Проект творческо-исследовательской деятельности тема: «Мое родное село»
Хороводы время водит,В третий век уже вошла,
Хорошее год от года
Моя Родина- Ташла
Нет дороже этой доли –
Век прожить в родном краю,
Одолев невзгоды, войны,
Встретить новую зарю.
Г.Ф.Никитина
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, родители
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 2016-2017 учебный год.
1.Паспорт проекта
Проектная идея: Проект нацелен на творческо - исследовательскую деятельность ребят. Каждому человеку дорог тот уголок земли, где он родился. Поэтому совместными усилиями взрослых и детей решили изучить достопримечательности села Ташлы и создания фоторепортаж «Моё село».
Постановка проблемы
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого человека есть Родина - край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным. Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновения, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…
Воспитание любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель проекта:
- Воспитывать у детей любви к Родине, к родному селу и его истории, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный, исследовательский,творческий процесс.
Задачи:
- дать знания детям о родном селе: истории, достопримечательности;
- расширить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
- познакомить детей с природными ресурсами;
- познакомить детей с традициями, трудом и бытом селян;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё село.
Методы реализации проекта
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению дошкольников с родным селом можно разделить на два этапа.
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
2. Изучение методических источников по вопросам ознакомления детей с селом Ташла.
Проект реализуется по двум направлениям:
-совместная деятельность с детьми;
-взаимодействие с родителями.
Для знакомства дошколят с селом в группе проводились
наблюдения, непосредственно образовательная деятельность, дидактические игры, экскурсии, беседы, развлечения.
Для закрепления знаний используются наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и пр.
Большое значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников.
Работа с родителями по
-оформление информационных стендов, папок-передвижек, буклетов, рекомендаций и др.;
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Верх - Иньвенская средняя общеразвивающая школа» структурное подразделение «Детский сад с. Верх - Иньва»
Проект "Село моё родное"
воспитатель структурное подразделение «Детский сад с. Верх - Иньва»
Верх - Иньва, 2016
Название «Село моё родное».
Проект по этнокультурной деятельности во взаимосвязи с социумом, родителями структурного подразделения МАОУ «Верх-Иньвенская СОШ» «Детский сад с. Верх-Иньва».
Информация о проблеме: О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Этно-национальная культура помогает сформировать у детей эмоционально- положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен и многообразная встреча с любой из культур дарит радость открытий.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому саду, к родному селу, к родной стране.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного села, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Основные направления работы:
Разработка проекта «Село моё родное»
Апробация проекта доступная для воспитания и обучения для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет).
Осуществить преемственность ДОУ и музея, а также с детской библиотекой.
Участники проекта:
Педагоги старшей и подготовительной к школе группы. Определение тематики, задач и содержания среднесрочного проекта по возрастной группе.
Музыкальный руководитель. Организует слушание коми-пермяцких песен, частушек, просмотр слайдшоу по коми-пермяцким песням и танцам, постановка коми-пермяцкой моды и игры на деревянных ложках.
Дети старшего дошкольного возраста (5-7лет).
Родители воспитанников ДОУ. Участие в организации выставки, анкетировании. Содействие педагогам в сборе информации, периодическое обновление этнографического мини-музея, создании фотовыставок. Беседы с детьми, посещение краеведческого музея.
Специалисты музея, библиотеки. Оказание профессиональной помощи педагогическому коллективу, опираясь на исторические факты.
Заведующая ДОУ.
Проект «Село моё родное».
Цель проекта: воспитывать любовь, чувство гордости к своей малой родине.
Задачи:
Закрепить знания детей о своем селе. Познакомить с историей возникновения села Верх-Иньва. Закрепить знания детей о достопримечательностях родного села. Воспитывать в детях чувство восхищения красотой своего села. Вовлекать родителей в работу над проектом, создавая радостную атмосферу с ребёнком творчества. Развивать творческое воображение и фантазию детей и родителей.
Пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Развивать интерес к своему селу, его достопримечательностям;
Знакомить детей с наиболее значимыми объектами, символикой, традициями, соотечественниками родного края;
Учить беречь свою малую родину, поддерживать традиции;
Повышать интерес, компетентность родителей в данном вопросе, привлекать их к реализации проекта.
Риски проекта:
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, особенностях местных традиций;
Для родителей вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Неприязненное отношение к коми-пермяцкому языку со стороны родителей.
Способы коррекции компенсации негативных последствий:
этого можно достичь, если осуществить преемственность ДОУ с родителями, воспитывающих детей ДОУ.
Ожидаемые результаты: через систему разнообразных мероприятий у детей повысится интерес к родному селу, достопримечательностям, ярким событиям, культуре и традициям св оего народа.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Май – октябрь
Целевые группы:
1.Совместная деятельность с детьми.
2.Совместная деятельность родителей и детей.
3.Совместная деятельность с детьми и родителями.
Тип проекта: познавательный, групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Данный проект рассчитан на полгода. Проект включает в себя пять основных блоков.
Первый блок «Село моё родное », где дети знакомятся с основными объектами своего села. Учатся ориентироваться в близлежащих к детскому саду улицах.
Второй блок; «Вижу чудное раздолье», где дети знакомятся с животным и растительным миром, необходимости бережного, заботливого отношения к природе, роли человека в охране окружающей среды.
Третий блок «Культурное наследие», где дети знакомятся с коми-пермяцким народным костюмом, с традициями коми-пермяцкого народа, с языком, одеждой, предметами быта и их назначением. Знакомить и вызвать интерес к фольклору (загадки, пословицы, поговорки, сказки).
Четвертый блок «Ими гордиться село», знакомить с творчеством поэтов, композиторов, писателей, художников, прославивших село.
Пятый блок: «Этих дней не смолкнет слава», где дети знакомятся с ветеранами ВОВ и труда, с людьми тружениками; чувствовать гордость за своих земляков.
Для более успешной реализации проекта использовались различные виды деятельности: непрерывная образовательная деятельность, игровая деятельность,
продуктивная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями.
Проектная часть:
Разработка проектаПодборка литературы
I. Подготовительный
Анкетирование родителей «Воспитание патриотизма в семье».
Диагностика детей «Моё родное село».
Обращение к специалистам.
Апрель
Апрель
Результаты анкетирования
Результаты диагностики
I .Основной.
Первый блок «Село моё родное».
Второй блок «Вижу чудное раздолье».
1.Путешествие по родному селу.
Задание на дом-сфотографировать наиболее значимые объекты села (дом культуры, школа искусств, музей, красная горка (Возъясим.)
Рисование на тему «Моё село»
Д/и «Узнай на фото», «Узнай, где я нахожусь», «Сложи картинку», «Раньше и сейчас».
Творческие и развивающие игры: «Когда я вырасту», «Строим село будущего», «Так бывает».
2.История села.
Рассказ библиотекаря об истории возникновения и развития родного села.
Акция «Чистое село».
1.Природа родного края.
Рассматривание иллюстраций, фотографий.
Целевые прогулки, экскурсии в парк, на реку «Иньва», на луг.
Рисование техникой штриховка «Животные наших лесов».
Лепка «Птицы нашего края»
Д/и «С чей ветки эти детки »,
«Найди растения первоцветы»,
«»
«»
Задание на дом- расспросить бабушек и дедушек, как они помогли появиться нашему поселку.
Беседа «Что нам рассказали бабушки, дедушки»
Оформление папки передвижки для родителей «История развития родного села»
Знакомство с гербом нашего края.
Природа родного края.
Экскурсия в музей «Животные наших лесов.
Рисование техникой штриховка «Животные наших лесов»
Знакомство с красной книгой- «Природа Устьянского края. Знакомство с красной книгой»-беседа с экскурсоводом музея.
Лепка из глины «Птицы нашего края»
Д/и «Найди растения из красной книги»
Д/И «Назови животных и их детенышей»
Вечер загадок.
Достопримечательности Устьянского района
Слайд шоу «Достопримечательности нашего района»
Оформление альбома «Памятные места Устьянского края.»
Экскурсия на Белое озеро.- рисование «Белое озеро в картинках»
Посещение храма в д. Молодоры
Народные традиции Устьянского края
Посещение выставки в краеведческом музее «Русский народный костюм»
Познавательно-развлекательное мероприятие в музее «Умелые руки не знают скуки»
Беседа экскурсовода из музея «Устьянский край – столица северного меда»
Беседа и рисование на тему «Как мы медовый спас отмечали»
Изготовление тряпичной куклы.
Предприятия района
НОД «Профессии наших пап»
Экскурсия на предприятие Устьянского лесопромышленного комплекса.
Рассказ мамы Наташи З. о предприятии домостроительного комбината (с презентацией)
Рисование «Кем работают наши папы»
Люди прославившие свой край
Экскурсия в Богдановскую школу на Родину Розы Шаниной.
Приглашение поэта Олега Борисова для знакомства с его творчеством.
Заучивание стихов Устьянских поэтов к развлечению.
Экскурсия в музей «Во славу флота. Морские традиции Устьяков.»
Апрель-октябрь
Май-октябрь
Фотовыставка из принесенных родителями фотографий
Выставка рисунков
Конкурс д/и среди групп д/с
Оформление альбома «История развития нашего села»
Выставка работ из природного материала.
Словотворчество детей с родителями «Сочини стихи»
Гербарий
Выставка изделий из глины «Птицы нашего края».
Вечер загадок
Выставка рисунков.
Конкурс стихов о природе
Принести фотографии «Наше село до нас»
Третий блок «Культурное наследие».
Четвертый блок «Ими гордится село»
Пятый блок «Этих дней не смолкнет слава»
«Найди дерево по описанию»
1.Чтение сказок, легенд, пословиц, поговорок, потешек коми-пермяцкого народа (Легенда про Иньву).
Инсценировка сказок и легенд.
Разучивание стихов, песен, загадок.
Экскурсия в музей (рукотворный мир коми-пермяцкого народа)
Д/и «Подбери орнамент», «Угадай чья одежда». «Укрась сарафан», «Съедобное-несъедобное».
Творческие и развивающие игры «Укачай братика», Рассматривание журналов «Силькан»
Игры-драматизации по сказке «Марышко» В. Климов).
Участие в районном конкурсе «Акань».
1.Знакомство с творчеством знаменитых людей села.
Встречи с почетными людьми села.
1.Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла.
Заучивание стихов.
Чтение художественной литературы.
Утренники: «День защитника Отечества», «День»
«День защитника Отечества»
«День победы»
Апрель-октябрь
Апрель-октябрь
Апрель-октябрь
Игры-конкурсы «Знатоки природы».
Отражение впечатлений в рисунках.
Оформление альбомов.
Музыкальные и спортивные развлечения.
Конструирование из бумаги, плетение, изготовление тряпичной куклы
Праздник «Троица»(Проня Ключ).
Выступление детей перед жителями села.
Оформление альбома «Почетные люди села»
Целевая прогулка к памятнику(возложение цветов)
Трудовой десант «Помоги бабушке».
III .Заключительный
«День Победы»
«День пожилых людей»
Акция «Посади дерево»
Сюжетно-ролевая игра «Пограничники», «Разведчики»
Коми-пермяцкие посиделки совместно с хором ветеранов «Гажа рыт»
Октябрь
Подарок своими руками.
Итоговая диагностика
Работа с родителями
1.Информационный стенд для родителей
2.Акция «Пять минут поэзии на ночь».
3.Детско-родительский проект «Изба коми-пермяков»
4.Выпуск информационной газеты для родителей «Дом, в котором я живу».
5.Фотовыставка «Интересное рядом»
6.Памятка для родителей «Сельский музей и его ценности»
7.Анкетированиеи родителей «Ваше отношение к коми-языку».
8.Консультации для родителей:
-«Кто прославил наше село»
-«Исторические памятники с. Верх-Иньва»;
-«Люби и знай язык родной».
Предполагаемый результат:
1.Итовым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
3. Освоение доступных знаний об истории родного села.
4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
5. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Бюджет проекта.
Директор школызавхоз
Папки 5 штук
800
Заправка катриджей черными
И цветными чернилами
1000
1000
Фотоальбомы
Фотобумага
500
500
Ватман
100
Приобретение аудиокассет,
DVD , CD -дисков, флэшкарты.
900
400
Ткань
Шерстяные нитки
500
250
Лапти сувенирные
500
Ложки деревянные
1000
Сувениры и призы для детей
1000
Альбомы для рисования
500
Лукошко берестяное
450
Приобретение книги «Художники Пармы»
500
Приобретение половиков
500
10900
Елена Савельева
Проект «Село моё родное»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Потапово - Тумбарлинский детский сад" Бавлинского муниципального района Республики Татарстан
Тема проектной работы в подготовительной группе :
«Село моё родное »
«О селе моём любимом будет разговор,
О селе родном и милом , где мы все живём!
Село моё любимое , тебе уж много лет,
Но для меня на свете чудесней края нет!»
Краткая аннотация проекта «Село моё родное » ….3
Введение….4
Основная часть…. 11
Заключение…26
Список использованной литературы…. 27
Приложения…. 28
Краткая аннотация проекта «Село моё родное » .
Глядя на карту села Потапово-Тумбарла, понимаешь, как много в нашей истории утеряно безвозвратно. Это люди, их судьбы. Всё меньше остаётся тех, кто ещё помнит историю деревни. Прошлое уходит в небытие.
Проект создан с целью благоприятного развития образовательного процесса ДОУ посредством приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, используя разные виды деятельности.
При разработке проекта для нас было важно приобщить дошкольников к истокам национальной культуры, используя разнообразные методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному восприятию новых знаний о национальной культуре, сформировать интерес к истории, жизни и деятельности людей, воспитать любовь к родному краю .
Введение
Каждый человек должен знать историю и культуру своего родного края . Родной край – это тропа от родительского дома и яблоня под окном, посаженная отцом в день рождение сына. Это зеленеющие всходами пшеницы бескрайние поля. И, конечно же, родной край – это родные люди . Это те, кто здесь жил до нас, и те, кто живет сейчас рядом с нами. Именно они своими руками, делом создают настоящее, строят будущее. Изучить историю в целом, не зная истории своего края, деревни, города, не возможно. Каждый человек должен научиться ценить то, что создано нашими предками, научиться хранить и передавать из поколения в поколение, должен уметь гордиться нашими предками.
Актуальность - Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным селом , его достопримечательностями, с известными людьми, улицами, на которых проживают дети.
Ознакомление с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» маленького села – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного Потапово-Тумбарла , его культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся. Однако беседы с детьми, показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
Родители имеют недостаточно знаний о своем селе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном селе . Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Проект нацелен на творческо - исследовательскую деятельность ребят. Каждому человеку дорог тот уголок земли, где он родился. Поэтому совместными усилиями взрослых и детей решили познакомить детей с историей родного села Потапово-Тумбарла и его достопримечательностями. Воспитывать, чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым. Создать условия для развития у детей патриотических чувств через воспитание любви к родному селу , его истории.
Формирование у детей базиса личностной культуры на основе ознакомления с культурой, жизнью и бытом чувашского народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями и установками, традициями, обычаями, обрядами, играми, православными праздниками.
Обогащение детско-родительских отношений опытом совместной деятельности через формирование представлений о родном селе .
Постановка проблемы
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого человека есть Родина - край, где он родился и где всё кажется особенным, прекрасным и родным . Всё в нём до боли знакомо, некогда остановиться, оглянуться… Но бывают мгновения, когда свой родной дом становится дороже всего на свете, и мы связываем понятие человеческого счастья с отчим домом, улицей, селом…
Воспитание любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю , но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены .
Цель проекта :
Воспитывать у детей любви к Родине, к родному селу и его истории , желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Вовлечь каждого обучающегося в активный познавательный, исследовательский, творческий процесс.
Задачи :
Дать детям представление об улице, на которой они проживают, и находится детский сад.
Дать знания детям о родном селе : истории, достопримечательности;
Познакомить детей с традициями, трудом и бытом селян;
Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё село .
Методы реализации проекта :
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению дошкольников с родным селом можно разделить на два этапа.
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей) .
2. Изучение методических источников по вопросам ознакомления детей с селом Потапово-Тумбарла
Познавательные занятия, экскурсии;
Продуктивная деятельность;
Фотовыставки и выставки рисунков и поделок.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, их родители, педагоги ДОУ, библиотекарь.
Тип проекта : групповой, с привлечением родителей.
Сроки проведения проекта : краткосрочный от 1 до 2-х недель
Вид проекта : творческий, исследовательский.
Обеспечение проектной деятельности :
подбор исторической и методической литературы,
подбор произведений чувашского народного творчества ,
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки, картины)
М. Д. Маханева «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников» . Управление ДОУ 2005 №1.
Интернет-ресурсы;
библиотека, школьный музей.
Предполагаемые результаты реализации проекта : дети знают историю родного села , достопримечательности.
разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с родным селом «Потапово-Тумбарла» ;
оформление методического и практического материала по теме проекта ;
оформление фотоальбома «Моё село » ;
активное участие взрослых в совместной деятельности с детьми : развлечения, выставки, праздники, конкурсы, экскурсии.
Ожидаемые результаты проекта :
Дошкольники познакомятся с достопримечательностями села
Расширятся знания и представления о родном селе , улице, детском саде, о людях и их обычаях, о традициях, фольклоре, труде
Дети закрепят знания о доме, семье, домашнем адресе.
Повысится уровень патриотизма у дошкольников.
Между детьми, родителями и педагогами укрепится взаимосвязь.
Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки. Благодаря проекту , у детей сформируется чувство гордости за своё село , детский сад.
Этапы реализации проекта
Первый этап – подготовительный.
Цель : определить основные направления работы.
Задачи : подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы других дошкольных образовательных учреждений.
Второй этап – организационно-практический.
Цель : апробировать содержание работы по патриотическому воспитанию детей старшей группы в процессе ознакомления с историей родного края .
Задачи : Апробировать педагогические условия, обеспечивающие патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края .
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет : к родному дому (семье, улице, городу, краю;
Развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;
Приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно -прикладному искусству, устному народному творчеству , музыкальному фольклору и т. д. ;
Знакомить детей трагическими и героическими событиями минувшей войны, с выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени;
Развивать чувства ответственности и гордости за культурно исторические достопримечательности города.
Третий этап – заключительный.
Цель : обобщение полученного опыта.
Задачи : обогатить предметно-развивающую среду, повысить компетентность педагогов и родителей в области исторического прошлого родного края , упрочить взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами (музей, библиотека) .
Проект реализуется по двум направлениям :
Совместная деятельность с детьми;
Взаимодействие с родителями.
Для знакомства дошколят с селом в группе проводились
наблюдения, непосредственно образовательная деятельность, дидактические игры, экскурсии, беседы, развлечения.
Для закрепления знаний используются наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и пр.
Большое значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников.
Работа с родителями по формированию у детей знаний о родном селе включает следующие мероприятия :
Оформление информационных стендов, папок-передвижек, буклетов, рекомендаций и др. ;
Участие родителей в изготовлении плана села Потапово-Тумбарла;
Анкетирование.
Перспективный план работы по ознакомлению с родным селом .
Потапово-Тумбарла – историческое :
Исторические данные;
Папка-передвижка «Изучаем край родной » для родителей;
Потапово-Тумбарла – достопримечательное :
Церковь.
Памятник славы «Павшим воинам-односельчанам» .
Экскурсия в школьный музей.
Потапово – спортивное :
Беседы о спорте и спортсмене села Потапово : «Спорт - это жизнь, это движение, это здоровье!» , «Мы гордимся нашим спортсменом» . Встреча со спортсменом – Матвеевым Василием Романовичем.
Потапово – современное :
Экскурсия по селу Потапово-Тумбарла.
Рассматривание карт Бавлинского района и села Потапово-Тумбарла.
Экологическая игра-путешествие «Мой край родной » .
Дидактическая игра «Где эта улица, где этот дом?» .
Презентация «Село родное – наш отчий дом » .
Рассматривание альбома «Потапово теперь и прежде» .
Конструирование «Дома на моей улице» .
Словотворчество с родителями «Сочини частушку о крае, селе» .
Потапово – многонациональное :
Беседа «Мы в селе своем родном очень дружно живем » .
Чтение стихов «Малая Родина-островок Земли.» , «Небо, солнце и земля - это Родина моя» .
-«Родина-какое слово дорогое!»
-Православные праздники : «Рождество» , «Масленица» , «Пасха» .
Изготовление праздничных открыток.
-Народные игры и гуляния .
Знаменитые люди села Потапово :
Беседа о важности труда всех людей.
Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне.
Беседа и показ фотографий знаменитых людей нашего села.
Консультация для родителей «Патриотическое воспитание дошкольников» .
III этап итоговый
Оформление альбома «Милее места на свете нет» .
Презентация проекта .
Подведение итогов, обмен мнениями по реализации проекта .
Основная часть
История родного села
Село Потапово-Тумбарла расположено под чередою невысоких гор, покрытых березняками, широколиственным лесом. Оно богато чистыми, звонкими родниками , пополняющие р. Тумбарлинку. Горы, защищая от резких ветров, создают здесь свой мягкий микроклимат. Большая запруда в верхнем конце села Турикасе и озеро в середине, обилие деревьев вдоль речек, домов и улицы, покрытые сплошным ковром спорыша – все это придает селу летнюю нарядность и привлекательность.
А поселки Галкино и Воткинский расположены в уреме, вдоль речки, в живописных местах, вдали от шума и суеты хозяйственной жизни. Село и поселки – это единое целое, связанное веками, шагающее в эпохи в одну ногу. Проживают здесь в основном чуваши и удмурты. В последние два десятилетия присоединились представители 11 национальностей. Население колеблется более 800 человек. В селе имеются своя средняя школа, детский сад, СДК, библиотека, Совет местного самоуправления, медпункт, почта, три магазина.
Первая версия - возмущения притеснениями малых иноязычных народов. После подавления восстаний С. Разина и Е. Пугачева, крепостные крестьяне были вынуждены бегством спасаться от преследователей в дремучие леса, либо язычники уходили от распространяющегося христианства. Об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней некоторые языческие обычаи.
Вторая версия- это строительство Екатерининского тракта из Самары до Белебея, пролегавшего всего в 10-12 верстах от села. «Предки наши, выходцы из Можги, были высланы на строительство булыжниковой дороги. Работа эта была изнурительной, рубили лес, выкорчевывали пни, возили камни, копали. К ним присоединились чуваши. Их объединяла одна вера - языческая. Предки выбрали для села живописный, укромный уголок с обилием чистой родниковой воды , защищенное место от лютых зимних, северных холодов.» (со слов Можгиной Е. А. и Потаповой Ф. И.)
Работа эта была изнурительной, рубили лес, выкорчёвывали пни, возили камни, копали. К ним присоединились чуваши. Их объединяли одна вера – языческая. Предки выбрали для села живописный, укромный уголок с обилием чистой родниковой воды , защищенное место от лютых зимних, северных холодов.
Первопроходца, видимо, звали Потап (удм., чьё имя увековечено в названии села. Чуваши добавили слово «Тампарла» , так как. местность богата разноцветной глиной, известью, мелом «Там» - глина, «пар-пур» - известь. Значит «известняково-глиняная» земля.
В работе «История чувашей 18 в.» В. Д. Данилов пишет : «Малоземелье было одной из причин массового переселения крестьян из Чувашии в Уфимский, Бугульминский, Исецкий, Ставропольские уезды, Оренбургской губернии в 40-70 г. г.». Кроме этого в 1766-1774 г. г. ужесточились налоги, притеснялись крестьянские хозяйства.
По архивным данным 1761г. – 1824 чувашских хозяйств, в 1766-70 г. г. - 1847 хозяйств с Поволжья переселились в Бугульминский уезд. К этому времени село доходило до Сартаса . По воспоминаниям В. А. Афанасьева, он помнил разговор отца и деда, как два потока чувашей (со стороны Самары, Цивильска) обратились к старосте общины просьбой выделить им землю. Чтобы умилостивить и «умаслить» это дело, общине поставили два ведра казённой водки. Часть остались, обосновались, продолжили улицу Турикас, другой поток чувашей «вирьял» ушли севернее, обосновали Васькино-Туйрала.
Они прославили наше село
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на нашу Родину. Вся страна вступила в смертельную схватку с фашизмом. Около 350 своих сыновей и дочерей послало наше село на фронт , но не все вернулись с поля брани. Их 212. Удмурты и чуваши воевали самоотверженно. Они доказали любовь и преданность к своей Родине, к родному уголку , среди них не было дезертиров и предателей. В 1942 году были призваны на фронт 18-19 летние девушки. Вот их имена : Афанасьева Нина Андриановна, Герасимова Акулина Васильевна, Евсеева Мария Максимовна, Можгина Раиса Архиповна, Козлова Елена Тимофеевна, Козлова Варвара Хрисановна, Козлова Агафья Семеновна, Верблюдова Елена Владимировна, Шапошникова Александра Матвеевна.
В годы войны женщины и подростки, старики и дети совершили героический подвиг. «Все для фронта, все для победы» - вот был лозунг у полуголодных, истощенных людей того времени. После изнурительных сельскохозяйственных работ по вечерам вязали шерстяные теплые вещи для отправки на фронт. В наше село привезли пятьдесят семей эвакуированных из Москвы, Ленинграда, Литвы. Разместили их по квартирам. Они тоже трудились в колхозе наравне с сельчанами. Научились косить, жать, вязать снопы, помогали колхозу вплоть до лета 1944 год.
Морозные, холодные годы войны были настоящей бедой. Не было дров, а лес охранялся.
Людям приходилось вырубать деревья и кустарники вдоль речек, урема лесом не считалось и за это не преследовали. Молодых девушек 15-17 лет вербовали в г. Горький на торфяные разработки, а мальчишек – на лесозаготовки в Шереметьево для топки Александровского спиртзавода. Этот завод поглотил наши леса, которыми были покрыты горы. Народ никогда не забудет своих защитников. На центральной площади села перед СДК сооружен бюст Героя Советского Союза Евсеева Г. Л.
На пьедестале павшим в боях ВОВ увековечен каждый солдат, сложивший голову в боях за Родину. Вернувшись с войны, Евсеев Г. Л. возглавил обессиленный колхоз «Победа» . Общими усилиями поднимали колхоз на ноги. В эти годы славился своим мастерством овощевод- селекционер Дегтярев Н. М. (Телем) . Он выращивал огромные арбузы, дыни и другие овощи. Телегами возили колхозники огурцы, капусту, морковь, лук, а доход от продажи поступал в кассу колхоза.
На эти средства был также приобретен колхозом конь орловской породы, который славился по всему району, занимал призовые места.
Потапово-Тумбарлинская земля взрастила много талантливых людей, которые оставили огромный след в истории нашего села. И сегодня их труд оценен очень высоко, чьими именами мы можем вполне гордиться.
Уроженец села Потапово-Тумбарла, писатель Афанасьев Алексей Андриянович (1925-1985) . Родился в семье учителя и стал учителем в дальнейшем. С 10-12 лет начал писать стихи, в 14 лет перевёл поэму «Нарспи» классика чувашской литературы К. Иванова на удмуртский язык. В 1949 году Афанасьев стал членом Союза писателей СССР, работал редактором Бавлинской районной газеты. Афанасьев - автор 15 книг, это – стихи, поэмы, роман из трёх книг «Дубы сбросили листья» , где раскрывается история нашего села и сельчан. Алексея Андрияновича мы знаем и как художника, чьи работы хранятся в школьном музее.
Кузьмин Лев Леонидович (1937 г. р.) член Союза писателей Чувашии, журналист, окончил факультет журналистики Уральского государственного университета, работал в газетах «Кыштымский рабочий» , «Магнитогорский рабочий» . С 1968 года до пенсии работал в СМИ, в основном в редакции газеты «Советская Чувашия» . Из-под его пера вышли романы «Чёрные столбы» , «Отчий дом» , пьесы «Лапка шыв хёрринче» , «Ирхи калак сасси» («Крик птицы на заре» ). Пьесы по сегодняшний день идут на сцене театра в городе Чебоксары.
Большой вклад в историю нашего села внёс историк, краевед Виталий Николаевич Козлов (1949 г. р.) . Им выпущены книги «Полигон» , «О Бавлы, твои просторы» , «На перепутье» , где раскрыта история нашего края.
Прожить на земле, оставив заметный след в душе потомков, даётся не каждому. А вот Матвееву Василию Романовичу (1928 г. р.) в этом повезло. Многократный чемпион мира и Европы, участник Олимпийских игр в Москве 1980 года, путешественник, объездивший почти все страны Европы, до сих пор продолжает вести активный образ жизни. Педагог с 50-летним стажем, отличник Просвещения, участник Великой Отечественной войны. На его счету многочисленное количество золотых и серебряных медалей. В День Победы его грудь украшают боевые награды.
Евгений Федорович Королёв (1947г. р.) – мастер спорта по боксу, судья международной категории .
Леонтьев Александр Васильевич (1963 г. р.) окончил ЕГПИ, в настоящее время работает проректором ИРО, профессор, доктор педагогических наук.
Большой вклад в воспитание и образование в селе внесла династия Афанасьевых. Это Андриян Дмитриевич Афанасьев (учитель немецкого языка, Алексей Андриянович Афанасьев (учитель ИЗО и музыки, родного языка , Геннадий Андриянович Афанасьев (математика, Валерий Андриянович Афанасьев (физика, математика, учитель методист, отличник народного просвещения РСФСР , династия Шевелёвых, Красновых.
Королёва Нина Фёдоровна (1952г. р.) – солистка чувашского академического ансамбля песни и пляски.
Дегтярёв Николай Андреевич (1925г. р.) окончил военно-морскую медицинскую академию в городе Ленинграде. Является доктором медицинских наук, профессор. Военное звание – полковник.
Культура и традиции села и чувашского народа
У чувашей богатый фольклор. В сельских, семейных, календарных праздниках звучат обрядовые, свадебные, ритуальные, величальные, корильные, заклинательные, гостевые, солдатские, хороводные, лирические песни. В народе говорят : «У чувашей сто тысяч вышивок и сто тысяч песен» . Действительно, в этих песнях задействованы все силы природы. Молодёжь в зимние время устраивала Улах – посиделки. Девушки вязали, вышивали, пряли. Парни ковали из медных копеек перстни, серьги, браслеты для своих невест, устраивали игры, пели, плясали под балалайку, шутили, рассказывали сказки. Приезжали в гости на посиделки к родственникам девушки из соседних деревень ни сколько плясать и вязать, сколько себя показать и жениха выбирать. Летними вечерами в Анаткасе и Туригасе молодежь вела свои хороводы, соревнуясь звонкими голосами и мастерством гармониста, балалаечника. Иногда с песнями два хоровода шли друг другу навстречу, смешивались и организовывали большой общий хоровод.
Без обрядов и традиций трудно удержать в памяти прошлое. Со временем многое в обрядах изменилось, лишилось первоначального смысла. К сохранившимся обрядовым праздникам можно отнести СЕНСУЛ-КРЕШЕНККЕ – это с 7 января по 19 января, оно совпадает с РОЖДЕСТВОМ и КРЕЩЕНИЕМ. В течение двух недель люди наряжаются, разукрашиваются и группами ходят по домам, поют, желают доброго здоровья хозяевам, а скотине приплоду. В эти дни парни и девушки в сумерки выходили в хлев и ловили овечью или баранью ножку. Существовало поверье – если поймает в темноте мохнатую ногу, то выйдет замуж (или женится) за богатого, а если за голую ножку, то за бедного. Из-за этого праздник назывался в старину «Сурхури» , то есть сурах ури. Еще гадают, погружая кольцо в воду. При этом поют куплеты,
предсказывающие будущее, судьбу человек. Закрывают на замок колодцы (кто во сне придёт за ключом, тот будет суженный) .
САВАРНИ СУ ЭРНИ (масляная неделя) . Масленица, или проводы зимы. Этот обряд продолжается две недели : от четверга до четверга. Делится на АСЛА (большая) и КЕСЕН (малая) . Молодежь жжёт костры на вершине горы ЧАСОНАЙ – горят костры. В наши дни этот обряд празднуется силами СДК, они организовывают катания на лошадях с колокольцами, пекут блины, подают горячий чай, играет музыка, люди от души веселятся, танцуют и поют, детвора катается на санях, проводятся разные игры. Есть посвященное только САВАРНИ песня.
МАНКУН – по древне чувашскому календарю праздник встречи весеннего нового года. В переводе «Великий день» совпадает с Великой Пасхой, завершается строгий 48-и дневной пост, детвора бегает по дворам, говоря : «Христос Воскреси» . Надо ответить : «Воистину Воскреси» и получая крашеное яйцо и пряники, конфеты уходят в следующий дом. Дети идут на гору, затевают игры, катают яйца. Родные идут друг к другу в гости.
Акатуй – это сабантуй. Есть где разгуляться молодецкой удали и силе : борьба, бег с коромыслом, бой горшков, взбирание на шест. Азартно и весело соревнуются и стар и млад.
Симек (семик) – это соответствует христианской Троице, поминовение усопших (через 50 дней после Пасхи) . В среду вечером молодежь, собираясь на улице, поднимается на гору, водит хороводы, прыгает через костры, идет в лес, ломает березовые ветки для веников и украшения ворот. Рано утром, спускаясь с горы, топят баню, молодежь шалят друг с другом, прячут посуду, снимают двери бань и сами же идут помогать.
В последние годы проводиться конкурс «ЧУВАШ ПИКИ» (Чувашская красавица,этот конкурс стал популярен в нашем селе среди молодежи. Каждый год выбирается девушка, которая лучше всех проходит задания.
1) Энциклопедичность.
2) Региональность.
6) Наглядность - качество ясности, понятности, доступности содержания, убедительности изображения.
2. Технологический блок:
Система и последовательность работы по ознакомлению с родным селом.
I. “Моя семья”.
II. “Мое любимое село”
III. “Кто прославил мое село”
IV. “Мир природы села”
3.Организационный блок:
Конспекты непосредственной образовательной деятельности детьми по ознакомлению с родным селом.
4. Практический блок:
Сотрудничество с библиотекой школы;
Экскурсии по улицам села, к памятникам и памятным местам;
Сбор материалов об истории села, его улиц.
Выставки рисунков, фотографий
5. Результативный блок.
Итоги всей проделанной работы.
6. Список используемой литературы
Раздел 1
«Информационный блок»
Актуальность проекта «Мое село».
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Цель проекта «Мое село»:
Формирование у детей любви к Родине, к родному селу и его истории, чувства ответственности за судьбу села, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства, развитие представлений о селена основе ознакомления с ближайшим окружением (дом, двор, улица села, детский сад и его территория).
Принципы разработки ознакомления детей с родным селом:
1) Энциклопедичность.
2) Региональность.
3) Интеграция - установление соответствия между информацией заданной в явном и неявном виде.
4) Культурологичность - приобщение детей к истокам культуры.
5) Тематичность - деление материала на основные темы.
6) Наглядность - качество ясности, понятности, доступности содержания, убедительности изображения. Наглядность достигается воплощением абстрактного в конкретном.
7) Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
8) Развивающие характер обучение, основанный на детской активности.
Описание реализации тематического проекта «Мое село»
Педагоги подбирают краеведческий материал в соответствии с запланированной деятельностью: обогащают развивающую среду материалами о с. Первомайском (книги, картинки, репродукции, дидактические игры, пособия, предметы искусства, продукты детского творчества и др.).
Проектный метод предполагает интеграцию (взаимопроникновение разделов программы) на основе единого проекта. Педагоги согласуют тематику занятий по ознакомлению с родным городом с тематикой других занятий, играми детей; создают условия для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом становится возможной при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту и тесному сотрудничеству с родителями. Дети и взрослые (педагоги, родители) разрабатывают экскурсионно- туристические маршруты по с. Первомайскому, начинают поисково-собирательную работу.
В процессе поисковой деятельности дети знакомятся c историей с. Первомайского. Выясняют, что изначально люди селились на благоприятных для их жизни местах (там, где вода, плодородная земля). Улицы эти и названия носят: Полевая, Садовая, пер. Прудный, и т.д.
Дети много узнают о природе своего края, растениях и животных, полезных ископаемых. В процессе рассматривания книг, фотографий, экскурсий и целевых прогулок дети выясняют, что в с. Первомайском много разных по назначению зданий – жилые дома, детский сад, школа, магазин, ФАП и другие.
Большим импульсом в воспитании патриотизма является такое событие в жизни с. Первомайского торжественный митинг у памятника павшим во время войны 1941-1945 годов. Учащиеся школы и жители села чествуют тружеников тыла и ветерана войны. Весь день учащиеся старших классов несет почетный караул. После митинга проходит праздничный концерт.
Развитию познавательных интересов дошкольников способствуют игровые персонажи. Педагоги нашего учреждения часто придумывают оригинальных героев для работы с детьми. В этом году воспитатели решили создать новый персонаж - «хозяина (хозяйку)» села. Был объявлен конкурс. Дети, педагоги и родители придумали образ «хозяина (хозяйки)» села. Затем прошла презентация игрушек.
Раздел 2
«Технологический блок»
Основные задачи тематического проекта «Мое село»:
Средняя группа:
Формирование представлений о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением.
Воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок.
Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, селу.
Формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем городе.
Воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родного города.
Старшая группа
Формирование любви к родному городу и интерес к прошлому и настоящему с. Первомайское.
Знакомство детей с географическим расположением села, природными ресурсами.
Ознакомление детей с основными профессиями.
Знакомство детей с традициями, трудом и бытом жителей села. Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свое село, республику.
Организация общественно полезной деятельности ребенка на благо своей семьи, своего города.
Подготовительная группа
Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем с. Первомайского на материале научной литературы.
Закрепление знаний детей о природных ресурсах, климатических условиях как факторах, определяющих экономическое развитие села.
Знакомство детей с культурным наследием Рузаевки.
Воспитание чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в с. Первомайское, сопричастности к этому.
Развитие бережного и созидательного отношения к селу (достопримечательности, культура, природа).
Компетентность ребёнка:
1 Имеет представления о местонахождении детского сада, своей группы, участка.
2 Знает название села.
3 Умеет замечать происходящие изменения на близлежащих улицах (приготовления к празднику, строительство нового дома и т.д.).
4 Умеет ориентироваться в помещении ДОУ (найти свою группу, участок, зал).
5 Проявляет бережное отношение к окружающему.
Педагогические формы:
1. Познавательное развитие:
Целевые прогулки по близлежащим к детскому саду улицам (празднично украшенные улицы, магазин).
Рассматривание фотографий близстоящих построек и детского сада.
Чтение художественной литературы (Б. Заходер «Строители», С. Бороздин «Кто построил этот дом»)
2. Изобразительная деятельность
Рисование:
- «Дом, где я живу»
- «Зажжём разноцветные огоньки»
- «Украсим родной город к празднику»
Аппликация:
- «Окошечки в доме»
-«Красивый заборчик возле дома (или детского сада)»
Конструирование:
-«Постройка дома из строительного материала»
3. Музыкальная деятельность
Слушание музыки М. Карасёва «Строим дом»
4. Игровая деятельность:
Подвижные игры «По ровненькой дорожке», «Найди свой домик»
5. Предметно-развивающая среда
Уголок города /познавательный и иллюстративный материал о селе; альбом с фотографиями улиц села, детского сада, детские работы, раскраски «Мой дом», художественная литература).
Дидактические игры «Собери картинку», «Какие разные дома».
Игры со строительным материалом, из мягких модулей постройка дома, детского сада и их обыгрывание,
Игра-путешествие по городу,
Фотовыставка о селе Первомайском.
Предложить нарисовать рисунок дома.
Перспективный план работы по тематическому проекту
«Мое село» в старшей группе.
Рассматривание картин, книг и открыток о родном городе:
Работа с книгой-альбомом «с. Первомайское»;
Работа с пособиями по ознакомлению детей с профессиями.
Поисково-собирательная работа:
Знакомство с историей села Первомайское.
Сбор личных вещей, книг, фотографий, как рядовых граждан, так и известных людей, участников войн.
Разработка экскурсионно- туристических маршрутов по с. Первомайскому. Изготовление схемы:
«Красота нашего города»
Беседы o «с. Первомайское – частичка России»:
«Чем славится с. Первомайское?».
Познавательное занятие «Село мое родное».
Дидактические игры:
«Собери картинку», «Какие разные дома», «Что где находится» (схемы, карты).
Встречи с интересными людьми:
Встреча с ветераном ВОВ и тружениками тыла с. Первомайского.
Встреча с известными пчеловодами с. Первомайского.
Встреча с известными доярками с. Первомайского.
Встреча с известными хлеборобами с. Первомайского.
Праздники:
Праздник с. Первомайского.
Праздник «Сабантуй» (народный весенний праздник у татар и башкир, посвященный окончанию весенних полевых работ.)
Чтение художественной литературы:
В. Степанов. Что мы Родиной зовем.
В. Аширова. Тетя Эрна.
Оформление альбомов:
«Мы живем в с. Первомайском».
«Наш любимый детский сад»;
«Наши выпускники».
Самостоятельная художественная деятельность детей:
Рисование «Наша улица – прошлое и будущее».
Рисование «Что мы видели на экскурсии».
Конкурсы, выставки:
Конкурс «Семейные умельцы» (поделки). Выставка «Моя семья» (художественная деятельность). Выставка детских работ «Юные художники о нашем селе». Конкурс изготовления игрушки «Хозяина» села. Выставка «Мы – жители с. Первомайского» (семейные династии - фотографии).
I . “Моя семья”
Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью.
В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут.
Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья - такое общество.
Семья обеспечивает преемственность традиций.
Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.
Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.
То, что дети являются «зеркальным» отражением своих родителей, подтверждается постоянно. Профессор К.Н. Волков для изучения этой зависимости организовал весьма показательный эксперимент. Группу 6-7-летних дошкольников вместе с их мамами пригласили на собеседование. На полчаса их оставили в экспериментальной комнате, где они должны были дождаться приема у психолога. В комнате находилось много очень интересных для детей вещей - картинок, книг, игрушек. Экспериментатор скрытно наблюдал, как будут вести себя мамы и дети.
Они держались по-разному. Одни начинали вместе рассматривать книжки, обсуждать их, рисовали или играли, т. е. активно взаимодействовали с этими предметами. Другие только наблюдали, ничего не трогая. Третьи полчаса сидели и ждали, не проявляя никакого интереса к предметам.
Последующая проверка подтвердила - познавательная активность детей полностью отражала поведение их родителей. Убеждаемся еще раз: педагогические закономерности действуют неотвратимо.
Современные семьи переживают не лучшие времена. В большинстве нынешних семей основные силы и время родителей расходуются на материальное обеспечение, но не на духовное формирование и развитие детей.
II . “Мое любимое село”
Ближайшей ж/д станции (Кандры): 11 км.
На основании решения коллегии народного комиссариата земледелия БАССР о разделении Туймазинского совхоза на два самостоятельных, райисполком 18 мая 1932 года произвел отвод земли вновь созданным Тймазинскому свиносовхозу и Кандринскому свиносовхозу имени 1 Мая. Появились первые поселенцы на будущей центральной усадьбе совхоза имени 1 Мая. Размещались они пока в деревне Александровке. По словам очевидцев Александровка была создана в 1894 году. Первым её жителем был Иванов Александр. В честь него деревня стала называться Александровкой.
Всего в деревне было 53 подворья. Контора строившегося совхоза была размещена в доме у Сорокина Константина, а в амбаре напротив был открыт ларек. В доме у Вдовина Николая находилась школа. Конюшня - на подворье братьев Маханьковых. Первым директором совхоза был Ариткулов. Он занимал эту должность в течении 6 месяцев. А с 14.09.32 года директором назначался Мельников.
Первых трактористов поселили в доме у Агафонова Михаила. Начиналось строительство совхоза. К осени 1932 года на пустыре построили свинарник. Наш совхоз имел посевную площадь 3675га. К нам стала поступать сельскохозяйственная техника и скот. Совхозу было выделено: 2 трактора, 2 комбайна,2 сложных молотилки, 4 сеялки, 4 культиватора, 6 косилок. Скота, кроме 112 голов лошадей, совхоз почти не имел. Но уже в 1933 году поголовье скота увеличивается. В совхозе уже насчитывается 75 голов свиней, 66 коров, 6 пчелосемей. Первый свинарник был построен из камышовых щитов. С 14 сентября 1932 года по приказу №203 начинались курсы свинарей и бригадиров, ответственным назначили управляющего фермой Ганиева. Первая партия свиней была закуплена в Тйумазинском совхозе в количестве З маток. Бригадиром по свиноводству был назначен Мухамедшин. Закупались пчёлы.
Строился совхоз, а вместе с ним создавалась и его социальная сфера.
Первое население разместилось в землянках. В ноябре 1932 года построили общежитие; конюшню и мельницу. А самый первый объект, который был сдан строителями летом 1932г- баня. Чуть позже, в сентябре, завершили строительство четырех свинарников, коровника, телятника и зернохранилища. Первый жилой дом был построен только в 1933 году. В это же время появилась пекарня и клуб. В 1934 году открылся фельдшерский пункт, медсестрой была назначена Газизова.К этому времени в нашем совхозе уже действовала библиотека. Сначала библиотекарем была Куликова В. затем Лепестев Константин. Обязанности письмоносца возлагались на Зиазетдинову Ф. Она работала банщицей и уборщицей в общежитии трактористов. В 1934 году наш совхоз был телефонизирован. Телефон находился в конторе совхоза. В этом же году в совхозе начали действовать детские ясли. Число детей составляло 30 человек. Штат рабочих 3 человека, в том числе один воспитатель. По приказу № 184 от 13.07.39 г на должность воспитателя принимается Васильева Мария. До неё воспитателем работала Давлетгареева Роза. Заведующей детскими яслями была назначена Козырева Анна Ивановна.
В 1935 году была открыта школа. В приказе по совхозу № 78 от 1.091937 года говорится о проверке грамотности всех рабочих и домохозяек. И в этом же году был введен водопровод.
С сентября 1937 г начинается использование машин для перевозки пассажиров.
В 1939-40 годах были построены частные дома, дом специалистов, два жилых барака. В войну была построена электростанция. Её строили военнопленные венгры.
Большое внимание с первых лет существования совхоза уделялось соблюдению санитарно-гигиенических норм жители поселка. За порядком следил местный милиционер Фурсов.
Постепенно создавались необходимые условия для нормальной жизни населения поселка.
В настоящее время в с. Первомайское находятся следующие улицы:
Воспитатель: На протяжении длительной истории человечества способы и средства передачи информации претерпели значительную эволюцию. Использование простейших сигналов (голоса, огня и дыма) в доисторическую эпоху сменилось организацией почтового сообщения с помощью пеших и конных гонцов в рабовладельческих государствах. В настоящее время почта – это предприятие, использующее различные виды электромагнитной связи для передачи почтовых отправлений.
Воспитатель: Банк с. Первомайского – это финансовая организация, учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, предприятиям, гражданам и друг другу.
Воспитатель: Как Вы, знаете, ребята, в нашем селе имеется зерноток. Зерноток - это место временного хранения зерна.
Воспитатель: Мы стоим на берегу пруда с. Первомайского. Пруд представляет собой искусственный водоём.
Воспитатель: В нашем селе имеется стадион. Стадион – это сооружение для спортивных целей. Обычно включает большое поле с беговыми дорожками вокруг и места для зрителей, расположенные ступенчато вокруг поля.
Воспитатель: Сейчас мы находимся рядом с магазином «Хороший». Магазин – это специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для розничной продажи товаров и оказания услуг покупателям.
Воспитатель: Одним из достопримечательностей в с. Первомайское является памятник павшим во время войны 1941-1945 годов. В настоящее время в нашем селе остался один ветеран Великой Отечественной войны и 48 труженников тыла.
Воспитатель: Сегодня уже не в первый раз мы прошли по знакомым улочкам нашего села, посетили местные достопримечательности, совершили очередное путешествие в историю родного края. Но, возможно, сегодня вы увидели всё другими глазами, ваши юные души полны гордости за свой край. Это ваша РОДИНА! Когда вы станете взрослыми людьми и куда-то уедете, вы обязательно когда-нибудь сюда вернётесь, РОДИНА вас не отпустит.
«Мое село»
Развитие дошкольников
Подвижные игры
«По ровненькой дорожке»
Взрослый ритмично, в определенном темпе произносит следующий текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два,
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам…
В яму - бух!
При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом.
На слова «По камешкам, по камешкам» - прыжки на двух ногах, слегка продвигаясь вперед.
На слова «В яму - бух!» присаживаются на корточки. «Вылезли из ямы», - дети поднимаются.
Взрослый снова повторяет стихотворение. После нескольких повторений он произносит другой текст:
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом -
Здесь мы живем.
По окончании текста дети бегут в «дом» (заранее договариваются, где будет дом - на диване, стуле и т.д.).
Примечания: Движения можно разнообразить, но они должны соответствовать тексту стихотворения (например, перепрыгивать по камешкам с одной ноги на другую или на одной ноге и т.п.). Можно удлинять или укорачивать двигательное задание, повторяя каждую строчку стихотворения большее или меньшее число раз.
«Найди свой домик»
Детей необходимо поделить на две группы и посадить на стульчики на противоположных сторонах площадки. На слова воспитателя: «Дети гуляют по площадке, ходят, бегают…, цветы обходят» дети расходятся по площадке, ходят и бегают, кто куда хочет. Воспитатель: «А ну ка дети, не зевайте, как услышите гудок – убегайте!», дает сигнал: «У – у – у». Дети спешат к своим домикам и садятся на свои места. Игра повторяется.
Игра «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»
Дети становятся в круг, в середине его становится регулировщик дорожного движения. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: дорога, транспорт, пешеход, пассажир. Если водящий сказал слово «Дорога! «, тот, кто поймает мяч, должен быстро назвать какое – либо слово, связанное с дорогой. Например: улица, тротуар, обочина и т. д. На слово «Транспорт! « играющий отвечает названием, какого – либо транспорта; на слово «Пешеход! « можно ответить светофор, переход и т. д. Затем мяч возвращается регулировщику дорожного движения. Ошибившийся игрок выбывает из игры.
Игра «Грузовики»
Дидактические игры
«Собери картинку» - фотографии или картинки с изображением памятных мест c. Первомайского разрезаны на две, три части.
«Какие разные дома» - шаблоны различных домов: обвести, раскрасить.
Раздел 5
«Результативный блок»
В ходе реализации тематического модуля «Мое село» мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием с. Первомайского помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)
Достигнутые результаты:
Высокий уровень знаний о названиях улиц повысился на 10%;
Высокий уровень знаний о том, что такое село,чем оно отличается от города на 15%;
Высокий уровень развития знаний о достопримечательностях села повысился на 20%.
В результате проделанной нами работы возникла идея о создании долгосрочного проекта по нравственно – патриотическому воспитанию, который будет состоять из четырех блоков:
1 блок «Семья и ближайшее окружение»
2 блок «Детский сад – мой второй дом»
3 блок «с. Первомайское – мой родной край»
4 блок «Россия - Родина моя!
Список используемой литературы
- Башкортостан: краткая энциклопедия. / Глав. ред. Шакуров Р. З. – Уфа, «Башкирская энциклопедия», 2010.
- Гареев А. М., Гатауллин Р. Ф., Мухаметшина Л. М. География и экология Туймазинского района. – Туймазы, 2007.
- Дошкольная педагогика / Под ред. В. И. Ядэшко. – М.: Академия, 2004.
- Козлова С.А., Куликова Р.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2002.
- Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: «Педагогика», 1989.
- Михайлов В. Кладовые витаминов. // Туймазинский вестник. – 2011. – 28 октября.
- Михайлов В. Конкурс пчеловодов. // Туймазинский вестник. – 2011. – 10 августа.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Семинарские, практические и лабораторные занятия по дошкольной педагогике / Под ред. Э. К. Сусловой. –