Сообщение о дисциплине в школе. Что такое дисциплина? Зачем она нужна человеку? Применяются ли в школе телесные наказания

Подписаться
Вступай в сообщество «tearespect.ru»!
ВКонтакте:

Классный час «Дисциплина на уроке»

Цель: формирование у учащихся готовности к осознанному соблюдению требований дисциплины во время урока.

Оборудование: мяч, призы.

Начать классный час желательно с отрицательной реакции на какое-то нарушение дисциплины: долго собирались, кто-то опоздал на занятие, кто-то все-еще копается в сумке и т.п.

Слово педагога. Ребята! Посмотрите, как долго мы с вами начинали наш классный час, как много потратили времени! Мне пришлось каждому сделать замечание, пришлось несколько раз просить и требовать, чтобы вы успокоились после перемены! Вот так каждый учитель просит, требует, даже грозит, обращается по имени, подходит к вам во время урока, повышает голос и т.д. Очевидно, что учителя очень важно: соблюдаете ли вы на уроке правила поведения, требования к ученику. Зачем? Как вы думаете?

Возможные ответы учеников. Чтобы легче было работать, чтобы не было шума, чтобы создать условия для успешного выполнения заданий, чтобы не кричать, чтобы не уставать, чтобы не отвлекаться от учебного материала на замечания и т.п.

Слово педагога. Получается, что порядок на уроке, тишина и ваше внимание нужны учителю не самы по себе, а для организации работы. Чьей? Для кого старается учитель?

Возможные ответы учеников. Для своего удобства. Для удобства учащихся (эти варианты ответов подчеркнуть общим выводом).

Слово педагога. Кто догадался: о чем мы сегодня будем с вам говорить?

Упражнение «Я и дисциплина в классе»

Слово педагога. Значит, когда учитель требует соблюдения дисциплины в классе, то он старается и для вас тоже. Вспомните, пожалуйста, сейчас ситуации, когда плохая дисциплина в классе мешала вам самим? Слушаем ответ каждого (использовать мяч).

Возможные ответы учеников. Когда отвечаешь у доски, а никто не слушает. Когда не знаешь, как выполнять задание, потому что класс шумел во время объяснений.

Слово педагога. Значит, бывали такие ситуации, когда ваши одноклассники мешали вам. А теперь вспомните, как вы нарушали дисциплину. Расскажите, какие действия, нарушающие дисциплину в классе, вы совершали сами. Слушаем ответ каждого (использовать мяч).

Возможные ответы учеников. Кричали, шуршали страницами учебника, бросали бумажки, разговаривали с соседом по парте.

Слово педагога. Ребята, вы сейчас вспоминали ситуации, где вы сами нарушали дисциплину и где нарушения дисциплины одноклассниками мешали вам. Сделайте, пожалуйста, вывод: от кого или от чего зависит дисциплина в классе. Получится ли поддерживать дисциплину и создавать рабочую атмосферу во время урока, если об этом будет заботиться только учитель? (Провести эксперимент для тех, кто упорно настаивает на единоличной ответственности учителя, или для самых активных нарушителей дисциплины).

Эксперимент.

Кто хочет прямо сейчас попробовать себя в роли учителя? Я дам тебе задание, которое ты должен выполнить с ребятами (задание должно требовать от учителя объяснений, не должно быть понятно по первым словам). Если после твоих объяснений ребята справятся с заданием, то я поставлю тебе в журнал «5», а если тебе не удастся их организовать, то поставлю «2». Итак, ты – учитель. А всем остальным я разрешаю делать сейчас все, что вы хотите: кричать, ходить, петь песни, играть в игры на телефоне и т.п. (Обычно эксперимент заканчивается «провалом», поэтому спустя некоторое время педагог сам организует дисциплину).

Рефлексия чувств, мыслей, выводов ученика, который побывал в роли учителя.

Задание на рефлексию для всех учащихся: заполнить таблицу

Возможные ответы учеников. Слушаем ответ каждого (использовать мяч). Если дети делают правильные выводы, от их ответов отталкиваемся, чтобы сделать свой вывод.

Слово педагога. Смотрите, что получается! Оказывается, что дисциплину в классе поддерживает не учитель, а вы сами! Но для этого нужно уметь контролировать себя самому, без подсказок и напоминаний учителя. Нужно быть готовым приложить силу воли, чтобы вести себя достойно. Хотите проверим, кто у нас в классе лучше всех умеет управлять своим поведением, контролировать себя?

Игры на развитие самоконтроля

Упражнение «Луноход»

Мы уже выяснили, что каждый из вас так или иначе нарушает дисциплину в классе: кто-то больше, кто-то меньше, но все. Это происходит от недостатка качеств, позволяющих человеку самому контролировать себя. Хотите ли вы испытать свою способность контролировать себя через игру? Сейчас один участник (или доброволец, или может начать сам педагог) начинает ходить по классу и говорить: «Я – Луноход-1». Тот, кто засмеется, становится следующим «Луноходом», он присоединяется к первому и говорит: «Я – Луноход-2» и так далее, пока все участники не станут луноходами. Кто остался последним – тот лучше всех умеет контролировать себя (но можно оговориться, что для этого нужно еще и желание).

Игра «Сохрани слово в секрете»

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть вам разные слова, а вы будете хлопать в ладоши один раз на каждое услышанное слово. Но помните об одном условии: если я называю съедобные вещи, то хлопать нельзя, а вместо этого должна наступить тишина (Играем группой).

Примерный список слов:

окно, стул, мороженое , шоколад , учитель, плечо, шкаф, конфета , книга, парта, штора, сумка, сок , банан , компот , туфли, пирог , чипсы , лодка, ручка, собака, пицца , йогурт , лампа.

Игра «Раз, два, три!»

Участвуют два игрока. Дается привлекательный предмет (конфета, игрушка и т.д.). Предмет кладут на парту. По разные стороны от парты встают участники. Задача участникам: «Как только прозвучит слово три, сразу можно взять предмет».

Текст для педагога:

«Зрители собрались на стадионе смотреть соревнования по бегу на длинные дистанции. Первым на беговую дорожку выходит китайский бегун Сам Пень. О! В этом году Сам Пень достиг высоких результатов и может составить конкуренцию российскому чемпиону Селивану Климову. А, вот, кстати, и он. Красавец! А вот и американский спортсмен Тедди Грин. Наконец, все спортсмены разошлись по своим дорожкам и судья скомандовал один, два … марш!»

«Был хороший солнечный денек. Мальчишки носились сломя голову на велосипедах по двору. Один, два… в общем много ! Дети копались в свое удовольствие в песочнице. Бабушки вязали носочки и шапочки для внучат и тихо сплетничали между собой. Девочки прыгали на скакалке и сами считали друг другу: раз, два… прыг!

«У нашей кошки родилось в этом году три котенка разного цвета, все милые, пушистые, игривые! Я люблю их кормить и играть с ними. А еще я их дрессирую, они уже умеют лакать из блюдечка и бегают за бантиком. А сегодня я примеряла на них кукольные платья, но им не понравилось!»

Слово педагога. Наша встреча подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили?

Возможные ответы учеников. О дисциплине, о правилах поведения на уроке.

Слово педагога. Скажите, пожалуйста, а зачем каждому из вас лично нужно соблюдать дисциплину? Какую пользу принесет соблюдение дисциплины именно вам? Почему лично вы можете захотеть соблюдать дисциплину на уроке?

Возможные ответы учеников. Помогает избежать наказания, учитель лучше относится к тебе, учитель не кричит, ребята благодарны тебе, что ты облегчаешь им высказывание у доски, легче сосредоточиться на задании, легче запоминать, не приходится нервничать из-за того, что ты что-то не услышал и т.п.

Слово педагога. Кто же должен позаботиться о том, чтобы вам было удобно работать на уроке, о том, чтобы была хорошая атмосфера?

Возможные ответы учеников. Мы сами!

Сегодня все чаще можно услышать, что причина всех проблем, связанных с подростками и детьми кроется в плохом воспитании. Обоснованы ли обвинения в адрес родителей, утверждающие, что в большинстве спорных вопросов и проблемах сегодняшнего подрастающего поколения виноваты именно они?

Доказательства этому найти сложно. Формирование человека происходит в результате его воспитания, при непосредственном влиянии сверстников и средств массовой информации. Конечно, в большинстве своем родители стремятся вырастить детей, знающих, что необходимо говорить «да» хорошему, и - «нет» плохому. Учить этому детей необходимо с самого раннего возраста.

Что такое хорошее воспитание?

Под хорошим воспитанием подразумевают направление ребенка с оказанием ему помощи в становлении человеком, которым он должен стать. Оно не может сводиться к эмоциональному давлению на ребенка, заставляя стать идеальным или превращая в точную копию одного из родителей. Также ошибкой будет оставить ребенка без какого-либо руководства и ограничений.

Все родители стремятся обеспечить своему ребенку чувство безопасности и защищенности. При этом очень важно научить его делать правильный выбор, предоставив ему в этом свободу действий. Это можно сделать, только создав атмосферу, которая давала бы ребенку чувство любви и защищенности. Ребенок чувствует себя в безопасности, если растет в пределах определенных границ, установленных родителями, и понимает, что его любят независимо от того, что он делает. Поэтому связывать ограничения и дисциплину с чувством родительской любви ни в коем случае нельзя. Важно, чтобы ребенок знал, что его не перестанут любить, из-за того, что он в чем-то не согласен с родителями или имеет собственные убеждения.

Зачем нужны ограничения?

Ребенок не рождается с ограничениями в поведении – их необходимо развивать также как и другие качества и способности. Устанавливая определенные границы, родители предоставляют своим детям информацию, необходимую им, чтобы принимать правильные решения, которые будут определять их дальнейшую жизнь. Важно сформировать понятие о том, что невозможно обладать всем или делать все, что захочется. Будьте настойчивы. Непостоянство – злейший враг воспитания, посылающий ребенку абсолютно неправильные сообщения.

Воспитание и то, как мы позволяем реагировать нашим детям на дисциплину и ограничения, будет оказывать колоссальное влияние на всю их дальнейшую жизнь.

Зачем нужна дисциплина?

У некоторых людей слово дисциплина вызывает негативные ощущения и ассоциации, поскольку они не знают, что такое дисциплина. На самом деле это всего лишь направленные на развитие поведения внутренние ограничения. Дисциплина должна включать в себя обучение, предупреждение и наставление. Она помогает ребенку систематизировать его жизнь, вырасти ответственным человеком, который способен отличить плохое от хорошего.

Хорошее воспитание подразумевает обучение ребенка самодисциплине, что будет способствовать повышению у него чувства ответственности и самоконтроля. Важно привить ребенку чувство ответственности за свои действия.

Наши дети нуждаются в дисциплине и ограничениях. Задача взрослых – помочь ребенку поддерживать их.

Хорошее воспитание – сложный и длительный процесс. Все родители совершают ошибки. Не стоит огорчаться, когда это случается, сделав выводы, учитесь на таких ошибках.

Что такое дисциплина и зачем она нужна?

МБОУ «Пурдошанская СОШ»

Доклад на педсовете: «Дисциплина»

Подготовила Самсонкина Т. Н.

Дисциплина – это процесс обучения правилам и навыкам, которые позволяют ребенку контролировать себя; действие учителя направленное на создание необходимой формы поведения учащихся.

Причины отсутствия дисциплины у детей:
Воспитание – две крайности: родители слишком мягки к своим детям или же им нет дела до них.
У учителя отсутствует авторитет среди детей.
Общее попустительство: никому нет дела, никто не имеет желания устанавливать дисциплину.
Дети не имеют положительного опыта – как вести себя дисциплинированно.
Не восполненные физические, душевные потребности.

Как поддерживать дисциплину:

1. Профилактика легче лечения:
Внешние условия - помещение должно удовлетворять гигиеническим требованиям (посторонние шумы, отвлекающие моменты, раскраска стен, освящение, воздух, отопление)
Учитель должен следить за дисциплиной.
Ребенок с самого начала должен быть ознакомлен с правилами поведения на уроке.

2. Использование вербальных и невербальных средств:
Пауза.
Взгляд.
Подойти к нарушителю.
Физический контакт (тронуть за плечо).
Спросить о причине такого поведения.
«Спасибо, что сейчас вы успокоитесь» - опережать события.
Вовлечь в урок, дать индивидуальное задание.
Убрать то, что вызвало плохое поведение.
Расскажите о своих ожиданиях относительно их поведения.

3. То, что не нужно использовать:
Не стоит требовать от ребенка того, что в силу своего возраста он не может выполнить.
Пользоваться сарказмом, насмешками и позорить ребенка – это направленно против личности, а не против поведения – не достигает результата и сильно подрывает отношения между учителем и учеником.
Наказание должно соответствовать проступку – не использовать жестокость.
Показать, кто здесь самый сильный – очень непродолжительное действие и лишает ребенка любви к Вам.
Угроза – то, что не приводится в исполнение никогда не имеет действия, и то, что приводится в исполнение не после первого раза, тоже не действует с первого раза.
Крик – в следующий раз, пока Вы не крикните, никто не обратит на Вас внимания – лишает ребенка чувства уважения к Вам. Зачастую, ученик на уроке является объектом педагогического воздействия и, следовательно, пассивным участником занятия. Но у ребенка возникает желание проявить себя, часто это проявление воспринимается педагогами как нарушение поведения и дисциплины. Сегодня на нашем занятии мы рассмотрим эту проблему.

Вопросы воспитания сознательной дисциплины в нашей школе приобретают исключительно важное значение, потому что дисциплина является одним из необходимейших и обязательнейших условий обучения. Без дисциплины, без дисциплинирования учащихся нельзя правильно построить учебный процесс.

Давайте сравним ваши определения, с теми, что встречаются в работах известных педагогов.

Дисциплина в распространенном понимании - это послушание, подчинение порядкам.

    Дисциплина - это подчинение. Ученик обязан соблюдать дисциплину. Но для чего? Чтобы преподаватель мог учить, чтобы класс и каждый ученик в отдельности работали - учились и продвигались вперед. Значит, конечный смысл дисциплины не в послушании, а в работе, в работоспособности класса и ученика.

    Дисциплина - это не послушание, а трудоспособность, сосредоточение на работе.

Дисциплинированный класс не тот, где все сидят, боясь под страхом окрика или наказания шелохнуться, а тот, который работает на уроке. Все работают. Все заняты делом - слушают объяснения преподавателя, обсуждают проблемы вместе или в группах, решают задачи, проводят опыты. Все работают с известным напряжением сил и потому продуктивно. Дисциплина группы измеряется продуктивностью ее работы и больше ничем.

Дисциплина учеников на уроке - это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий преподавателя. Подлинная дисциплина учеников характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.

При подготовке к семинару мы провели опрос среди учащихся 6-11 классов и преподавателей. В исследовании участвовали …… учеников из 58 (…..% опрошено) и …… преподавателей.

Ученикам предлагалось ответить только на три вопроса:

1вопрос: На каких предметах учащиеся вашего класса нарушают дисциплину?

2 вопрос: Каковы, на ваш взгляд, причины нарушения дисциплины на этих предметах?

3 вопрос: Как поддерживают учителя дисциплину на этих уроках?

Эти вопросы позволили нам выяснить, что часто происходит за закрытыми дверями классных комнат во время учебного процесса.

Учителям предлагалось ответить тоже на три вопроса.

1 вопрос: Испытываете ли вы проблемы с дисциплиной на уроке (назовите класс)

2 вопрос: Назовите причины нарушения дисциплины на ваших уроках?

3 вопрос: Какими методами вы пользуетесь, чтобы наладить дисциплину на уроке?

В результате анализа анкет учащихся мы получили печальную картину. Нарушение дисциплины на уроках отметили учащиеся всех классов. Обратимся к цифрам:

В 6 классе таких предметов –

В 7 классе –

В 8 классе –

В 9 классе –

В 10 классе –

В 11 классе -

Ученики совершенно конкретно обозначили, что наши педагоги испытывают проблемы с поддержанием дисциплины на уроке. Причём некоторые предметы повторялись учащимися каждого класса. Например, Особую тревогу вызывают 7 (где обучаются дети подросткового возраста, а у них наблюдается резкая смена настроения и поведения), и выпускные классы (9,11),

Что же показал опрос преподавателей? ….. учителей школы признались, что сталкиваются с дисциплинарными проблемами на уроке, но только в одном конкретном классе. Исходя из анализа ответов учащихся и педагогов на первый вопрос, можно сделать вывод о том, что с дисциплиной на уроках, и в целом в школе, не всё благополучно.

Наиболее часто повторялись причины :

Не все ученики на уроке заняты делом

Избалованность некоторых учеников

Ученики знают, что им всё позволено на уроке, знают, что учитель всё равно простит

Слабый контроль за дисциплиной на уроке со стороны учителя

Есть в классе заводилы

По мнению педагогов, нарушение дисциплины во ….. классах обусловлено адаптационным периодом. Дети привыкают к новым учителям, новым

Ученики же постарались показать в своей анкете зависимость дисциплины на уроке от поведения учителя и учащихся.

Как же решают учителя вопрос дисциплины? На этот вопрос отвечали и ученики, и учителя школы.

При анализе анкет учеников поразило обилие применяемых преподавателями способов поддержания дисциплины. Частенько упоминалось учениками, как ни прискорбно, повышение голоса, крики. Но этот приём оценивается ребятами очень По всей видимости, шумовые эффекты в нашей школе преобладают. Встречаются и случаи выставления двоек за поведение (такой метод, на наш взгляд, может использоваться только лишь в случае беспомощности). Большинство учеников написали в анкете, что учителя использует на уроке словесные угрозы типа «сейчас поставлю два», « не поставлю хорошую оценку за четверть» и т.д.

Но это далеко не весь арсенал методов, используемых учителями школы. Преподаватели используют следующие методы:

Дают самостоятельную работу, заставляют самостоятельно изучать параграфы учебника

Вызывают классного руководителя на уроке

Делают замечания в устной форме

Ставят неудовлетворительные оценки

Пугают тем, что позовут завуча или директора

Обещают поговорить с родителями, но слово не держат

Просят встать и выйти из кабинета

Открывают дверь в коридор

Обещают увеличить объём домашнего задания, но слово не держат

Ждут, когда ученики успокоятся

Сажают на скамейку (на физкультуре)

Ругают и не дают работать (на трудах)

Многие «орут»

Случаи рукоприкладства не встречаются.

Обратимся к методам поддержания дисциплины в классе, названным самими педагогами:

Преподаватели школы назвали, на наш взгляд, традиционные методы. В основном это: беседы, убеждение, замечания в дневник, повышение голоса, угроза, нравоучение на уроке.

После анализа анкет учащихся и учителей мы задумались над вопросом: «Почему преподаватели нашей школы испытывают проблемы с дисциплиной?» И нашли несколько причин этому.

Первая причина заключается в том, что учителя боятся признаться сами себе в том, что они не могут управлять классом

Вторая причина - использование для поддержания дисциплины на уроке непедагогических приёмов и приёмов 50-60 годов. За последние десять лет, в образовании произошли значительные перемены. Меняются требования к образованию школьников и требования к преподавателю. О нашей с вами работе судят по результатам ЕГЭ.

Третья причина : недочёты в организации учебной работы в школе. Во – первых, у многих учителей мы часто наблюдаем отсутствие элементарного подхода к уроку, организованности на уроке, отсутствие достаточного контроля за работой. Это может быть или от неопытности, или от потери вкуса к учительской работе.

Четвёртая причина : в школе нет системы воспитания дисциплины. Есть сумма отдельных приёмов, штурмовщина, но нет такой системы, которая опирается на большое педагогическое мастерство всего педагогического коллектива.

Важно, чтобы мы (педагоги) были единым фронтом.

Уважаемые коллеги! Организация дисциплины в школе – вопрос наболевший, а начинать решать его следует с установления определённых требований для учащихся и педагогов, которые должны соблюдать все без исключения.

В связи с вышесказанным предлагаю следующие решения педсовета:

В наше время нет такого человека, который не хотел бы быть успешным. Каждый стремится к саморазвитию, высоким целям. Но часто результат оказывается неудовлетворительным. Наступает разочарование. Главное условие достижения успеха - это самодисциплина. В чем же состоит смысл этого качества и почему оно так важно сегодня?

Успех и рамки

Что такое дисциплина и зачем она нужна в наше время? Сегодня успешным называется тот человек, который все успевает. Он умеет правильно отлично распоряжается собственным временем. Человек оказывается способен на многое, но только если он может придерживаться выбранного пути. Самодисциплина позволяет организовать себя, задать своей деятельности определенный курс. Однако здесь необходимы обязательства перед самим собой. Проблема в том, что многие не любят заданные извне рамки. Но именно они способны отточить характер человека. Впервые человек сталкивается с необходимостью самодисциплины в детском саду, где необходимо соблюдать режим, в школе, где нужно делать уроки. С детства родители обучают его ответственности, а также порядку. У тех, кто с детства приучен к ответственности, не возникает вопроса, и зачем она нужна.

Условие любого достижения

Дисциплина - это движущая сила, которая позволяет человеку приблизиться к желаемому результату. Именно исполненные намерения дают человеку то, что нужно, а всё остальное только является пустыми обещаниями. Часто людям не хватает мужества придерживаться своих целей. Однако дисциплину можно тренировать, как и другие навыки. Ее можно совершенствовать и взращивать.

Как стать дисциплинированным

Каким же образом можно воспитать в себе самодисциплину? Для этого нужно брать на себя обязательства. Когда человек становится сильнее, он может вдохновлять себя и других на новые достижения. Также для развития дисциплинированности рекомендуется записывать свои планы, устанавливать для них сроки, вести для себя отчётность.

Что такое дисциплина и зачем она нужна взрослому человеку? Самодисциплина - это привычка управлять собственным поведением. Она проявляется в умении отказать себе в пустых развлечениях, концентрироваться на выбранной цели, осознанности дела. Много у самодисциплины и врагов. Самый главный из них - это отвлечение и импульсивность. А также самодисциплина падает по мере нарастания усталости. Также помехой для развития этого качества является телевизор, интернет, вредная еда - фастфуд.

Два вида самодисциплины

И зачем она нужна в психологическом отношении? Слово "дисциплина" означает умение соблюдать правила. Что такое дисциплина и зачем она нужна? Одно из самых важнейших качеств человека, который сумел овладеть навыком самодисциплины, - способность выполнять свои дела в срок. Это целое умение, однако здесь можно выделить два самых важных аспекта. Что такое дисциплина, зачем она нужна? Какая бывает дисциплина в принципе? Рассмотрев следующие моменты, можно прояснить для себя эти вопросы. Срыв установленных сроков нередко связан с подсознательным желанием привлечь к себе внимание других. Человек отыгрывает целый ряд различных сценариев, которые раз за разом заставляют его оказываться в неловком положении. Делается это только для того, чтобы его заметили, подчеркнули его значимость.

Вторым важным аспектом является важность сроков. К примеру, человек может писать одну главу книги в день. В таком случае это просто его внутреннее желание. Однако если ему нужно сдать через 10 дней 10 глав книги в редакцию, чтобы получить аванс, то это уже серьезная цель, которая способствует развитию самодисциплины. Подобным образом и наемный сотрудник может стремиться соблюдать принятые в компании правила и тщательно исполнять свои обязанности, чтобы выглядеть профессионалом в глазах руководства. С другой стороны, тот, кто занимается делом всей своей жизни, не будет себя заставлять это делать - самодисциплина для него является естественным состоянием, он и так соблюдает эти правила.

Дисциплина - что это такое? Является ли она просто лишь умением соблюдать правила? Нет, дисциплинированный человек - это тот, кто умеет мыслить, отделять главное от второстепенного. Тот, кто хорошо знает сам себя, свои приоритеты и свободен от тех убеждений, что навязаны ему извне, всегда будет собран, дисциплинирован, ответственен. Именно поэтому самодисциплина бывает двух видов. В одном случае она мучительна для человека и приносит мало результатов. Во втором, когда человек осознает свои цели, ему значительно легче управлять собой и видеть результаты своей деятельности.

. 7 класс">§ 5. Для чего нужна дисциплина
  • Какие существуют правила жизни людей в обществе?
  • Почему важно соблюдать эти правила?
  • Что такое нормы и санкции?
  • Всем ли обязательно соблюдать дисциплину?
  • Что такое внешняя и внутренняя дисциплина?

Дисциплина общеобязательная и специальная

Дисциплина - необходимое условие нормальной жизни общества. Благодаря дисциплине поведение людей принимает упорядоченный характер, они привыкают контролировать свои поступки и чувствовать ту грань, которая отделяет их от правонарушений. Дисциплина всегда направлена на соблюдение определённых правил.

    Дисциплина - это определённый порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации.

Нередко ты можешь встретить слова «дисциплина» и «общественный порядок» рядом. В этих случаях под дисциплиной понимается исполнение правил, установленных государством. В соответствии с этими правилами все государственные органы, организации, должностные лица и граждане должны выполнять возложенные на них задачи и обязанности. Эта дисциплина общеобязательная.

Наряду с ней существует специальная дисциплина, обязательная только для членов определённой организации (трудовая, школьная, воинская и т. д.)- В. И. Даль в своём словаре рассматривает дисциплину как «воинское повиновение, послушание, порядок подчинённости, чинопочитание». В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона одним из значений слова «дисциплина» выступает «воспитание, совокупность обязательных правил в школе».

Каковы особенности отдельных видов специальной дисциплины?

Наибольшей строгостью отличается воинская дисциплина. И это понятно: именно от неё зависит боеспособность войск, чёткость в управлении ими, их действия в боевой обстановке, а главное - жизнь многих людей.

Воинская дисциплина обязывает каждого военнослужащего строго соблюдать законы, выполнять требования Военной присяги, воинских уставов, приказы начальников. Необходимо хранить военную и государственную тайну, соблюдать правила воинской вежливости, с честью и достоинством вести себя вне расположения части, не допускать нарушений общественного порядка.

В художественном фильме «Офицеры» есть эпизод с участием суворовца Ивана Трофимова. Мальчик был из семьи потомственных военных. Его дед - боевой генерал, отец погиб на фронте. Как-то раз Ваня опоздал в училище из увольнения и тем самым нарушил воинскую дисциплину. Паренёк был в зоопарке, засмотрелся на бегемота и забыл о времени. Наказанием был наряд вне очереди.

    Сравни наказание, которому подвергся Иван, например, с тем, что ждёт опоздавшего в школу. Какое из них строже и почему?

Отношения трудовой деятельности людей закрепляет трудовая дисциплина. Она предусматривает своевременный приход на работу, соблюдение установленной продолжительности рабочего дня, рациональное использование рабочего времени, точное исполнение распоряжений администрации. Требования трудовой дисциплины закрепляются в законах о труде, правилах трудового распорядка, в уставах о дисциплине, в коллективных договорах, в должностных и технических инструкциях.

Нарушение трудовой дисциплины проявляется в недобросовестном отношении к труду, неисполнении работником возложенных на него трудовых обязанностей. Оно наносит материальный ущерб не только отдельному предприятию, но и хозяйству страны в целом.

    Путешествие в прошлое
    В июне 1988 г. ужасную трагедию пережил город Арзамас. Раздался взрыв чудовищной силы: взорвались три вагона грузового поезда. В них находилось около 120 т взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. Образовалась воронка размером с девятиэтажный дом. Пострадали почти 2000 человек - погибшие, раненые, люди, оставшиеся инвалидами, дети, ставшие сиротами. С лица земли был стёрт целый микрорайон... Кто-то вопреки правилам перевозки опасных грузов распорядился прицепить эти вагоны сразу же за локомотивом, а начальник поезда не принял решение переукомплектовать состав.
    Грузовой Ил-76 потерпел аварию и врезался в жилой дом. Причина - взяли на борт груза больше, чем определено правилами.
    Самолёт Аэрофлота Ил-86 более чем с сотней пассажиров на борту приземлился без выпущенных шасси. Почему? Кого-то из членов экипажа раздражал звук сирены, напоминающей о моменте их выпуска. Он отключил сирену, а без её звука командир забыл выпустить шасси. К счастью, всё обошлось без трагических последствий.
    Межгосударственный авиационный комитет провёл анализ двух тысяч полётов и выявил ряд серьёзных нарушений. Некоторые пилоты высокомерно относятся к требованиям техники безопасности, переоценивают свои возможности, нарушают правила полётов.

    Что объединяет все перечисленные факты? А приходились ли тебе сталкиваться в жизни с чем-то подобным?

Внешняя и внутренняя дисциплина

Что побуждает людей быть дисциплинированными? С одной стороны, те правила, которые существуют, и само общество, которое контролирует соблюдение этих правил. «Принуждение, - писал немецкий философ И. Кант (1724-1804), - ограничивающее и в конце концов искореняющее постоянную склонность к отступлению от тех или иных правил, называется дисциплиной».

Если правила соблюдаются только благодаря контролю со стороны, можно говорить о внешней дисциплине. Люди в этом случае чувствуют посторонний контроль, стремятся получить материальное или какое-либо иное поощрение либо избежать наказания.

Например, твои родители, а уж тем более бабушки и дедушки помнят, какая дисциплина существовала во всех школах в то время, когда они учились. Школьная администрация строго следила за тем, чтобы у мальчиков была короткая стрижка, у девочек - не слишком короткие юбки, чтобы все носили школьную форму. Одним это нравилось, другим нет. Не всем хотелось соблюдать такие требования, но нарушать их боялись.

Порой внешняя дисциплина бывает основана на страхе. Например, работник боится получить выговор, потерять в зарплате, быть уволенным с работы. Ещё более сильный стимул - страх уголовного наказания, утраты свободы.

С другой стороны, побудить человека исполнять определённые правила могут требования к самому себе. В этом случае сам человек и автор таких требований, и контролёр. Никто посторонний ему о них не напомнит, не одёрнет, не пригрозит. Если человек соблюдает правила по своему внутреннему побуждению, без внешних санкций и принудительных мер, можно говорить о внутренней дисциплине.

Внутренняя дисциплина - результат ясного понимания того, что, как и почему надо делать. В этом случае человек испытывает внутреннюю потребность следовать принятым нормам поведения, а в случае их несоблюдения испытывает угрызения совести, чувство вины. Такая дисциплина основывается на осознанном решении самого человека и самоконтроле. Поэтому её нередко называют сознательной дисциплиной или самодисциплиной.

Говоря о внутренней дисциплине, следует выделить правила, устанавливаемые каждым человеком лично для себя. Эти правила лежат в основе самовоспитания.

Дисциплина, воля и самовоспитание

Вероятно, ты уже знаешь о возможностях самовоспитания. Наверное, ты задумывался о том, что неплохо было бы воспитать в себе определённые качества, привычки. Существует ли связь между воплощением в жизнь подобных желаний и дисциплиной? Давай разберёмся.

Во-первых, оцени, удалось ли тебе выработать чёткие правила поведения, направленные на развитие нужного качества или привычки. Во-вторых, проверь, удалось ли тебе эти правила соблюдать. И не от случая к случаю, а ежедневно, неукоснительно. Именно так вырабатывается дисциплина. Это сложно: нужно ежедневно одерживать нелёгкие победы над собой. А для этого важно призвать в союзники всю свою волю.

Воля помогает преодолеть слабость, привычку не доводить до конца трудные дела. Благодаря ей можно победить унизительную зависимость от желания ничего не делать или заниматься только чем-нибудь приятным, делать только то, что хочется. Французский писатель О. де Бальзак (1799-1850) об этом сказал так: «Твёрдая воля - это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Воля помогает в случае неудачи не опускать руки, а опять «собирать» себя и идти к цели.

Внутренняя дисциплина, основанная на волевых усилиях, - и залог, и результат успешного самовоспитания. Ведь и сознательную дисциплину тоже надо в себе воспитывать. Это надо делать с детства, добиваясь целесообразной организации своей учёбы, свободного времени, взаимопонимания с родными и друзьями. А путь один - ставить перед собой и решать конкретные задачи, исполнение которых зависит не от внешних обстоятельств, а от твоих собственных усилий.

Когда в первый раз слышишь правило «Незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение», становится не по себе. Что же получается: чтобы быть законопослушным, надо знать абсолютно все законы? Законы знать, безусловно, полезно. Но держать их все в голове не под силу даже специалистам. И здесь на помощь приходит дисциплина. Тот, кто приучен соблюдать правила, умеет чувствовать саму природу запретов и ограничений, не станет нарушителем закона.

Проверим себя

  1. Что такое дисциплина? Зачем она нужна?
  2. Какая бывает дисциплина?
  3. Каковы последствия нарушения дисциплины?
  4. Как ты понимаешь выражение «дисциплина хромает»?
  5. С каким разделом параграфа связано утверждение Льва Толстого: «Сражение выигрывает тот, кто твёрдо решил выиграть»?

В классе и дома

  1. Определи, о какой дисциплине идёт речь: а) строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами и воинскими уставами; б) строгое соблюдение установленного порядка на производстве; в) соблюдение правил для учащихся.
  2. Понаблюдай за окружающими людьми и сделай вывод, какая дисциплина проявляется чаще: внешняя или внутренняя. Как ты думаешь, почему так происходит?
  3. Вспомни, бывали ли в твоей жизни случаи, когда ты решал делать что-то важное. Например, думал: «С завтрашнего дня буду делать уроки сразу после школы» или «С завтрашнего дня начну всё подробно записывать на уроке за учителем». Удалось ли тебе осуществить свои планы? Что помогло или помешало?
  4. Подумай, какая дисциплина более надёжно оберегает от нарушения закона - внешняя или внутренняя. Для этого вспомни известные тебе из книг и фильмов примеры нарушения норм, правил и сделай вывод, какая дисциплина хромала в каждом случае.
  5. Опираясь на факты общественной жизни и жизненный опыт, приведи примеры несоблюдения дисциплины. В чём вред каждого конкретного случая? Обратись к ресурсам Интернета и подбери материал, связанный с опасными последствиями нарушения дисциплины. Объясни, как связаны между собой дисциплина и ответственность.
  6. Андрей утверждает, что ему лично дисциплина не нужна, она даже порой мешает проявить творчество. Анна не согласна с ним, она полагает, что дисциплина помогает творческому человеку не тратить лишние усилия и добиваться успеха. Чьё мнение ты поддерживаешь? Обсуди в классе описанную ситуацию. Прими участие в дискуссии.

Учимся быть дисциплинированными

  1. Привыкай сам себя контролировать. Задай себе вечером вопросы: что я планировал сделать сегодня? Что из этих планов зависело только от меня? Что сделано, а что нет? Насколько помогала осуществлению планов внутренняя дисциплина?
  2. Понаблюдай за окружающими тебя людьми. Зафиксируй отдельные, далее малые нарушения дисциплины. Отметь для себя, какие нарушения встречаются чаще всего, из-за чего они происходят, к чему могут привести.
  3. Старайся не оставаться в стороне, если рядом с тобой происходят нарушения дисциплины, которые угрожают жизни и здоровью людей. Сообщи об этом взрослым или позвони в полицию. В этом тоже будут проявляться твоя внутренняя дисциплина, требования к самому себе.
  4. Понаблюдай за собой. Ты ведёшь себя определённым образом, когда знаешь, что за тобой следят, когда ты на виду. А когда никого нет и никто не знает, что ты делаешь? Всегда ли в этом случае совпадает твоё поведение с тем, которое видят другие? Какие из этого можно сделать выводы?

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tearespect.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tearespect.ru»