Курс подготовки в Школе состоит из 20 занятий. Продолжительность занятия по каждой теме варьируется от 2 до 4 часов. По окончании занятий проводится итоговое собеседование.
На занятиях затрагиваются наиболее важные для родителей темы:
- Основные положения семейного законодательства РФ о детях, оставшихся без попечения родителей.
- Семья как система.
- Мотивация семьи при приёме ребёнка. Ресурсы семьи и способы их оценки.
- Адаптация приёмного ребенка, так и замещающей семьи к ситуации совместного проживания, в т.ч. непосредственное общение с состоявшимися приёмными родителями.
- Профилактика эмоционального выгорания замещающих родителей.
- Особенности состояния здоровья детей в интернатных учреждениях.
- Влияние депривации на психическое и физическое развитие детей. Задержки развития. Возможности компенсации.
- Понятие “травмы развития”. Особенности реабилитации детей, перенёсших разлуку с кровной семьёй.
- Понятие “тайны усыновления”. Как рассказать ребёнку о его прошлом.
- Сбор необходимых документов и взаимодействие с чиновниками.
МЫ ПРИГЛАШАЕМ:
- Будущих усыновителей и опекунов, желающих принять ребёнка из интернатного учреждения.
- Лиц, желающие усыновить пасынка и падчерицу.
- Семьи, воспитывающие приёмных детей.
- Бабушек, дедушек и других близких людей «кандидатов в…».
Особенно полезно обучение будет для: одиноких кандидатов, людей старше 40 лет, лиц без родительского опыта, а также родителей, переживших потерю ребёнка.
Состоящим в браке или длительных отношениях кандидатам мы рекомендуем приходить на обучение совместно. Общая вовлеченность в процесс подготовки в дальнейшем облегчает адаптации семьи и ребёнка.
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Автор: Копылова Наталья Николаевна, педагог-психолог, МКОУ детский дом "Ласточкино гнездышко", пос. НововосточныйОписание: программа предназначена для подготовки лиц, желающих стать замещающими родителями, для детей и детей-сирот, которые оказались по каким-либо причинам без родительского попечения. Программа рассчитана на 14 занятий и плюс в конце курса сдача экзамена. Тем,кто сдал экзамен успешно, выдается Свидетельство о прохождении Школы.
Цель программы: содействие благополучному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.
Задачи:
Школа приёмных родителей
Программа «Школа приемных родителей» способствует благополучному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.
Программа предназначена:
-для семей, воспитывающих одного или нескольких несовершеннолетних детей и желающие взять на воспитание ребёнка (в том числе кровные родственники);
-для полных семей, не имеющих биологических детей и желающие взять ребёнка на воспитание;
-для неполных семей, имеющих потенциальную возможность и желание принять ребёнка на воспитание в замещающую семью.
Данный материал может использоваться педагогом-психологом, воспитателем, социальным педагогом.
Пояснительная записка
На сегодняшний день одной из приоритетных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является семейная форма. Семья является наиболее благоприятной средой для развития здоровой личности, так как обладает серьезными преимуществами в социализации ребенка (подростка), приобщения его к основ¬ным общечеловеческим ценностям, моральным и культур¬ным стандартам поведения.
Анализ статистических данных показывает, что зафиксирован значительный рост количества людей, желающих стать замещающими родителями, но обычно люди, желающие взять ребенка из детского дома, не знают особенностей развития детей, оставшихся без родительской опеки. Это приводит к совершению ошибок, которые болезненно сказываются и на детях, и на родителях. Обучение по специально разработанной программе дает возможность информировать кандидатов в усыновители о возможных трудностях усыновления, попечительства и еще раз обдумать свое решение стать замещающими родителями.
В настоящее время с целью полноценной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государство создает условия для их семейного жизнеустройства. Приоритетным направлением государственной поддержки таких детей является устройство их в замещающие семьи. В связи с этим в нашей стране вступил в силу Федеральный закон от 01.09.2012 года № 351-Ф3, который предусматривает введение обязательной подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка.
Поэтому актуальным становится вопрос о том, в чем особенность воспитания детей-сирот в семье, в чем разница между воспитанием родных детей и детей, принятых на воспитание, где могут возникнуть «острые углы» в воспитании и как их можно обойти.
Адаптация ребенка в приемной семье – процесс, не лишенный противоречий и проблем. Нарушение психического здоровья детей, гиперактивность, истеричность, депрессивные состояния все это – затрудняет общение с ребенком, его обучение в школе.
Приемный родитель, опекун не всегда готов правильно реагировать на подобные проявления, порой сам часто провоцирует возникновение проблем, используя неверные воспитательные подходы к детям.
Проблемы воспитания приемных, опекунских детей имеют разные истоки:
- психологические – трудности в налаживании конструктивных отношений между ребенком и взрослыми членами семьи, ребенком и кровными детьми приемного родителя, что ведет к болезненным межличностным конфликтам;
- педагогические – отсутствие у приемного родителя целесообразной тактики воспитания, преобладание чрезмерной опеки, потворствующей гиперпротекции, или наличие противоречивого подхода к воспитанию со стороны разных членов семьи и так далее, что осложняет процесс реабилитации ребенка.
Истоки психологических, педагогических причин, осложняющих жизнедеятельность приемной, опекунской семьи, кроются как в определенных качествах приёмных родителей/опекунов, так и в недостатках работы специалистов специализированных учреждений по их подготовке к новой роли.
Анализируя все эти причины, необходимо отметить, что возникает необходимость в разработке программы по повышению квалификации приемных родителей, опекунов.
На самом деле, школа приемных родителей – дело, безусловно, полезное. Как говорят руководители московских ШПР, работающих уже почти 10 лет, около четверти слушателей школ на выходе принимают решение, что не нужно им приемное родительство. И это очень хороший результат – в течение одного только года это многие сотни детских судеб, которые могли бы быть искалечены возвратом из семьи в сиротское учреждение.
Кроме того, погрузившись в тему на время обучения, выпускники ШПР часто обнаруживают в себе ресурсы принять в семью не только голубоглазого беспроблемного младенца, а и ребенка постарше и посложнее, что, разумеется, тоже очень хорошо. Более того, те родители, которые подошли к вопросу серьезно, проходили обучение добровольно, хотя их никто не заставлял. И хотя это не гарантировало абсолютно безоблачного периода адаптации, через который проходят практически все новоиспеченные приемные родители и их дети, они были как минимум готовы к очень специфическим сложностям, настигающим семью в первые месяцы после появления приемного ребенка.
Программа реализуется в четыре этапа: диагностический, обучающий, аналитический и заключительный.
Целью диагностического этапа работы является изучение степени осознанности участниками группы мотивов и ожиданий, лежащих в основе решения принять ребёнка в семью. Проводится диагностическая работа по выявлению психологических особенностей лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей; по изучению супружеских, внутрисемейных отношений; отношения к воспитанию детей.
Целью обучающего этапа работы является обучение, информирование, которое носит одновременно профилактический и образовательный характер. Кандидатам в приёмные родители даются научно-популярные психолого-педагогические и медицинские знания об особенностях развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На аналитическом этапе программы осуществляется изучение основных изменений, произошедших с кандидатами в замещающую семью после прохождения курса программы.
На заключительном этапе проводится итоговая аттестация в форме тестирования с целью выявления уровня освоения кандидатами теоретических знаний.
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей состоит из трех блоков и включает в себя 15 занятий общей продолжительностью 63 часа.
1. «Юридический блок»
2. «Психолого-педагогический блок»
3. «Медицинский блок»
Формы работы:
-групповая, индивидуальная, дистанционная;
Формы проведения занятий:
-лекции, мини-лекции;
-семинары-тренинги;
-«мозговой штурм»;
-ролевая игра;
-дискуссия;
-практическая работа.
Занятия ведет педагог-психолог. При необходимости, в зависимости от тематики занятий, привлекаются штатные работники и специалисты из других учреждений.
По результатам обучения слушателям Школы приемных родителей, которые успешно сдали итоговую аттестацию, выдается Свидетельство о прохождении курсов.
Группа формируется из кандидатов в замещающие родители не более 10 человек. Продолжительность занятий не менее 3 часов.
Срок реализации: 7 недель.
Цель и задачи программы
Цель программы: содействие благополучному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.
Основными задачами являются:
- помочь Кандидатам в замещающие семьи разобраться в своих мотивах, личных возможностях и психологической готовности к приему ребёнка, оставшегося без попечения родителей;
- формировать у слушателей Школы основ правовых знаний, особенностей психолого-педагогического и физиологического развития детей и подростков;
- подготовить слушателей к решению возможных социальных и психологических проблем, возникающих в процессе вхождения ребенка в семью, и выработать пути их преодоления;
- дать знания, необходимые для успешной взаимной адаптации семьи и ребенка;
- оказать эмоциональную поддержку замещающим семьям.
Учебный план
1.Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(далее – курс подготовки)
2.Содержание и цели программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - программа)
3.Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития ребенка. Компетенции (ценности, знания и умения) по его воспитанию и понятие о мотивации лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
4.Особенности развития ребенка
5.Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка
6.Особенности ребенка, оставшегося без попечения родителей
7.Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка
8.Адаптация ребенка в семье
9.«Трудное» поведение ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
10.Обеспечение безопасной среды для ребенка
11.Особенности полового воспитания ребенка
12.Родительские и профессиональные роли усыновителей, приемной, опекунской семьи (далее – замещающая семья) и ее дальнейшее взаимодействие с органами опеки и попечительства
13.Основы законодательства РФ об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи
14.Подведение итогов освоения курса программы и итоговые рекомендации по приему ребенка в семью
15.Итоговая аттестация
Темы программы
Тема 1. Введение в курс подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.Причины, по которым дети остаются без попечения родителей. Контингент детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Общая характеристика установленных семейным законодательством Российской Федерации семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Их отличия и особенности.
Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. Права и обязанности специалистов органа опеки и попечительства, регионального и федерального операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, организаций, на которые возложены полномочия по подбору и подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Процесс и этапы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Социальные гарантии и льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Гигиенические требования по уходу за ребенком и требования к организации питания.
Медицинские аспекты ухода за ребенком в зависимости от возраста, состояния здоровья и развития ребенка.
Услуги, предоставляемые организацией, осуществляющей во взаимодействии с органами опеки и попечительства медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных семей после устройства ребенка.
Основные требования к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания ребенка в семье, к уходу за ребенком в замещающей семье. Основы безопасного воспитания ребенка.
Организация контроля за воспитанием ребенка в замещающей семье.
Структурированное интервью на тему «Готовность семьи принять ребенка, оставшегося без попечения родителей» проводится по завершении темы 1 по желанию кандидатов в приемные родители.
Тема 2. Содержание и цели программы
Содержание и цели программы.
Понятие обучающе-психологического тренинга.
Приемы, используемые в процессе проведения обучающе-психологического тренинга.
Особенности и порядок прохождения тренинговой подготовки и обследования лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осваивающих курс подготовки (далее - участники тренинга), и членов их семьи.
Содержание обучающе-психологического тренинга.
Правила работы участников тренинга в группе.
Знакомство участников тренинга.
Ожидания и опасения участников тренинга.
Тема 3. Проблема подбора семьи и ребенка. Потребности развития ребенка.
Компетенции (ценности, знания, умения) по его воспитанию и понятие о мотивации лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Проблема подбора семьи и ребенка (чувства лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе ожидания устройства и подбора семьи).
Процедура выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, его устройство в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и знакомства с потенциальной замещающей семьей.
Потребности развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, идентичность, стабильные отношения в замещающей семье, социальная адаптация - усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания - санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимание лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, необходимости их обеспечивать.
Оценка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей способности обеспечивать потребности развития ребенка с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенностей семейной системы.
Компетенции лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по воспитанию ребенка. Необходимость оценки кандидатами в приемные родители имеющихся у них компетенций. Поиски путей формирования и компенсации недостающих компетенций.
Знания и умения, необходимые лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Тема 4. Особенности развития ребенка
Психическое развитие ребенка в соответствии с возрастной периодизацией развития детей.
Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Основные сферы развития ребенка (физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное, сексуальное развитие), их взаимосвязь.
Общая характеристика основных возрастных периодов развития ребенка (младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, юношество).
Роль психологических потребностей в личностном развитии: привязанность, безопасность, идентичность.
Уважение индивидуальных, культурных и этнических особенностей ребенка.
Тема 5. Жестокое обращение с ребенком и его последствия для развития ребенка
Виды жесткого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка.
Мозаичность развития. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличие.
Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.
Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития.
Оценка лицом, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.
Тема 6. Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Последствия депривации потребностей в привязанности и идентичности у ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Типы «нарушенной привязанности» (понятия «негативной (невротической) привязанности», «амбивалентной привязанности», «избегающей привязанности», «дезорганизованной привязанности»).
Понятия «горе» и «потеря» в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Психологические особенности и этапы процесса переживания ребенком горя, связанного с потерей семьи (шок, потрясение и недоверие, отрицание, стадия гнева и смешение чувств, депрессия, принятие).
Тема 7. Представление о семье как о развивающейся системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка
Изучение темы проводится в различных формах: обучающе-психологический тренинг, подготовка домашних заданий, заполнение анкет, а также индивидуальное и семейное консультирование лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, совместно с членами их семьи.
Особенности общения и взаимодействия в семье: семейные границы, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли, семейные правила.
Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка.
Паттерны семейного взаимодействия.
Стабильность семейных отношений лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможность их развития.
Обсуждение с лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, распределения ролей в семье.
Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации.
Социальные связи семьи лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. «Система поддержки» и ресурсы семьи.
Личная и семейная ситуация лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в настоящее время и ее потенциальное влияние на помещение ребенка в семью.
Семейный уклад: образ жизни семьи, семейные традиции. Семейные и индивидуальные способы принятия решения.
Опыт воспитания родных и усыновленных, опекаемых детей в семье лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Понимание всеми членами семьи лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проблем своей семьи, своих возможностей и ресурсов, сильных и слабых сторон.
Роль сотрудничества членов семей, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в процессе обучения воспитания ребенка.
Тема 8. Адаптация ребенка в замещающей семье
Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают усыновители, опекуны, приемные родители в связи с появлением в семье усыновленного, опекаемого, приемного ребенка.
Особенности ожиданий замещающих семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению ребенка.
Типичные ошибки воспитания в замещающей семье. Проблемы развития в восприятии поступков родного и усыновленного, опекаемого, приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в замещающую семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя усыновленными, опекаемыми, приемными и родными детьми.
Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление «трудного» поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции.
Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в замещающей семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.
Задачи замещающей семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями замещающей семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).
Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности.
Возможные последствия сохранения (не сохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку, что он приемный.
Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.
Понятие о методике «Книга жизни ребенка» и ее составление опекунами (попечителями), приемными родителями, усыновителями (методика, позволяющая ребенку восстановить основные этапы его жизни от рождения до настоящего времени, принять потерю своей семьи, осознать свое место в новой семье). Роль специалистов в оказании помощи замещающим родителям в составлении «Книги жизни ребенка».
Тема 9. «Трудное» поведение ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка
Формы «трудного» поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, адекватное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы борьбы с ними.
Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка.
Формирование моральных норм у ребенка. Причины усвоения ребенком этнических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы.
Понимание замещающими родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.
Тема 10. Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка
Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и вне семейной среды в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (воспитание в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорность в семье родителей, бродяжничество).
Способы безопасного поведения ребенка в ситуациях, несущих риск жестокого обращения с ним. Предотвращение рисков жестокого обращения с ребенком в приемной семье.
Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.
Тема 11. Особенности полового воспитания приемного ребенка
Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, понимание разницы в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Психосексуальное развитие как один из аспектов онтогенетического развития ребенка. Формирование половой идентичности у ребенка.
Полоролевая ориентация и осознание половой принадлежности. Методы и приемы полового воспитания в семье.
Половое воспитание в семье. Роль сверстников, родителей, педагогов, средств массовой информации в формировании полового самосознания ребенка. Мотивация и нравственная сторона сексуальной эффективности в юношеском возрасте.
Защита ребенка от сексуального насилия.
Тема 12. Родительские и профессиональные роли замещающей семьи и ее дальнейшее взаимодействие с органами опеки и попечительства
Родительские и профессиональные функции замещающей семьи.
Формирование мотивации к сотрудничеству замещающих родителей с сопровождающей организацией.
Отношение замещающей семьи к родителям и кровным родственникам ребенка и их взаимодействие.
Схема взаимодействия участников устройства детей в семью (родители и кровные родственники - органы опеки и попечительства - замещающая семья).
Тема 13. Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи
Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Правовые основания для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
Формы семейного устройства: усыновление, опека (попечительство). Формы опеки (возмездная и безвозмездная). Различия между формами семейного устройства.
Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к лицам, желающим принять на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в зависимости от формы семейного устройства.
Перечень документов, представляемых лицами, желающими принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, для получения заключения о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем в зависимости от формы семейного устройства. Порядок и особенности подготовки документов кандидатами в замещающие родители.
Права и обязанности кандидатов в замещающие родители.
Порядок передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.
Поиск и выбор ребенка для устройства его в семью. Порядок взаимодействия с органами опеки и попечительства, региональным банком данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, федеральным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, учреждениями для детей-сирот, обязанности администрации такого учреждения. Возможность проведения независимого медицинского обследования ребенка.
Порядок оформления органом опеки и попечительства и учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, документов на ребенка, передаваемого на воспитание в семьи граждан, в зависимости от формы семейного устройства.
Возмездные и безвозмездные виды опеки: приемная и опекунская семья, их различия. Права опекуна (попечителя), приемного родителя, порядок заключения договора. Материальное обеспечение приемной и опекунской семьи, льготы.
Порядок принятия судом решения об усыновлении ребенка. Подготовка и подача в заявления суд. Тайна усыновления. Возможность и последствия изменения ребенку фамилии, имени, отчества, даты и места рождения.
Перечень документов, передаваемых замещающей семье учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом опеки и попечительства.
Документы ребенка и порядок их оформления (переоформления) усыновителем, опекуном (попечителем), приемным родителем после вступления в силу решения о передаче ребенка на воспитание в семью.
Защита личных и имущественных прав ребенка.
Порядок осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в замещающей семье. Порядок представления опекунами (попечителями), приемными родителями ежегодного отчета о хранении, об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного и управлении таким имуществом.
Обязанности и права граждан, органов опеки и попечительства в процессе взаимодействия при наблюдении, осуществлении помощи и контроля за воспитанием ребенка, переданного на воспитание в семью.
Правовые последствия усыновления, опеки (попечительства) - имущественные и личные неимущественные права и обязанности усыновителей, опекунов (попечителей).
Изменение прав и обязанностей родителей, детей, других родственников при усыновлении ребенка, передаче его под опеку (попечительство), в том числе на возмездные формы.
Меры социальной поддержки приемных семей и детей, воспитывающихся в них, установленные федеральным законодательством и законодательством Кемеровской области. Выплаты, осуществляемые на содержание ребенка, переданного на воспитание в семью, в зависимости от формы семейного устройства.
Ответственность опекунов (попечителей), приемных родителей, усыновителей.
Последствия отмены усыновления, опеки и попечительства.
Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, федеральных судов общей юрисдикции.
Тема 14. Подведение итогов освоения курса программы, итоговые рекомендации по приему ребенка в семью
Обсуждение результатов освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, выполнения домашних заданий, анкет, материалов для чтения, выдаваемых в ходе освоения курса.
Оценка степени освоения курса подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Совместное освоение итогового заключения о готовности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, к приему ребенка на воспитание.
Ожидаемые результаты.
Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, по завершении курса должны иметь четкое представление:
-о системе защиты прав детей, формах устройства ребенка на воспитание в семью, взаимодействии организации по подготовке приемных семей, сопровождающей организации и приемной семьи в процессе подготовки и после приема ребенка в семью, финансовой помощи приемным семьям;
-об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие, которую кандидаты в приемные родители берут на себя в связи с приемом в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
-о ребенке, оставшемся без попечения родителей, потребностях его нормального развития, основах ухода за ним;
-о правилах безопасного воспитания приемных детей в зависимости от возраста ребенка, его жизненного опыта, потребностей его развития, обеспечения его безопасности, как в доме, так и вне дома - на улице, в общественных местах;
-о своей семье как о развивающейся системе, которая также адаптируется к приему ребенка;
-о воспитательских компетенциях (ценностях, знаниях и умениях), необходимых приемному родителю;
- о порядке контактов ребенка с родителями и родственниками.
Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны знать:
-свои права и обязанности как приемных родителей, как в отношении ребенка, так и в отношении сопровождающей организации;
-закономерности развития ребенка в разные возрастные периоды;
-важность удовлетворения потребности ребенка в идентичности и в эмоциональных привязанностях как основополагающих для его нормального развития;
-причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации;
-о влиянии прошлого опыта ребенка: депривации, жестокого обращения, пренебрежении нуждами ребенка, разлуки с семьей на психофизическое развитие и поведение ребенка;
-этапы и особенности проживания горя, возможности оказания помощи ребенку на разных этапах проживания горя;
-особенности протекания периода адаптации ребенка в приемной семье;
-о влиянии собственного опыта приемных родителей на их отношение к «трудному» поведению детей;
- санитарно-гигиенические правила и нормы воспитания детей в семье;
- способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития;
-возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка, методы и приемы полового воспитания в семье.
Кандидаты в приемные родители, успешно освоившие программу, должны уметь:
-использовать полученные знания для анализа имеющихся у них собственных воспитательских компетенций, осознания и оценки своей готовности, ресурсов и ограничений, как личных, так и семейных, для приема в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и его воспитания;
-видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка;
-рассматривать «трудное» поведение ребенка в контексте окружающих условий и его прошлого травматического опыта;
-выбирать способы реагирования на «трудное» поведение ребенка в зависимости от особенностей его развития, жизненного опыта и текущей ситуации;
-осознать природу своих чувств по поводу «трудного» поведения ребенка;
-быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю;
-предотвращать риск жестокого обращения с ребенком в своей семье;
-оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия ребенка и создавать безопасную среду обитания, исключающую домашний травматизм;
-преодолевать стереотипы мышления, связанные с восприятием места родителей и кровных родственников в жизни ребенка;
-прогнозировать изменение собственной семейной системы после прихода в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
-понимать связи между потребностями развития ребенка, оставшегося без попечения родителей, и возможностями своей семьи;
-оценивать воспитательский ресурс своей семьи;
-быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи в процессе воспитания ребенка;
-ориентироваться в системе профессиональной помощи и поддержки детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным родителям;
-заботиться о здоровье ребенка;
-соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка;
-понимать разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
Список литературы
1. Абросова, Л. М. Настольная книга приемного родителя [Текст] / Л.М. Абросова, Н.Б. Девоян, Н.Д. Игнатьева, Д.Г. Пирогов, О.В. Суковатова. - СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007. - 128 с.:
2. Алексеева, Л.С. О насилии над детьми в семье [Текст ] / Л.С. Алексеева // Социологические исследования. - 2003. - №4. - 111 с.
3. Аралова, М. А. Справочник психолога ДОУ [Текст] / М.А. Аралова. - М.: ТЦ Сфера. – 2010. – 272 с.
4. Брутман, В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства// Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998.
5. Вараева, Н.В. Некоторые аспекты развития самосознания ребенка в условиях социально-реабилитационного центра и направления реабилитационной работы. Н.Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2006.
6. Волков, Б.С. Детская психология: от рождения до школы [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - 4–е издание, переработанное». – СПб.: Питер. - 2009. – 58 с.
7. Грабенко, Т. М. Коррекционные, развивающие адаптирующие игры [Текст] / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС». - 2004. - 64 с.
8. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья. Психологическое сопровождение и тренинги. СПб.: Речь, 2007.
9. Губина, Т.В. Принять ребенка из детского дома. Информация для принимающих родителей [Текст] / Т.В. Губина. – М.: АНО Центр «Про-мама», 2013. – 148 с.
10. Дерябина, В.В. Психологическая помощь детям, пережившим насилие в семье [Текст] / В.В. Дерябина. – М.: НОВУВ ПО «СФГА», ООО «Вариант». – 2010. – 24 с.
11. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития/ Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: Полиграф -сервис, 1998.
12. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи// Возрастные особенности психического развития детей. М., 2000.
13. Елесеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000.
14. Ерусланова Р.И., Зуйкова Е.М. Семья как объект социальной работы (региональный опыт): учебное пособие. Чебоксары, 1999.
15. Жамкочьян М. Как говорить с детьми, чтобы они нас слышали// Педология. №8, 2001.
16. Зиновьева, Н. О. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации [Текст] / Н.О. Зиновьева, Н.Ф. Михайлова. - СПб.: Речь. - 2003. - 248 с.
17. Капилина (Пичугина), М.В. Методические рекомендации по реабилитационной работе с ребенком, оставшимся без попечения родителей, в системе семейного устройства. Статьи для специалистов и приемных родителей [Текст] / М.В. Капилина (Пичугина), Т. Д. Панюшева. – М.: АНО Центр «Про-мама», 2013. – 304 с.
18. Капилина (Пичугина), М.В. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка [Текст] / М.В. Капилина (Пичугина), Т.Д. Панюшева. – М.: Никея, 2015. – 432 с.
19. Козлова, Г.Л. Насилие над детьми. Его виды и возможности предупреждения [Текст] / Г.Л. Козлова, Л.Н. Мирейчик, М.В. Пряхина. - 2003. - 76 с.
20. Копытин, А.И. Арт-терапия жертв насилия [Текст] / Сост. А. И. Копытин. - М: Психоте¬рапия. - 2009. - 144 с: ил.
21. Корельская, Н.Г. «Особенная» семья – «Особенный» ребенок. Книга для родителей детей с отклонениями в развитии Советский спорт, 2003 г. 232
22. Крылова, Т.А. Система психологического сопровождения детей группы риска [Текст] / Т.А. Крылова // Справочник педагога-психолога (школа). - №3. 2013. – 80 с.
23. Мухина В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа// Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. М.: Просвещение, 1999.
24. Налчаджян, А.А. Социально-психологическая адаптация личности. (Формы, механизмы и стратегии). - Ереван, 1998.
25. Насилие в семье: Особенности психологической реабилитации [Текст]: Учебное пособие / Под ред. Н. М. Платоновой, Ю. П. Платонова. - СПб.: Речь. - 2004. - 154с.
26. Насилие над детьми в семье как психолого-педагогическая и социальная проблема. Работа образовательного учреждения по профилактике насилия над детьми в семье [Электронный ресурс] /
27. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. завед./ Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. М.: Владос-Пресс, 2004.
28. Петрановская, Л.В. Минус один? Плюс один! Приемный ребенок в семье [Текст] / Л.В. Петрановская. – СПб: Питер, 2015 – 160 с.
29. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов -100 ответов [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2004. - 368 с.
30. Преодоление трудностей социализации детей-сирот/ Под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 2006.
31. Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Дети без семьи. М.: Педагогика, 1999.
32. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга)/ Под ред. Л.М. Шипициной. СПб., 2000.
33. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов /под ред. С.М. Безух, С.С. Лебедевой. СПб.: Речь, 2007.
34. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
35. Пятницкая, Е.В. Психологическая помощь детям и подросткам, переживающим психотравмирующие события [Текст] / Е.В. Пятницкая. – М.: Николаев. – 2009. – 68 с.
36. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 20.04.2015)Хрусталькова, Н. А. Формирование педагогической компетентности родителей профессионально-замещающей семьи: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.01 [Текст] / Н.А. Хрусталькова; [Место защиты: Морд. гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева]. - Саранск, 2009. - 489 с.
37. Сельчёнок, К.В. Психология экстремальных ситуаций [Текст] / К.В. Сельчёнок, А.Е. Тарас. – М.: АСТ. - 2000 – 480 с.
38. Сидорова Л.К. Роль ППМС-центров в предупреждении социального сиротства и безнадзорности. // Комплексное обеспечение индивидуально-личностного развития воспитанников детского возраста. СПб.: 2000.
39. Социальная защита детей, подвергающихся насилию в семье [Электронный ресурс]
40. Фромм А. Азбука для родителей. М.: «Знание», 1998.
41. Шапиро, Е.И. Особенности эмоционального развития детей от 1 до 3-х лет. Консультации психолога [Текст] / Е.И. Шапиро. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 16 с.
«Школа приемных родителей» [Текст]: Программа / сост. Н.Н. Копылова, - Ново-Восточный: Изд-во МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко» // 2015
Технический редактор Н.Н. Копылова
Оригинал-макет подготовлен на компьютерном комплексе
МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»
В 2012 году Школа приемных родителей стала обязательной ступенью, через которую необходимо пройти всем решившимся на ребенка. После окончания выдается свидетельство о прохождении обязательной подготовки по установленной Министерством образования и науки РФ форме. Часто будущие родители считают, что они готовы к появлению в семье ребенка и дополнительные знания им не нужны. Но практика показывает, что сотрудники подобных учреждений помогают посмотреть на иначе. Цель школы приемных родителей - подготовить родителей к будущему усыновлению, дать основные знания, необходимые для создания крепкой семьи.
Для кого предназначена Школа
Школа приемных родителей является курсами компетенции для принимающих родителей и ориентирована на российских граждан, постоянно проживающих в России.
В соответствии со ст.127 Семейного кодекса РФ лица, не прошедшие подготовку в установленном законодательством порядке, не могут быть усыновителями, за исключением близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено.
Проще говоря, без свидетельства о прохождении учебного курса могут обойтись близкие родственники ребенка или те, кто уже является .
Последовательность обучения
Для удобства слушателей обучение в Школе приемных родителей разделено на курсы, каждому из которых отводятся фиксированные часы (их количество может варьироваться в зависимости от программы школы).
Первый курс ориентирован на начинающих. У будущих опекунов и усыновителей еще нет необходимых документов. На этом этапе задача специалистов – помочь подготовиться к приему ребенка в семью.
Второй курс для тех, кто уже собрал пакет документов и ищет ребенка. Или ребенок уже найден и проходит стадию адаптации в семье. Большая часть работы происходит при взаимодействии с психологами.
Третий курс предназначен для тех, кто стадию адаптации уже прошел. В это время затрагиваются вопросы сохранения тайны усыновления, отношений в семье, отношения ребенка к кровным родственникам и окружающему обществу.
Чему можно научиться в Школе приемных родителей
В Школе приемных родителей освещаются четыре основных аспекта усыновления. Юридический (социально-правовой), медицинский, психолого-педагогический и социальный. Юридический курс рассказывает о структуре и взаимодействии органов исполнительной власти, задействованных в процессе семейного устройства детей. Будущие родители узнают о материальных и нематериальных правах и обязанностях приемной семьи, о требованиях, предъявляемых законодательством к кандидатам. Юристы также помогают в сборе и оформлении всех необходимых документов. Медицинский курс подразумевает лекции об оказании доврачебной помощи детям, корректируемых и некорректируемых диагнозах, о системе установки диагноза, методах диагностики детей в учреждениях.
Психолого-педагогическая часть обучающего курса включает в себя индивидуальное собеседование с родителями, обзор возрастной психологии детей и обсуждение понятия семейной системы – психологии семьи, этапов развития, кризисов, функций и дисфункций. Социальный курс освещает вопросы адаптации ребенка в обществе. Психологи консультируют родителей на протяжении всего обучения.
Как начать курс обучения
Сказать, что есть установленные требования к каждой школе приемных родителей, нельзя. В некоторых городах и населенных пунктах эти учреждения бесплатные, в других — придется заплатить. Универсальных программ для подготовки будущих родителей также не существует. Как уже было сказано выше, обучение обязательное, без свидетельства пакет документов для усыновления ребенка будет неполным. Поэтому первое, что предстоит сделать родителям – найти ближайшую школу для прохождения обучения. Для этого можно обратиться в органы социальной опеки. Сотрудники, как заинтересованные лица, обязательно подскажут, где учат на родителей и когда можно к обучению приступить. Как правило, лекции и семинары проходят на протяжении месяца. О количестве часов обучения вам расскажут сотрудники школы приемных родителей. Будьте готовы к тому, что лекции могут начаться через месяц или два после того, как вы подадите заявку. В настоящий момент существует заочная форма обучения. Вы можете прослушать необходимый материал на вебинаре, через интернет. Но зачеты и тесты все равно нужно будет сдавать лично.
Нужно. Но школа приемных родителей – это теоретическая база. Практика начнется после, когда в вашей семье появится новый член семьи. Часто после обучения усыновители решают, что они не готовы к такому серьезному шагу. Другие, наоборот, развеивают для себя мифы и предрассудки и становятся еще более уверенными в своем решении. Специалисты советуют отнестись к занятиям с предельной серьезностью. Без знания основных правил сложную задачу воспитания ребенка не решить.
Елена Кононова
На базе Ресурсного Центра проводится набор в Виртуальную школу приемных родителей. Приглашаются граждане, желающие стать приемными родителями (опекунами, усыновителями). Виртуальная Школа приемных дает возможность пройти курс без потери качества обучения. Это тренинг, который проводится онлайн, все участники видят друг друга на экранах, и получают всю необходимую информацию, и участвуют в интерактивном взаимодействии так, как если бы группа проходила очно.
Даты занятий: 18.10.2018 – 27.11.2018 г.
Время занятий: с 19.00 до 22.30 по московскому времени
Онлайн-занятия проходят два раза в неделю - вторник и четверг. Онлайн-занятие длится 3 полных астрономических часа (4 академических), с небольшим перерывом. Каждому участнику необходимо иметь хорошую видео- и аудио-связь. Онлайн-занятия проходят в режиме «все видят всех», на специальной конференц-платформе. Помимо онлайн-занятий, часть материала выкладывается и обсуждается на интернет-площадке. Эта часть работы является также обязательной. Кроме того, участникам рассылаются необходимые материалы для чтения, а также домашние задания. В программу включено онлайн юридическое занятие, которое проводит тематический юрист. Всего онлайн занятий 12. Присутствие на онлайн-занятиях, а также выполнение письменных заданий обязательно.
Чтобы записаться
в Виртуальную Школу приемных родителей, необходимо прислать заявку на мейл-адрес [email protected] В заявке укажите полностью фамилию, имя, отчество, место проживания и причину прохождения именно Виртуальной школы (труднодоступность обычных школ, отдаленный район проживания и т.п.). После этого вам будет выслано расписание собеседований, которые проводятся по скайпу. После формирования группы высылаются инструкции по подключению к видео-платформе, и расписание учебных дней. Обмен необходимой документацией (договора, документы подтверждающие личность, доверенности на получение свидетельств и пр.) происходит по почте России. Занятия проводят опытные ведущие школ приемных родителей, прошедшие обучение по проведению Виртуальной Школы.
По окончании обучения, при полном прохождении курса и выполнении всех требований к обучению, включая предоставление всех необходимых документов, участникам выдаются Свидетельства о прохождении подготовки установленного образца.
Виртуальная Школа приемных родителей начала разрабатываться и проходила апробацию начиная с октября 2015 г. За три года было проведено 6 учебных групп.
Несколько отзывов о школе:
Мысль взять приемного ребенка появилась у меня несколько лет назад. Документы собрала очень быстро, прошла ШПР и на этом этапе “зависла”, появились сомнения: потяну ли? Много читала по теме в форумах, блогах приемных родителей. В одном из журналов увидела информацию о наборе в Виртуальную ШПР. Я не могла пройти мимо! И и разу не пожалела об этом. Полтора месяца пролетели быстро, занятия были очень интересными и познавательными. С благодарностью, Инга.
Однозначно рекомендую всем, кто только задумался, или однозначно решил усыновить ребёнка, у кого есть вопросы, сомнения или отсутствие информации. Самое главное – в школе мы с супругой получили ответы на наши и собственные вопросы. Получили полную информацию о том, что такое быть приёмным родителем, кто эти дети, которые остались без родителей, какие есть подводные камни в воспитании. В ходе занятий удавалось получать ответы на более глубокие вопросы – понять чего мы хотим на самом деле, почему приёмного ребёнка, какого, суметь разобраться в самих себе. Крайне ценным были гости, которые уже являются приёмными родителями, со стажем. Их приглашали, и не раз, чтобы рассказать свои истории, как вся преподнесённая нам теория проходила на практике, и конечно возможность задавать им вопросы. Хотелось бы отдельно отметить приятную дружелюбную атмосферу, которая возникла в нашем классе, было легко и приятно общаться и делиться мыслями, чувствами и переживаниями как с преподавателем, так и с другими учениками. С уважением, Глеб
Школа очень помогает перейти от неотчетливых мечтаний к четко обозначенной реальности. Ольга и Ильнур.