, неизменно отмечая растущий профессионализм и строгость
отбора моделей для коллекций, не жалея красок для описания особенностей кроя, а также исключительного качества
кружев и эксклюзивно расписанных тканей, и подчеркивая поиски оригинального в модельной стратегии Юсупова.
В 1926-м неугомонный Юсупов создал и выпустил в продажу духи «Ирфе». Причем продавались они трех видов -
для белокурых, темноволосых и рыжих покупательниц.
Князь Феликс Феликсович Юсупов умер 27 сентября 1967 года в Париже в возрасте 80 лет.
Княгиня Ирина Александровна Юсупова умерла 26 февраля 1970 года в Париже в возрасте 74 лет.