Дата публикации: 30.01.18
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 комбинированного вида»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе
«Соленая история»
Подготовила: воспитатель
подготовительной к школе группы
Шауманас О.В.
Мончегорск, 2017
Цель : способствовать развитию познавательного интереса воспитанников к изучению свойств соли.
Программное содержание :
Формировать представления о соли и её свойствах;
Упражнять в согласовании существительных с прилагательными;
Упражнять в использовании нетрадиционного приёма декорирования;
Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;
Продолжать развивать речь как средство общения;
Воспитывать интерес к экспериментальной и опытнической деятельности.
Материал и оборудование : соль, стаканы с кипяченой и холодной водой, чайные ложечки, лупы, 2 яйца, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, воронки, цветная соль, баночки для декорирования.
Предварительная работа : знакомство с пословицами и поговорками о соли, познавательные беседы, чтение литературы.
Ход занятия.
Приветствие:
«Доброе утро я вам говорю,
Я вас всех очень, очень люблю.
Желаю вам хорошо заниматься,
Быть внимательными, ума набираться!
Давайте поприветствуем гостей.(Дети здороваются)
Ребята, хотите стать настоящими исследователями? Отгадайте загадку и вы узнаете с каким веществом мы будем проводить опыты.
«Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, наверное, догадались. Ну, конечно, это (соль)»
Воспитатель:
Соль - незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем.
Ребята,что вы знаете про соль? (Ответы детей).
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная. Ребята, хотите узнать, как люди стали добывать соль?
Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь.
Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.
В древности люди добывали соль. Они сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре. Золу использовали в пищу.
Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды.
Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Как вы думаете, где можно использовать соль?
В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).
В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных блюд и продуктов питания, в консервировании.
Речевое упражнение: «Скажи со словом солёный (солёная, солёное)»(Солёный огурец, солёная капуста, солёное море и т. д)
На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Вот и наша исследовательская лаборатория (перемещаются к месту проведения опытов)
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов:
Близко не подносить предметы к глазам,
Без надобности ничего не брать в рот,
Строго соблюдать мои инструкции
Опыт № 1. «Соль сыпучая, без запаха»
У вас на столах, на тарелочках, 3 вида соли, давайте рассмотрим ее. Какого она цвета? (Она белого цвета). Пахнет? (Не имеет запаха).
Возьмите лупу и рассмотрите соль. Что вы увидели? (Соль похожа на зернышки, кристаллики). Надавите ложечкой на соль. Хруст – это разрушаются кристаллики. Да, соль – это кристаллическое вещество. Наберите в ложечку и высыпьте на ту же тарелочку. Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха.
Опыт № 2. «Соль растворяется в воде»
Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)
Молодцы, верно! В каждый стакан положите по три ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.
Кто заметил, в какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?
(В тёплой воде соль растворилась быстрее).
Соль исчезла? (Нет, соль растворилась).
Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
(Соль растворяется в воде; в тёплой - быстрее).
Опыт № 3. «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. Вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмите яйцо и опустите его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
Теперь возьмите другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).
Прежде чем перейти к следующему опыту, давайте немного отдохнём.
Физкультминутка.
Мы сейчас пойдем направо,
А потом пойдем налево,
В центре круга соберемся
И на место все вернемся.
Мы тихонечко присядем,
Ручками себя погладим,
Мы поднимемся тихонько
И попрыгаем легонько.
Пусть попляшут наши ножки
И похлопают ладошки.
Опыт № 4. «Соль – чистящее средство».
Оказывается с помощью соли можно мыть посуду. Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету. (Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).
Ребята, сейчас я покажу вам для чего ещё люди, используют соль. Оказывается солью можно украсить интерьер комнаты. Посмотрите сколько цветной соли я для вас приготовила. Сейчас мы с вами будем засыпать соль в баночки. (Дети вместе с воспитателем делают цветные баночки).
Для закрепления материала проводится игра «Что мы знаем о соли».
(Дети передают друг другу мяч и делятся полученными знаниями о соли).
Итог (вопросы детям):
Вам понравилось быть исследователями?
Что нового вы узнали о соли?
Какой опыт был самым интересным?
Самым познавательным?
Татьяна Суняйкина
Технологии познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
Гласит китайская пословица.
В своей работе мы старались придерживаться этих слов, ведь в каждом ребенке живет маленький исследователь, который готов ежесекундно покорять новые вершины и изучать неведомые горизонты. И тому подтверждение – любознательность детей, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Дети стремятся к активной деятельности и нам , как воспитателям важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
Прежде, чем начать свою работу нами была подобрана и изучена необходимая литература : О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» , О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» .
Поэтому целью нашей работы стало создание условий для развития познавательного интереса у детей в процессе экспериментальной деятельности . Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность , тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами, материалами позволяет познать их свойства , качества, возможности.
Перед собой мы ставили следующие задачи :
Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды.
Расширять представления детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
Создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач; для возможности радоваться сделанному открытию.
Поощрение инициативности и самостоятельности в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию.
Создание дружеской атмосферы и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде.
Формы работы, которые мы использовали :
совместная деятельность воспитателя и детей (опыты, познавательные игры , беседы, наблюдения)
наблюдение на прогулке за объектами живой и неживой природы
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей :
в группе создан экспериментальный уголок в котором имеются необходимые инструменты для экспериментирования : специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый материал (камешки, песок, ракушки, семена, инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, зеркало, фонарик и т. д.) .
проводились беседы на тему : «Необходимость и интерес к исследовательской деятельности », об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям.
были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности .
На протяжении всего учебного времени проводили НОД (непосредственная образовательная деятельность ) и опыты-эксперименты по темам :
«Можно ли пить талую воду» - показали детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды;
«Ходит капелька по кругу» - дали детям элементарные знания о круговороте воды в природе;
«Узнай все о себе, воздушный шарик» - знакомили детей с качествами и свойствами резины; учили устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования;
«В мире стекла» - помогали детям выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое) .
«В мире пластмассы» - знакомили детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помогали выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная) .
«Дерево умеет плавать» - расширяли представление о дереве, его качествах и свойствах; учили устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способом его использования.
«Сравнение стекла и пластмассы» - знакомили детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.
«Волшебная вода» - расширяли знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лед - это вода, пар- это вода).
«Ткань и ее свойства» - познакомили с видами ткани (ситец, лен, драп, атлас - впитывающие влагу, кожа, болонья - не впитывают влагу).
«Воздух невидимка» - дали представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, прозрачный, бесцветный. о мире животных и растений : как звери живут зимой, летом; овощи, фрукты и т. д. ; условия, необходимые для роста и развития (свет, влага, тепло) ;
«Четыре принцессы» . Познакомили детей с частями суток : утро, день, вечер, ночь, их признаками, последовательностью, значением для жизни всего живого.
«Волшебные кирпичики» . Познакомили детей с понятиями сутки, дни недели, неделя, месяц, год. Объяснили значимость дней недели для жизни человека. Воспитывали интерес к математике.
«Путешествие в прошлое часов» . Познакомили детей с действием и строением солнечных, песочных и механических часов.
Игры-путешествия. Познакомили детей с отдалёнными территориями : Северный полюс, Африка, джунгли. Структура игры состоит из виртуального перемещения детей в исследуемый мир, решения познавательных задач , обобщения новой информации. Во время путешествия дети изучают географические карты, фотографии и иллюстрации, видеоматериалы. Перемещения можно проводить пространственные и временные.
О материалах : глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
О человеке : мои помощники – глаза, нос, уши, рот.
О предметном мире : посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
О геометрических эталонах : круг, прямоугольник, призма, ромб.
В своей работе создавали образовательные ситуации :
«Спор игрушек» - учили детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т. к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.
«На чём полетят человечки» и учили выделять общие признаки резины на основе структуры поверхности, прочности, проводимости воздуха и воды, эластичности : сравнивали резину с тканью, доказывали зависимость функций предмета от материала, из которого он сделан.
На протяжении своей исследовательской деятельности использовали дидактические игры :
«Расскажи о предмете» ;
«Отгадай материал» ;
«Где спрятался воздух» ;
«Что из чего будет» ;
«Чудесный мешочек» .
В результате НОД и опытов-экспериментов дети :
овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
познакомились с явлениями природы ;
получили представление о круговороте воды в природе;
уточнили знания о воде, о ее состояниях;
познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
получили представления о свойствах ткани, резины и т. д. ;
познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления;
с удовольствием высказывали предположения и вместе с нами учились делать выводы.
В результате работы нам удалось не только повысить свой уровень знаний, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы . Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок экспериментирования.
Считаем необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности , т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы , что очень важно в период подготовки ребёнка к школе .
Галина Калала
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история»
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Соленая история »
Цель : Способствовать развитию познавательного интереса у детей ;
развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности .
Программное содержание : Уточнить знания детей о свойствах соли ее; продолжать знакомить с ее видами (каменная, поваренная, морская) и характеристикой (минерал, добыча, применение) ; развивать навыки экспериментирования; воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.
Словарь : каменная, поваренная, кристаллизация, минеральное вещество, выпаривание, «спелеолечение» , «спелеокомната» .
Материалы и оборудование :Презентация по теме занятия, мешочек с солью, пластиковые бутылочки (баночки) для поделок, салфетки, цветные мелки, стаканчики с готовой цветной солью.
Ход занятия:
Воспитатель :
Ребята, мы с вами недавно говорили об обычаях и традициях, существующих у русского народа. По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью. «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. «Хлеба кушать!» – непременно отвечают ему.
С радостью гостей встречаем, хлебом - солью угощаем.
Входят девочка и мальчик с хлебом – солью. Подходят к гостям с поклоном. Взрослый отламывает кусок и макает в соль.
Воспитатель :
Все расселись по местам?
Никому не тесно?
Будет интересно!
Ребята, кто мне скажет, какие богатства находятся глубоко под землей? Как они называются? (Полезные ископаемые)
А какие полезные ископаемые вы знаете? (Глина, уголь, алмазы,золото, минеральная вода и т. д.)
Скажите, пожалуйста, как еще можно назвать полезные ископаемые? (Сокровищница Земли, кладовая Земли, хранилище Земли) .
Сегодня мне хотелось бы побеседовать с вами об одном веществе, с которым вы хорошо знакомы – оно тоже является полезным ископаемым. Чтобы узнать, о чем пойдет речь, предлагаю вам отгадать загадку :
«Без нее, ребята, повар, как без рук, И становится вся пища несъедобной вдруг! Если в ранку попадет – испытаешь боль…Вы, конечно, догадались сразу, это – (соль)
Отдельно - я не так вкусна,
Зато бела и солона,
И в пище - каждому нужна.
Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. А вы знаете, какая бывает соль? (Ответы детей) .
Правильно,есть три вида соли : Пищевая (каменная, техническая; морская.
Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной. Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному :
в медицине;
в косметологии.
Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.
Воспитатель
Откуда берется, например, каменная соль? (Ответы детей) .
(рассказ сопровождается показом презентации)
Ее добывают в рудниках. А как она туда попала? (Ответы детей) . Месторождения каменной соли находятся высоко в горах (показ слайда) . Но очень давно не месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. Как вы думаете, что значит «кристаллизовалась» ? (Ответы детей) . Вы правы – приобретала форму кристаллов. В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Соль была дороже золота, ею расплачивались за товар вместо денег.
Поэтому люди придумали очень много пословиц и поговорок про соль. А вы их знаете?
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно
Без соли и хлеб не естся, без соли и стол кривой.
Без соли, без хлеба худа беседа.
Соли не жалей, так и есть веселей.
После хлеба – соли семь часов отдыхать.
От воды родится, а воды боится (соль) .
В далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Наши предки верили, что соль защищает их от злых духов и вражеских сил.
Из-за соли разгорались войны. В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ.
Отсюда народная примета : соль рассыпал – к ссоре, к неудаче.
В честь соли названы города :, Соликамск, Соль-Илецк, Сольцы, Усолье : реки – Усолка и Солёная и многие другие.
Скажите, какого цвета соль? Имеет ли соль запах? Какое это вещество : жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей) . А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль? (Ответы детей) . Но сначала мы с вами отдохнём немного.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.)
Прошло много времени, прежде чем люди научились добывать соль из морской воды. Добывают соль специальной техникой – соледобывающим комбайном , грузят в железнодорожные вагоны и отправляют на мельницу. В морской соли есть полезные минеральные вещества, йод. Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна. И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям, коровам, соль, которой нет в траве и сене).
Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред нашему организму. Поэтому – все хорошо в меру.
Каменную соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала? Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Когда-то очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. Специальные комбайны рубят пласты соли. Затем она попадает в мельницы и крошится до получения кристалликов различной величины.
Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму? Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.
Как вы думаете, соль полезна или вредна? (ответы детей)
Давайте возьмем два одинаковых кусочка огурца. Один посолим чуть – чуть, а другой густо. А теперь попробуем, есть желающие? Какой мы можем сделать вывод из этого эксперимента? (ответы детей) .
В больших количествах соль не только не вкусна, но и вредна. Она задерживает жидкость в организме, а это мешает работе нашего сердца и почек. Могут начаться головные боли. Соль накапливается в костях и из-за этого начинают болеть ноги. Но она может нанести вред не только людям, но и растениям.
Мы с вами проводили опыт с двумя луковицами. Давайте вспомним мы высадили две луковицы в, одну в обычную почву, другую в очень соленую . Теперь мы знаем, что в соленой почве растения не растут.
Воспитатель :
Как вы думаете, где можно использовать соль? В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов. За полезные свойства соль называют «белым золотом» и используют для лечения. И назвали это очень красивым словом «спелеолечение» . Есть специальные спелеосанатории, которые находятся в соляных шахтах, спелеокомнаты, в которых люди лечатся от различных заболеваний.
Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла). Очень полезны ванны с морской солью.
На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.
Соль является хорошим чистящим средством. С её помощью можно очистить посуду от накипи и загрязнений.
А сейчас я хочу пригласить вас в нашу лабораторию, что бы лучше узнать, что такое соль.
Давайте вспомним правила поведения в ней.
Близко не подносить предметы к глазам,
Без надобности ничего не брать в рот,
Строго соблюдать мои инструкции
1) Ребята, обратите внимание, перед вами тарелочки с солью, скажите,
какая она по цвету? (белая)
2) Сейчас наберите на кончик ложки немного соли и попробуйте. Какая
соль на вкус? (соленая )
3) Понюхайте соль, имеет ли она запах? (нет)
4)Возьмите ложку, наберите соль и пересыпьте ее в стакан. Что вы
наблюдаете? (сыпется – сыпучая)
Какой вывод можно сделать о соли, какая она?
* соленая
* сыпучая
* не имеет запаха
5) Возьмите лупу и рассмотрите через нее соль. На что она похожа?
(кристалл)
6) Как вы думаете, растворяется ли соль в воде? Предлагаю узнать вместе.
У вас в стакане соль, насыпьте еще соли. А теперь ложкой налейте
немного воды. Что мы видим? (соль не растворилась)
Куда же делась вода? (она впиталась)
Это произошло потому, что мы налили немного воды, соль впитала воду.
А теперь налейте побольше воды и размешайте. Куда делась соль?
(растворилась)
Какой вывод можно сделать? (если налить немного воды-соль впитает воду,
а если много воды, то соль растворится.
7) Ребята, скажите, что происходит с водой при низкой температуре, то
есть когда холодно? (замерзает)
Как вы думаете, соленая вода замерзает ? Сейчас мы проверим. Поставим
Соленую воду в морозильную камеру и через некоторое время увидим
результат.
8) Я открою вам секрет. Соль – волшебница. В соленой воде практически
невозможно утонуть. Хотите проверить? Мы с вами проведем эксперимент и
проверим, как соленая вода будет выталкивать предметы на поверхность.
Для этого нам понадобятся 2 сырых яйца, 2 стакана. В одном стакане
пресная вода, в другом – соленая . Как вы думаете, в каком стакане
соленая вода ?
Берем сырое яйцо и опускаем в стакан с пресной водой. Что произошло?
Второе яйцо опускаем в стакан с соленой водой . Что можно сказать про это
яйцо? (яйцо осталось плавать на поверхности)
Какой вывод сделаем? (Соленая вода удерживает предметы на поверхности)
– Отлично, вы настоящие исследователи.
Сегодня мы с вами будем декорировать вазочки цветной солью. Посмотрите, как можно украсить цветной солью различные ёмкости.
А делается это так : у вас у всех на столах лежат воронки, стаканчики с цветной солью, ёмкость, в которую вы будете насыпать цветную соль, столовые ложки. Соль нужно насыпать до конца и плотно закрыть крышечкой. Вот такие чудесные сувениры, сделанные своими руками, у нас получились
Подведение итогов :
– Скажите, что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии?
Соль – белая, соленая , сыпучая, не имеет запаха.
Какие свойства имеет соль?
Растворяется в воде, соленая вода не замерзает , удерживает предметы
на поверхности.
Помните : соль в жизни человека имеет огромное значение, она является
источником жизни , но чрезмерное употребление может привести к
заболеванию.
Мне понравилось, как вы работали. Вы настоящие исследователи. Большое вам спасибо.
Конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности старших дошкольников дошкольников. Тема «Жидкости. Растворы».
Описание: Данный конспект НОД по опытно-исследовательской деятельности будет полезен педагогам дошкольного и дополнительного образования.Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.
Уточнить и закрепить представления о свойствах жидких и сыпучих веществ (вода, растительное масло, молоко, пищевые красители, поваренная соль, сахар, мука).
Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
Упражнять в умении анализировать результаты собственных экспериментов.
Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Создать условия для самостоятельного поиска сведений об окружающем мире.
Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Вызвать радость от открытий, полученных во время проведения опытов.
Воспитывать желание сотрудничать, договариваться в ходе совместной деятельности.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку и аккуратность.
Создать у детей радостное настроение.
Вызвать желание помочь, активизировать детей на разрешение проблемной ситуации.
Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
Образовательная область «Речевое развитие»:
Пополнить словарный запас детей за счет слов: эмульсия, раствор, молекула, частица, кристаллы, рафинад.
Подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи.
Материал и оборудование для опытов:
Для демонстрации: бутылка, воронка, воздушный шарик, сода, уксус; тарелка, молоко, пищевые красители, 3 пипетки, ватные палочки, средство для мытья посуды.
На каждого ребёнка: поднос, 5 емкостей, 5 ложек, растительное масло, вода, поваренная соль, мука, сахар.
Ход эксперимента.
Воспитатель:Ребята! Я приглашаю вас в экспериментальную лабораторию.
Собрались мы снова вместе,
Чтобы было интересней!
Много нового узнаем,
Что ж, ребята, начинаем!
Ребята, многие материалы производятся путем смешивания разных компонентов. В ходе опыта вы сможете определить, какие жидкости смешиваются хорошо, а какие не смешиваются совсем. Скажите, растительное масло - это жидкость или сыпучий материал?
Дети:
Жидкость.
Воспитатель:
Нам понадобится вода и растительное масло. Налейте немного воды и масла в емкость и размешайте их ложкой. Что вы наблюдаете? Смешалась ли вода и масло?
Дети:
ответы детей, вывод делают самостоятельно: как бы не смешивали масло с водой, даже после перемешивания они снова разделяются.
Воспитатель:
(дополняет вывод детей)
Слой масла находится на поверхности воды. Это происходит потому, что частицы масла и частицы воды отталкиваются друг от друга. Смесь жидкостей, которые не смешиваются, называется - эмульсия.
Воспитатель:
Возьмите тарелочку с сахаром. А вы знаете, как называется такой сахар?
Дети: ответы детей.
Воспитатель:
Правильно – рафинад. Для опыта нам понадобится вода и сахар-рафинад. Теперь по одному кусочку положите в банку с водой. Посмотрите, что с ним происходит?
Дети: (ответы).
Воспитатель:
Положите весь сахар и размешайте ложкой. Смешивается ли сахар с водой?
Дети: (ответы) Сахар исчезает, растворяется в воде.
Воспитатель дополняет: сахар разделяется на маленькие частички, которые смешиваются с водой. Такая смесь называется раствором.
Для этого опыта нам понадобятся вода и мука. Скажите мука - это жидкость или сыпучий материал?
Дети:
Сыпучий.
Воспитатель: Возьмите ёмкость с водой и добавьте полную ложку муки.
Перемешайте ложкой и скажите, что у вас получилось? Перемешалась ли вода с мукой?
Дети. Ответы детей. Вывод: все перемешалось, получилась непрозрачная, липкая жидкость.
Воспитатель:
Да, мука и вода перемешиваются. В отличие от масла мука смешивается с водой и образует густую массу.
Скажите соль: это жидкость или сыпучий материал?
Воспитатель:
Нам понадобится поваренная соль и вода. Наполните чистую емкость водой наполовину, затем добавьте пять полных ложек соли и размешайте ее. Что происходит?
Дети: Соль растворилась.
Воспитатель:
Добавь еще пять полных ложек и продолжай размешивать. Добавляй соль, пока она не перестанет растворяться. Много ли соли растворилось в воде?
Дети: Много, не хватает воды, чтобы растворить всю соль
Воспитатель (дополняет выводы детей): Сколько бы ни размешивали, вы не сможете заставить соль раствориться в воде полностью. В банке просто не осталось свободных частиц воды, чтобы разделить кристаллы соли.
Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах: например на воде, на молоке?
Дети: (ответы)
Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения.
Нам понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды.
Ход опыта:
В молоко поместим немного пищевого красителя. Как вы думаете, что будет происходить? (выслушивает предположения детей, вместе с детьми наблюдают за изменениями, происходящими с молоком: молоко начинает двигаться, получаются узоры, полоски, закрученные линии). Попробуйте добавить другой цвет и подуть на молоко (дети комментируют свои наблюдения, делают выводы). А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим? (Объяснения детей: красители начинают быстро двигаться, перемешиваться, образуют круги. В тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна).
Воспитатель:
Как вы думаете, почему так получается?
Дети: (ответы, предположения детей)
Воспитатель: (дополняет)
Молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.
Ребята, вы сегодня провели опыты и эксперименты, узнали много нового и интересного. Я приготовила для вас опыт - фокус с воздушным шариком и бутылкой.
Опыт демонстрируется без объяснения детям.
Вставляю воронку в горлышко шарика. Аккуратно насыпаю две столовые ложки соды в воронку и стряхиваю ее в шарик. Наливаю в бутылку уксус около 2 см, затем аккуратно закрепляю шарик на горлышко бутылки. Поднимаю шарик и встряхиваю его так, чтобы сода попала в бутылку. Что будет происходить с шариком?
Дети: (ответы)
Воспитатель:
Прозвучало много ответов и правильных и неправильных. Давайте сделаем так. Вы сегодня придете домой и расскажите родителям о нашем опыте-фокусе и попытаетесь вместе с ними найти ответ на вопрос, как же так получилось, что шар надулся? А завтра нам расскажите. Интересно, кто первым найдет ответ.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Академия чудес»
Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями.
Воспитание интереса детей к экспериментальной деятельности.
Создание эмоционально-положительного настроя детей.
В круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо
А теперь пойдем налево
В центр круга соберемся
И на место все вернемся
Все друг другу улыбнемся,
Все в сборе-дети, взрослые
Мы можем начинать
Но прежде надо дружно
Всем здравствуйте сказать.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я старший лаборант. Сегодня я приглашаю вас в свою научную лабораторию «Академия чудес». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
Лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? Эксперименты - это опыты, кото рые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают). Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня научимся творить чудеса, и в конце обучения вы получите дипломы нашей академии. При проведении экспериментов ученые записывают, зарисовыва ют все, что происходит. Мы тоже будем с вами проводить экспе рименты и будем все записывать в свои научные тетради. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и ос трыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
1. Внимательно слушать старшего лаборанта.
2. Точно выполнять указания
3. Аккуратно работать с оборудованием.
4. В конце опытов делать выводы
Сейчас я повешу картинки, чтобы не забывать.
Не будем терять время, начнем! Я приглашаю вас к первому опытному столу «Волшебница Водица».
Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше – познакомимся со свойствами этого необыкновенного вещества.
Всем известно вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте проверим это.
«Растворение веществ»
Материал: сахар, соль, мука, растительное масло.
В стаканах смешиваем воду с сахаром, солью, мукой и маслом. Делаем вывод: вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.
"Звенящая вода"
Воспитатель: -Ребята, посмотрите что у меня на столе бокалы с водой.
Воспитатель: - Могут ли эти бокалы звучать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Бокалы могут звучать. Как заставить бокалы звучать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: -Давайте постучим пальчиком, предметами, которые находятся у вас на столе. Какой звук?
Дети: Глухой.
Воспитатель: - как сделать звук звонче?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: -Давайте попробуем услышать звук, используя палочки с шариком на конце
Дети: звонкий.
Воспитатель: -Одинаковый ли получается звук?
Дети: одинаковый
Воспитатель: - Потому что в бокалах одинаковое количество воды. А сейчас мы отольём и дольём воды в стаканы. Проверим звучание.
Дети: разное.
Воспитатель: -Что влияет на звон?
Дети: На звон влияет количество воды.
«ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»
Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.
Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.
Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.
А сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю разминку.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаем приседать.
Влево-вправо повернулись
И друг другу улыбнулись.
Наклонились вперёд,
А теперь наоборот.
И ещё разок вперёд
И опять наоборот.
Потянулись, удивились
И на место возвратились
Я приглашаю вас ко второму столу «Невидимка – воздух».
Предлагаю отгадать загадку
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это? (воздух)
Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)
Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Что мы с вами вдохнули? (воздух)
А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.
Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)
Какой вывод можно сделать?
Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.
Опыт с водой и трубочкой.
Для следующего опыта нам понадобится стакан с водой и трубочка. Опустите в стакан с водой трубочку и подуйте в нее.
Что происходит? (выходят пузырьки)
Как они появились?
Вот наше открытие: воздух есть и внутри нас. Мы дуем в трубочку и он выходит, но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Ребята, а на этом опытном столе находится какой-то необыкновенный камень, который притягивает к себе все металлические предметы. Как вы думаете, что за волшебный камень? (Ответы детей).
Правильно, это магнит. У вас на столе есть магнит. Возьмите его в руку и внимательно рассмотрите. Какой он на ощупь? (Ответы детей: холодный, твердый, тяжелый).
Всё ли притягивает магнит? У вас на столе лежат вперемешку предметы, разберите предметы таким образом: справа, положите все предметы, которые магнит притягивает, слева положите предметы, которые не реагируют на магнит. Как мы это проверим? (Ответы детей).
Что бы это проверить, надо провести магнитом над предметами. Приступаем!
Магниты – это кусочки железа, которые притягивают к себе некоторые предметы. Это явление называется - магнетизмом, а материалы магнетическими. Но не все предметы являются магнетическими, поэтому некоторые предметы мы не можем подцепить магнитом.
«Достань без помощи рук»
Действует ли магнит через другие материалы? (Ответы детей).
Ребята, а как достать скрепку без помощи рук? (Версии детей).
Давайте возьмём обычный стакан, опустим скрепку на дно. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. (Дети выполняют)
Расскажите, что получилось? (Дети отвечают).
Что же двигало скрепку? (Дети отвечают)
Какой можно сделать вывод? (Дети отвечают)
Вывод: Магнитная сила проходит через пластик, стекло
«Противоположности притягиваются»
Воспитатель дает в руки два магнита.
Дети берут два магнита, проверяет, что они притягиваются друг к другу разными полюсами.
Что произошло? (Магниты со звонким стуком прилипли друг к другу)
Поднесите магниты друг к другу одинаковыми полюсами. Что видим? (Магниты «убегают» друг от друга).
Магниты окутаны невидимым "облаком", называемым полем. Это "облако" состоит из очень маленьких частичек, находящихся в непрерывном движении, как рой мелких мошек. Если два магнита приблизить друг к другу, то - в зависимости от их взаимного расположения - эти частички-невидимки (двигаясь определённым образом) будут стараться либо подталкивать магниты друг к другу, либо наоборот, отталкивать. У любого магнита два полюса: южный и северный. Разные полюса притягиваются, а одинаковые – отталкиваются.
А теперь ребята, я хочу пригласить вас в секретную лабораторию, где происходят удивительные превращения. Вы верите в то что на молоке можно рисовать? Если нет тогда давайте проведем опыт и посмотрим что произойдет.
«Рисуем на молоке»
Для опыта понадобится: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.
Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком.
Вывод: при добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.
Ребята, а вы знаете что такое вулкан?
Ответы детей.
Вулкан - это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород - магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб. Хотите мы с вами устроим извержение вулкана, прямо здесь, в лаборатории?
«Вулкан»
Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и конечно же сами макеты вулканов.
А теперь приступаем к эксперименту: возьмем ложечки и с помощью них в «жерло» вулкана насыпаем соду, потом окрашиваем её, т.е. наливаем краски, всю смесь перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится главный ингредиент – уксус, а так как это очень опасная жидкость, я попрошу вас надеть маски и добавлю его в наши вулканы и посмотрите, что же получается! Наши вулканы просыпаются и начинают извергать лаву.
Ну вот, ребята, обучение в нашей «Академии Чудес» окончено. И я вручаю вам дипломы. Теперь, когда вы стали настоящими учеными, я приглашаю вас на научный совет. Вспомните все проведенные опыты, и нарисуйте то, что больше всего вам запомнилось и понравилось. Удачи!