Таблица индивидуальной работы в средней группе. Индивидуальная работа для средней группы на месяц по разделам. Длительность занятия в средней группе

Подписаться
Вступай в сообщество «tearespect.ru»!
ВКонтакте:

Индивидуальная работа в детском саду с детьми средней группы.

Процесс психофизического развития у каждого ребенка имеет свои особенности. Он оказывает влияние на усвоение навыков и умений, на отношение ребенка к окружающему миру. Именно поэтому обучение и воспитание детей основывается на принципе индивидуального подхода, который обеспечивает максимальное развитие всех способностей.

Индивидуальная работа с детьми планируется по результатам наблюдений воспитателя за ребёнком в повседневной жизни, анализа его поведения и деятельности, по рекомендации узких специалистов (музыкального руководителя, воспитателя ИЗО, воспитателя ФИЗО).

Особенно уделяется внимание детям, которые нерегулярно посещают детский сад по причине болезни или иным причинам, новеньким, застенчивым, медлительным, гиперактивным, педагогически запущенным ребятам.

Индивидуальная работа с детьми среднего возраста проводится в течение дня в свободное от занятий время в помещениях и на свежем воздухе, согласно циклограмме.

Дни недели

Утро

Прогулка

Вторая половина дня

Понедельник

Дежурство.

Речевое развитие (игры на словообразование).

Вторник

Речевое развитие (словарь)

По развитию основных движений.

Мир природы.

Среда

Мир природы.

Математическое развитие.

Речевое развитие.

Четверг

Речевое развитие (связная речь)

По развитию основных движений.

Математическое развитие.

Пятница

Дежурство.

Математическое развитие.

Заучивание и повторение стихотворений.

Также планируется индивидуальная работа с детьми во время режимных процессов по воспитанию культурно-гигиенических навыков и ведётся на протяжении всего дня, во всех режимных моментах, в любом виде деятельности. Индивидуальная работа по музыкальной деятельности, физическому развитию, изобразительной деятельности ведётся во вторую половину дня воспитателем или специалистами.

Форма организации работы - индивидуальная, однако, в некоторых случаях проводится работа, организуя детей в малые группы.

Индивидуальная работа с детьми по дежурству планируется на утреннее время. Осуществляется работа по умению накрывать на стол с полной сервировкой. В уголке природы: под руководством воспитателя дети учатся поливать растения, наполнять ёмкости водой для отстоя, опрыскивать мелкие и хрупкие листья из пульверизатора. При подготовке к занятию: дети учатся раскладывать необходимые материалы и оборудование на столы.

Индивидуальная работа с детьми по развитию речи в утренний отрезок времени осуществляется: в виде коротких бесед (о близких и доступных им предметах и явлениях окружающего мира: игрушках, книгах, о маме, папе и многом другом), игровых и образовательных ситуаций с дидактической куклой («Предметы, которые сделаны людьми», «Мои любимые игрушки», «Для чего нам нужна мебель?» и т. п.). Беседы могут сопровождаться рассматриванием доступных детям иллюстраций.

Во второй половине дня работа осуществляется: по исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения; по развитию речевого дыхания («Подуй на одуванчик», «Полетели снежинки», «Поплыли кораблики» и пр.); на развитие фонематического слуха («Кто позвал?», Что звучит?»); заучивание и повторение стихотворений.

В сфере познавательной деятельности осуществляется индивидуальная работа утром и во второй половине дня по ознакомлению с миром природы . Закрепляются знания об объектах природы, о растительном и животном мире через словесные, настольные и дидактические игры.

По закреплению знаний элементарных математических представлений проводится работа во второй половине дня в группе: по закреплению знаний группировки предметов по различным признакам (цвет, форма, величина), работа со счётными палочками, работа с карточками по развитию логического мышления. На прогулке отрабатываются знания детей количественного счёта, решения математических задач, закрепления свойства предметов (большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий и т.д.), ориентировке в пространстве.

Прогулка, то время, когда можно организовать индивидуальную работу с детьми и по физическому развитию. Индивидуальная работа проходит в занимательной игровой форме. Отрабатываются такие виды основных движений, как прыжки, метание, упражнения с мячом и на равновесие.

На прогулке наряду с общей работой осуществляется и индивидуальная работа с различными целями: преодоление застенчивости; развитие наблюдательности; воспитание трудолюбия, трудовых навыков.

Индивидуальная работа приносит наиболее положительные результаты тогда, когда проводится не только на специальных занятиях, но и в повседневной деятельности: во время сюжетно-ролевых игр, прогулок, дежурств, подвижных игр, трудовой деятельности.

А правильно организованная индивидуальная работа дает возможность детям полностью овладеть программным материалом, оказывает большое положительное влияние на поведение детей.


Понедельник.
1 половина дня

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. Групповая, подгрупповая.
2. Беседа: «Моё здоровье» Цель: формировать умение отвечать на вопросы воспитателя.
3. Ситуативный разговор «Зимние приметы»: Цель: продолжать расширять и углублять знания детей о зимних приметах
4. КГН: «Культура питания» Цель: формировать умение пережевывать пищу с закрытом ртом.
Непосредственная образовательная деятельность: (занятия по расписанию). Указывается деятельность и краткое содержание занятий.
Индивидуальная работа по математике: «Сравнение». Цель: учить сравнивать две равные и не равные группы предметов.
1. Спонтанная игровая деятельность в центре сюжетно – ролевой игры. «Больница» Цель: продолжать знакомить с больницей и ее функциями.
2.Самостоятельная деятельность в центре математики: игры с геометрическими фигурами «Замотай коврик», «Побери ленточку» Цель: развитие математической смекалки.
Прогулка № 1
Работа перед сном: Просмотр мультфильмов.


2 половина дня.
1. Чтение художественного произведения: сказки «Руковичка» Цель: продолжать развивать интерес к чтению сказок.
3. Продуктивная деятельность: дидактическая игра «Скажи какой» Цель: учить выделять признаки предмета.
4.Индивидуальная работа: заучивание песен с детьми к 8 марта.
5. Беседа ОБЖ: «Как обраться со спичками» Цель: познакомить детей со спичками и расширить знание, что бывает, если не правильно пользоваться.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
1. Организация развивающей среды. Самостоятельная деятельность. Игры в кукольном уголке. Цель: продолжать учить заботиться об куклах: «разбуди куклу», «умой куклу», «одеть куклу» и т.д.
2. Строительная игра: «Гараж» Цель: Предложить детям построить гараж и обыграть постройку.
Вечерняя прогулка: карточка № 1


Вторник.
1 половина дня.


Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. Групповая, подгрупповая.
2. Дидактическая игра: «По реке плывет кораблик». Цель: развивать мелкую моторику рук.
3.Культурно - поведенческие: «Забота» Цель: обращать внимание детей на ребенка проявляющего заботу о товарище.
5. Индивидуальная работа по развитию речи: «Описание» Цель: закреплять с детьми умение составлять описание игрушки с помощью воспитателя.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
1.Трудовое поручение: «Сервировка стола» Цель: учить детей помогать сервировать стол в определенной последовательности.
Спонтанная деятельность детей в центре физической культуры «Подбрось мячик вверх» Цель: продолжать учить детей подбрасывать мячик двумя руками вверх, развивать точность, смекалку.
Прогулки № 2
Работа перед сном: Чтение русских народных сказок


2 половина дня.
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. Групповая, подгрупповая.
1. Чтение художественной литературы: К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: продолжать знакомить детей с произведениями Чуковского.
3. Сюжетно-ролевая игра: «Угощение» Цель: развивать умение у детей реализовывать игровой замысел.
4. Дидактическая игра «Кто живет в воде» Цель: развивать познавательный интерес и воображение
5.Индивидуальная работа по физической культуре «Прокати мяч в воротца» Цель: развивать движение, физические качества.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
1. Самостоятельная деятельность в центре музыке «Инструменты» Цель: продолжать знакомить с музыкальными инструментами.
Вечерняя прогулка: Карточка № 2
Среда.
1 половина дня


Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. Групповая, подгрупповая.
1. Утренняя гимнастика для детей комплекс № 2
2. Рассматривание иллюстраций к сказке: «Мойдодыр». Цель: вызывать положительные эмоции.
3. Культурно-гигиенические навыки «Чистота залог здоровья». Цель: формировать умение аккуратно мыть руки, насухо вытирать после умывания.
Индивидуальная образовательная деятельность «Разрезные картинки» с группой детей. Цель: развивать наглядное мышление и восприятие.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
1.Самостоятельная деятельность в центре игры Дидактическая игра: «Когда это бывает». Цель: учить, по словесному описанию находить нужные картинки.
Прогулка: карточка № 3
Работа перед сном: артикуляционная гимнастика.


2 половина дня.
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. Групповая, подгрупповая.
1. Чтение художественного произведения: «Лисичка со скалочкой» Цель: воспитывать положительные эмоции во время чтения произведения.
2. Гимнастика после сна: комплекс № 1
3. Художественное творчество с подгруппой детей «Снеговик» Цель: закреплять умение держать правильно ножницы.
4. Театрализованная деятельность «Коробочка со сказками». Цель: Вспомнить знакомые сказки, активизировать словарь детей.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
1.Самостоятельная деятельность в центре театра «Разные виды театра» Цель: развивать умение имитировать характерные действия персонажей.
2. Малоподвижная игра: «Рисуем на песке» Цель: развивать мелкую моторику рук и воображение.
Вечерняя прогулка : Карточка № 3 без труда и наблюдения.

Четверг.
1 половина дня.


Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. Групповая, подгрупповая.
1.Утренняя гимнастика для детей комплекс № 2
2. Дидактическая игра: «Назови ласково». Цель: учить образовывать ласкательные существительные.
3. Культурно-поведенческие навыки: «Волшебные слова». Цель: продолжать формировать умение употреблять слова «Спасибо», «Пожалуйста».
Непосредственная образовательная деятельность: (занятия по расписанию). Указывается деятельность и краткое содержание занятий.
Индивидуальная работа в уголке природы: «Рассматривание фиалки». Цель: закрепить название частей растения.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
1. Самостоятельная деятельность в центре азбуки: «Знакомство с буквами» Цель: продолжать знакомить детей с названием букв.
Прогулка карточка № 4
Работа перед сном: пальчиковая гимнастика «Пальцы помощники».


2 половина дня.

1. Чтение художественного произведения: «Лисичка - сестричка» Цель: продолжать развивать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы по прочитанному.
2. Гимнастика после сна: комплекс № 2
3. Культурно - досуговая деятельность «Веселые игры». Цель: развивать положительные эмоции детей.
5. Подвижная игра: «Ровный шаг» Цель: совершенствовать умение переступать предметы, шнуры.
6. Индивидуальная образовательная деятельность: заучивание стихотворения «Медведь». Цель: учить выразительно читать стихотворения.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
1. Самостоятельная деятельность в центре музыки «Знакомые песни». Цель: развивать желание петь и прослушивать знакомые мелодии, приобщать к музыке.
2. Сюжетно – ролевая игра: «Больница» Цель: учить детей принимать на себя роль взрослого.
Вечерняя прогулка : Карточка № 4 без наблюдения и труда

Пятница.
1 половина дня.


Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. Групповая, подгрупповая.
1. Утренняя гимнастика для детей комплекс № 1
2. Рассматривание альбома «Разные виды спорта». Цель: Знакомить детей с новыми зимними видами спирта.
3. Культурно – поведенческие навыки: «Дружба» Цель: продолжать развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу.
Непосредственная образовательная деятельность: (занятия по расписанию). Указывается деятельность и краткое содержание занятий.
Индивидуальная работа по рисованию: «Яблоко» Цель: продолжать учить аккуратно рисовать и закрашивать рисунок не выходя за контуры.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
1. Сюжетно-ролевая игра: «Лиса» Цель: развивать у детей способности брать на себя роль животного.
2. Беседа: «Для чего нужна зарядка» Цель: формировать стремление к здоровому образу жизни, активизировать речь, пополнять словарь детей.
Прогулка карточка № 5
Работа перед сном: артикуляционная гимнастика «Заборчик».


2 половина дня.
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. Групповая, подгрупповая.
1. Чтение художественного произведения: «Песенка бабушки». Цель: воспитывать интерес к самостоятельному изучению произведений.
2. Гимнастика после сна № 3
3. Дидактическая игра «Волшебные линии» Цель: продолжать развивать навыки рисования.
4. Строительные игры: «Строим мост» Цель: развивать желание сооружать постройки и обыгрывать их.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
1.Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. Цель: развитие коллективизма, мыслительной деятельности.
Вечерняя прогулка : Карточка № 5 без наблюдений и труда.


Декабрь



1-я неделя - «Зима».
2-я неделя - «Зимующие птицы».
3-я неделя - «Комнатные растения».
4-я неделя - «Новогодний праздник».

«Снежный ком», «Коза», «Колечки»,
«Зайка», «Пальчики здороваются»


2. Закрепить в речи простые предлоги: на - с, в - из, по.



6.Связная речь


8.Развитие графических навыков:
Закрашивание снеговика, елочных игрушек

1. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными звуками [а], [у].
2. Учить детей выделять из ряда звуков гласные |о|, |и|.
Январь
1. Артикуляционная гимнастика:
1. Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.
2. Сформировать правильную артикуляцию свистящих звуков и начать их автоматизацию.

2. Отработка словаря по темам:
2-я неделя - «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
3-я неделя - «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
4-я неделя - «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ»
3.Пальчиковая гимнастика (со всеми детьми)
«Елочки-иголочки», «Коза», «Колечки», «Зайка»
4.Отработка грамматического строя речи:
1. Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
2. Упражнять детей в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -енок, -am, -ят.
5. Фонематический слух, голос, дыхание (со всеми детьми):
1. Продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
2. Работать над плавностью речи и мягкостью голоса.


6.Связная речь
Закрепить умение повторять рассказ из 2-3 предложений. Упражнять детей в составлении рассказов-описаний и загадок-описаний о зимующих и домашних птицах, диких и домашних животных.
7.Развитие психических функций: «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек» (со всеми детьми).
8.Развитие графических навыков: Закрашивание животных
9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Упражнять детей в анализе и синтезе на слух слияний гласных звуков: [ои], |ио|, |ao], [оа], [уо], [оу], [иу|, [уи].
Февраль
1. Артикуляционная гимнастика:
1. Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.
2. Сформировать правильную артикуляцию свистящих звуков и начать их автоматизацию.
3. Закрепить в речи чистое произношение гласных и наиболее легких согласных звуков: [б], [и], [м], [н], [д], [т], [г]. [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов.
2. Отработка словаря по темам:
1-я неделя - «ПРОФЕССИИ. ПРОДАВЕЦ»
2-я неделя - «Почта. Почтальон»
3-я неделя - «ТРАНСПОРТ»
4-я неделя - «ПРОФЕССИИ НА ТРАНСПОРТЕ»
3.Пальчиковая гимнастика (со всеми детьми)
«Коза», «Колечки», «Зайка», «Пальчики здороваются», по темам
4.Отработка грамматического строя речи:
1. Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже.
2. Упражнять детей в употреблении некоторых относительных прилагательных: стеклянный, бумажный, резиновый.
5. Фонематический слух, голос, дыхание (со всеми детьми):
1. Продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания.
2. Работать над плавностью речи и мягкостью голоса.
3. Продолжить работу над темпом речи.
4. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
6.Связная речь
Заниматься совершенствованием диалогической речи. Закрепить умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. Поддерживать и развивать активную позицию ребенка в диалоге.
Учить детей пересказывать тексты из 2-3 простых предложений.
7.Развитие психических функций: «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек» (со всеми детьми).
8.Развитие графических навыков: Штриховка по темам
9. Развитие навыков звукового анализа и синтеза: Учить детей выделять начальные ударные звуки |у|, [о] в словах и различать слова с начальными ударными звуками |а], [у], [и], [о].

Поделки детей «Новогодние чудеса своими руками» Вот и пришла к нам зима. Замечательная пора! Белоснежное покрывало окутало землю. Чистота и Красота! Белый снег украсил город, Новый год вот - вот придёт, И под ёлкой очень скоро Каждый свой сюрприз найдёт! В каждом детском саду с приходом...

В нашем детском саду прошла акция "Берегите Елочку". Волонтеры подготовительной группы не обошли ее стороной! Они активно приняли в организационной работе. На своем участке воспитатели и волонтеры организовали флеш-моб под названием "Берегите Елочку" , где пригласили детей старшей группы для...

Форма проведения: встреча в кафе. Участники: родители, воспитатели. Цель: развитие интереса к познанию своего ребёнка, эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения в неформальной обстановке. Предварительная работа: - выпуск буклетов для родителей; - анкетирование родителей по теме собрания. Оформление: Зал оформлен в стиле кафе (на столах - чай, сладости, звучит спокойная...

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №246» Заводского района г. Саратова Конспект НОД во второй младшей группе с применением игровой технологии «День рождения цыплёнка» Воспитатель: Герасименко Е.С. Саратов 2019 Основная образовательная программа « Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №246»...

Дети пятого года жизни - маленькие «почемучки». Их интересует практически всё в ближайшем окружении: особенности предметов, происхождение природных явлений, взаимоотношения между людьми. Всё, что они подмечают, отражается в самостоятельной игровой деятельности, дети творят в игре модель мира, каким они его видят и воспринимают. В работе со средними дошкольниками важно организовать идеальные условия для активного воплощения познавательных и исследовательских навыков в игре.

Организация самостоятельной деятельности средних дошкольников

Дети 4–5 лет любознательны и хотят знать как можно больше о свойствах окружающих предметов, веществ и явлений

Период среднего дошкольного возраста в психологии считается спокойным: кризис трёх лет позади, ребёнок прислушивается к мнению взрослого, внимательно выслушивает инструкции и старается при выполнении указаний. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) называется целью обучения в детском саду развитие самостоятельной всесторонне развитий личности. Поэтому при планировании тем и занятий в рамках образовательной деятельности важно составлять и перспективных план по самостоятельной деятельности воспитанников.

В календарно-тематическое планирование на учебный необходимо включать занятия по развитию самостоятельной деятельности детей

Цель организации самостоятельной деятельности воспитанников - формирование способности к саморазвитию у ребёнка, развитие исследовательских и творческих способностей. При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры, спортивных упражнений и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей, обновляющейся, разнообразной. Эту среду организует педагог, а дети свободны выбирать способы действия в её условиях.

В игровой деятельности дети учатся взаимодействовать друг с другом, примеряют различные социальные роли и утоляют любознательность

Задачи организации самостоятельной деятельности в средней группе: таблица

Рассмотрим постановку воспитательных и образовательных задач самостоятельной деятельности в соотношении с возрастными особенностями детей 4–5 лет.

Возрастные особенности средних дошкольников Постановка задач самостоятельной деятельности
Повышенная степень любознательности. Ребёнка пятого года жизни легко увлечь каким-либо предметом или процессом, поэтому воспитатель побуждает к поиску новой информации. Расширение представлений о предметах и их свойствах через игровую (дидактические игры), познавательно-исследовательскую (изучение наглядного материала, проведение наблюдений, экспериментирование) деятельности.
Ведущая форма деятельности - игра. Дошкольники среднего возраста самостоятельно играют в свободное время перед завтраком, на прогулке, на досуге после тихого часа. Недопустимо пресекать игровую деятельность, важно разнообразить её, инициировать познавательную и развивающую направленность. Развитие самостоятельного построения плана игры.
Формирование простых социальных компетенций через сюжетно-ролевые игры.
Создание дружеской атмосферы в коллективе.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов. Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения.
Развитие способности доводить задуманное до конечного результата.
Формирование способности к самоанализу и оценке выполненных действий.
Коммуникативные потребности. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. Совершенствование навыков устной речи, через коллективные беседы познавательной направленности.
Развитие умения чётко формулировать вопросы, высказывания.
Обучение культуре диалога.
Воспитание способности спокойно и положительно воспринимать конструктивную критику и советы сверстников.
Хорошая степень развития мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются со столовыми приборами, застёгивают пуговицы и молнии, играют с небольшими деталями конструктора и бусинами. Для совершенствования работы кистей обеих рук следует задействовать в практической работе разнообразные материалы (бусины, пуговицы, песок, глина, бумага, пластилин, краски) и инструменты (увеличительные стёкла, лопатки, кисти, стеки и др.). Совершенствование способности самостоятельно подбирать инструменты и материалы для выполнения творческой задумки.
Знакомство со способами починки одежды (пришивание пуговиц, ремонт бельевого шва).
Закрепление навыка шнуровки и обращения с различными застёжками.
Возникает интерес к профессиональной принадлежности людей. Средние дошкольники любят наблюдать, как работают взрослые. Они стремятся оказать посильную помощь в трудовой деятельности. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду через простые поручения.

Формы организации предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда в группе - это то, что окружает ребёнка, к чему он имеет постоянный доступ, где он может отдохнуть за игрой, удовлетворить познавательные потребности в наблюдении или экспериментировании, общаться с одногруппниками. В детском саду для создания условий самостоятельного развития устраиваются центры детской активности.

  • Центр науки, уголок исследований. Место для применения и развития познавательно-исследовательских способностей детей. Оснащается подборкой энциклопедий и альбомов с познавательными иллюстрациями, схемами, карточками, макетами и фигурками объектов для изучения, материалами (в т. ч. природными) и инструментами для проведения опытов. Уголок исследований периодически должен обогащаться макетами или небольшими выставками, приуроченными к мероприятию в детском саду (ко Дню космонавтики, Неделе экологии, Международному дню чая и др.) или связанными тематикой с занятиями НОД: «Строение айсберга», «Доисторические животные», «Экзотические фрукты», «Космический корабль». В центре науки должно быть организовано рабочее место (стол или парта) для практического экспериментирования, проведения опытов с предметами и веществами. Перед самостоятельным проведением какого-либо эксперимента в лаборатории воспитанники должны обращаться за разрешением к педагогу и проговаривать предварительно правила техники безопасности.

    Уголок исследований может содержать тематические макеты, которые воспитанники изучают с удовольствием

  • Книжный центр, библиотечный уголок. Это вариант центра знаний. В век всевозможных гаджетов и Интернета важно научить ребёнка поиску информации при помощи печатных источников. Для воспитанников средней группы в книжном уголке должны подбираться издания с плотными (в т. ч. картонными) страницами, яркими иллюстрациями.

    Библиотечный уголок воспитывает в детях любовь к книгам и показывает важность книги как источника информации

  • Центр игровой деятельности. Здесь находятся стеллажи с развивающими играми (головоломками, ребусами, настольными играми), костюмы для сюжетно-ролевых игр, наборы игрушек и куклы. Для закрепления и совершенствования навыков самообслуживания игровые уголки дополняются материалами по соответствующей тематике: одежда для игрушек с различными видами застёжек, предметы для разыгрывания проблемных ситуаций («Кто устроил на беспорядок», «Кукла Катя, наведи порядок в шкафу», «Мишка собирается в детский садик»).

    Игровой уголок можно дополнить сенсорным ковриком для развития мелкой моторики у детей

  • Центр художественно-эстетической деятельности, уголок искусства. Может быть сформирован в рамках различных художественных направлений: уголок искусства или народных промыслов (репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов; игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле), театральный уголок (декорации для инсценировки сказок, кукольный и пальчиковый театр, маски и костюмы персонажей для детей, аквагрим), зона продуктивного творчества (материалы для лепки, рисования, конструирования из бумаги, создании аппликаций, в т. ч. мозаики), музыкальный островок (коллекция аудиозаписей - детских и праздничных песен, звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением, музыкальные инструменты - погремушки, ксилофон, бубен, трещотки, колокольчики, кастаньеты, балалайка и др.).

    В театральном уголке дети инсценируют полюбившиеся сюжеты и примеряют на себя роли сказочных персонажей

  • Центр физической активности, спортивный уголок. Следует стремиться сделать уголок не просто местом хранения спортивного инвентаря для упражнений и подвижных игр. Спортивный уголок можно дополнить изображениями олимпийской символики, плакатами по летним и зимним видам спорта, фотографиями с весёлых стартов и соревнований в детском саду, грамотами о спортивных достижениях воспитанников.

    Спортивный уголок богат инвентарём для подвижных игр и расширяет знания о видах спорта у воспитанников

  • Центры экологического воспитания прививают детям любовь к природе, бережное отношение к представителям растительного и животного мира. В уголке природы средние дошкольники проводят наблюдения и формируют представления об особенностях ухода за растениями, выполняя простые трудовые поручения (полив, увлажнение листьев, рыхление). Пространство в уголке дополняется информационными плакатами об особенностях времён года, видах животных и птиц, деревьев и цветов.

    В уголке природы дети изучают особенности растений и учатся уходу за ними

Виды самостоятельной деятельности в средней группе

Вид самостоятельной деятельности Варианты реализации самостоятельной деятельности
Игровая Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, в ней дети воссоздают модель мира, всё новое, что они узнают, сразу включается в тематику игр. У детей пятого года жизни начинает формироваться интерес к сюжетно-ролевым играм, в которых они формируют элементарные социальные компетенции. В средней группе преобладают игры по семейной теме («Дочки-матери», «Семейный ужин») и представлениям о профессиях («Шофёры», «Строители», «Поликлиника», «Повара», «Продуктовый магазин»). Среди дидактических игр детей 4–5 лет привлекают направленные на выполнение заданий с кубиками и пирамидками («Построй башенку по образцу», «Собери пирамидку, чтобы получился маяк»), решение простых головоломок («Помогу зайчику добраться до морковки», «Сделай так, чтобы в ведёрках оказалось равное количество яблок»).
Познавательно-исследовательская При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети узнают новое о предметах и их свойствах. В среднем возрасте исследование иногда возникает стихийно: ребёнка может заинтересовать какой-либо объект во время игровой или творческой деятельности, и возникнет мотивация к опытной деятельности с ним. Например, рисуя, у ребёнка случайно получился новый оттенок, когда два цвета краски смешались на листе, тогда ребёнок начинает экспериментировать на палитре с красками различных цветов.
К пятому году жизни всё чаще наблюдаются осознанные исследования. Дети проводят наблюдения в уголке природы, научном центре, на прогулке и проводят опыты в мини-лаборатории. Присутствие воспитателя во время самостоятельного экспериментирования детьми с веществами и приборами обязательно, он следит за соблюдением правил техники безопасности и отвечает на возникающие вопросы ребят.
Художественная Дети с удовольствием примеряют костюмы сказочных персонажей и пробуют исполнить роль. Самостоятельно воспитанники играют в кукольный и пальчиковый театр. С совершенствованием музыкального слуха и развитием памяти дети воспроизводят мелодии, услышанных на занятиях и дома, напевают песни. Дети-фантазёры сопровождают игровую деятельность песенками собственного сочинения.
Художественно-речевая Накопленный на занятиях художественно-эстетической направленности опыт проявляется в разыгрывание ребятами театрализованных сценок, диалогах. По мере овладения навыками построения устной речи ребята пересказывают друг другу полюбившиеся литературные и сказочные истории, содержания мультфильмов. У некоторых детей имеется желание имитировать речь персонажей (не только по интонации, но и стилистически), рифмовать строки. Развитие художественно-речевых способностей детей происходит по мере обогащения их опыта. Инициируют самостоятельную деятельность в этой области чтение литературных произведений на досуге, привлечение малых форм устного народного творчества в качестве мотивирующего начала занятий НОД (загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки, заклички), заучивание стихотворений к праздникам.
Продуктивная Первые творческие работы детей отражают первоначальные представления о предметах. Создание зрительных образов при помощи красок, бумаги, пластилина, природных материалов - один из любимых видов деятельности дошкольников на досуге. То, что вызвало яркие, положительные эмоции, ребёнок старается передать красочно, позитивно. У детей 4–5 лет возникает желание не только нарисовать или слепить, но сделать это привлекательно, украсить работу дополнительными элементами. В уголках развивающей деятельности непременно должны содержаться разнообразные материалы для детских поделок, украшения готовых работ: нитки, бусины, пайетки, наклейки, природный и бросовый материал, пуговицы, камешки, ракушки, ленточки, открытки, блёстки.
Трудовая, в т. ч. самообслуживание Трудовая деятельность в среднем дошкольном возрасте выражается в оказании посильной помощи взрослым: участие в уборке помещения и участка группы на территории детского сада. Желание самостоятельно следить за чистотой и устранять несовершенства возникает по мере воспитания у ребёнка уважения к чужому и своему труду, ответственного отношения к просьбам. Детям пятого года жизни можно давать несложные поручения: «Помоги вымыть кисточки после занятия», «Вытри за собой стол», «Проследи, чтобы после игры кубики были убраны в коробку».
Самообслуживание заключается в освоении ребёнком норм гигиены и способов их соблюдения (умывание, мытьё рук после прогулки и перед приёмом пищи, чистка зубов, принятие душа), овладении навыка одевания и раздевания в правильной последовательности, культуре приёма пищи. Самообслуживание считается основным видом трудовой деятельности дошкольников, позволяет детям почувствовать независимость от взрослого.

В игровой деятельности формируются социальные компетенции дошкольников

Мотивирующее начало занятий

Самостоятельная деятельность воспитанников проходит вне взаимодействия с педагогом. Непосредственной активности детей предшествует этап возникновения мотива, инициировать который может воспитатель. Чтобы самостоятельная деятельность детей была направлена на расширение знаний в определённой области, чтобы совершенствовались и закреплялись исследовательские, двигательные и творческие навыки, педагог привлекает внимание детей к какой-либо теме или предметам. Мотивирующее начало самостоятельных занятий должно быть эмоционально ярким, побуждающим к активным действиям без помощи взрослого.

Мотивирующее начало занятия Прогнозируемая самостоятельная деятельность воспитанников
Проведение познавательной беседы.
- Ребята, есть ли какой-то порядок действий, выполняемый перед сном?
- Да.
- Вспомним порядок действий.
- Переодевание в пижаму/ночную рубашку, туалет, умывание, чистка зубов, душ, разобрать кровать, лечь.
- Так нужно действовать ежедневно?
- Да.
- Для чего нужно соблюдать этот порядок?
- Это правильная организация времени, соблюдать личную гигиену обязательно.
Игра с куклами или игрушками на повторение алгоритма приготовления ко сну «Спокойной ночи, малыши!».
Чтение стихотворений, загадок.
Воспитатель загадывает детям загадки о посуде и столовых приборах. Зачитывает стихотворения про посуду из иллюстрированной книги.
Познавательно-исследовательская деятельность в центре знаний: изучение тематических плакатов «Посуда», иллюстраций в книге, которую читал воспитатель, рассматривание мини-выставки.
Игры с куклами и игрушками «Чаепитие у кукол», «Готовим обед».
Повторение гимнастики «Помощники», речёвки с движениями «Моем посуду».
Привлечение наглядного материала.
Воспитатель предлагает детям изучить макет плавучего айсберга.
Познавательно-исследовательская деятельность в центре знаний: рассматривание плаката про Северный полюс, его обитателей, изучение модели ледокола.
Подвижные игры «Пингвины на льдине», «Пингвины и медведь», «Северные олени».
Игры с фигурками северных животных (белые медведи, тюлени, моржи, песцы, пингвины, поморники, северные олени).
Продуктивная деятельность: рисование картинок на тему «Северный полюс».
Создание сюрпризного момента.
В группу приходит подарок - набор для игры в боулинг: кегли и шар. Воспитатель предлагает ознакомиться с правилами игры.
Дети играют в боулинг в спортивном уголке, учатся следовать правилам игры, соблюдать очерёдность, радоваться успехам товарищей.
Включение в игровую ситуацию.
Дети просматривают видеописьмо от жителей острова Чунга-Чанга, они рассказывают о том, как весело они провели выходные в морском путешествии. В подарок ребятам островитяне прислали кораблик и всё необходимое для путешествия (форму матросов, карту, бинокли, подзорную трубу, компас).
Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Матросы».
Подвижные игры «Море волнуется - раз!», «Кораблики и ветер».
Продуктивная деятельность: рисование острова Чунга-Чанга и его обитателей, морского путешествия на кораблике.
Создание проблемной ситуации.
В гости к ребятам приходит Снегурочка, она печальна. Ребята спрашивают девочку, что случилось, какая беда. Снегурочка отвечает, что по пути к детскому саду зацепилась бусами за ветку дерева. Нитка порвалась, бусины рассыпались. Снегурочка собрали их, но на морозе бусинки покрылись льдом.
Снегурочка ставит на рабочее место в уголке исследований миски с кубиками льда, в которых находятся бусины.
Опытная деятельность по освобождению бусинок: растапливание льда.
Продуктивная деятельность: рисование портрета Снегурочки в нарядных бусах.
Игровая деятельность с куклой Снегурочки.

Средние дошкольники активно включаются в игровую ситуацию и фантазируют

Примеры самостоятельной деятельности в средней группе детского сада

Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности средних дошкольников в различных режимных моментах.

Презентация «Развивающая среда в ДОУ по ФГОС»: видео

Самостоятельная деятельность детей на досуге: видео

Игровая деятельность на прогулке: видео

Сюжетно-ролевые игры в средней группе ФГОС: видео

Сюжетно-ролевая игра «Железнодорожный вокзал»: видео

Режимные моменты: умывание, завтрак, одевание: видео

Дежурство в столовой: видео

Занятие по самообслуживанию в средней группе детского сада

Формирование навыков самообслуживания является основой трудового воспитания в средней группе. Педагог сначала всегда предоставляет возможность ребёнку попробовать сделать что-либо самому. При возникновении трудностей воспитатель показывает детям, как надо действовать, а не выполняет задание за них. Воспитание культуры приёма пищи, соблюдения гигиенических норм осуществляется непосредственно в режимных моментах: завтрак, обед, полдник, одевание на прогулку, раздевание, мытьё рук, правила поведения за столом, забота о своём внешнем виде (умывание, причёсывание, правила пользования носовым платком).

Через освоение навыков самообслуживания дети формируют понимание о важности соблюдения прави гигиены

Формирование способности самостоятельного одевания/раздевания, причёсывания, обращения со столовыми приборами зависит от степени развития мелкой моторики у детей. В средней группе в игровой форме даются задания на закрепление навыков обращения с различными видами застёжек (бельевые крючки, пуговицы, молнии, кнопки, липучки), ребята начинают осваивать алгоритм завязывания шнурков. Совершенствуется умение правильно держать столовые приборы, разрезать пищу при помощи ножа и вилки. Девочки в сюжетно-ролевых играх «Салон красоты» и «Парикмахерская», а также в занятиях с куклами учатся делать простые причёски (хвостики, косичку). Перед детьми пятого года помимо закрепления ранее усвоенных навыков ставится более сложная задача - оказание взаимопомощи одногруппникам и младшим по возрасту ребятам (помочь надеть ботинки, завязать шапку или шарф, причесать).

Воспитанники оказывают помощь тем, у кого возникают трудности в самообслуживании (например, завязывают фартук)

Обучение навыкам самообслуживания ребят 4–5 лет строится в формах прямого показа (возможно, показа действий при помощи куклы), изучения наглядного материала (плакатов с алгоритмом выполнения действий в правильном порядке), просмотра познавательных мультфильмов, чтения художественных текстов на досуге. Для закрепления навыков и профилактики переутомления проводятся игры, содержащие тематику самообслуживания. Например, «Научим Буратино заправлять кровать», «Зайчонок в гостях у Мойдодыра», «Волшебный мешочек», «Разложи по местам».

Выполнение трудовых обязанностей с детства должно вызывать удовольствие от ощущения своей значимости

В среднем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим и вместе с тем одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка. Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Помоги дежурной вытереть со стола», «Выверни варежки и положи их сушиться на батарею», «Пожалуйста, накрой кровать покрывалом». Первые инструкции по самообслуживанию могут быть представлены наглядно, в виде мнемокарт - последовательности картинок по конкретной теме. Так в уголке дежурных по столовой находится мнемокарта с порядком выполнения обязанностей, в центре природы - инструкция в картинках по уходу за растениями.

Первые трудовые поручения просты, но благодаря их выполнению ребёнок начинает уважать свой и чужой труд

Картотека тем по формированию навыков самообслуживания в средней группе - таблица

Тема по самообслуживанию Воспитательные и обучающие задачи
«Приём пищи» Совершенствование умения правильно держать вилку и ложки, брать чашку, стакан.
Формирование умения разрезать пищу при помощи вилки и ножа.
Закрепление умения намазывать масло на хлеб при помощи ножа.
Закрепление умения пользоваться салфеткой во время приёма пищи.
Привитие культуры приёма пищи: не разговаривать за столом, есть с закрытым ртом, пережёвывать и глотать пищу бесшумно, держать приборы над тарелкой, класть их по окончании трапезы на край тарелки, а не на скатерть, убирать за собой со стола, благодарить повара за вкусную еду.
«Соблюдение правил гигиены» Закрепление навыка умывания: намылить с образованием пены, тщательно смыть, насухо вытереть.
Обучение своевременному пользованию носовым платком, бумажными салфетками.
Обучение соблюдению порядка в туалетной комнате.
Закрепление умения следить за чистотой лица, рук и тела.
Развитие умения аккуратно причёсываться щёткой, расчёской, для девочек - убирать волосы с лица при помощи ободка или заколки, завязывать резинкой хвостик, плести косу.
Воспитание привычки самостоятельно следить за своим внешним видом и исправлять недостатки.
«Одевание и раздевание» Закрепление умения раздеваться и одеваться в правильной последовательности, расправлять снятую одежду и аккуратно вешать на стул или в шкафчик.
Совершенствование умения шнуровать ботинки, застёгивать сандалии, босоножки.
Закрепление умения работать с различными видами застёжек.
Формирование умения самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в бельевом шкафу.
Развитие умения одеваться в ускоренном темпе (во время учебной эвакуации, пожарной тревоги).
«Содержание в порядке предметов одежды и обуви, спального места» Обучение чистке и просушиванию одежды и обуви.
Обучение починке одежды: починка шва, простая штопка, пришивание пуговиц.
Обучение стирке: замачивание, стирка, полоскание, отжим, развешивание на бельевую верёвку (стирают, как правило, кукольную одежду).
Совершенствование и закрепление умения аккуратно заправлять кровать.
Совершенствование и закрепление умения застилать кровать покрывалом или пледом.
Развитие умения менять постельное бельё.
Помогать нянечке в уборке помещения.

Для обучения навыку организуется стирка кукольного белья

Схемы и мнемокарты по самообслуживанию: фотогалерея

Мнемокарта по сервировке находится находится в уголке дежурных по столовой Использование мнемокарты развивает мыслительные способности детей и развивает их память Порядок обязанностей дежурного показан наглядно Напоминание по последовательности одевания перед летней прогулкой Схема с алгоритмом может быть размещена в туалетной комнате

Таблица: конспект занятия по формированию навыков самообслуживания «Научим куклу Свету одеваться» в средней группе (Продолжать прививать навыки самообслуживания у дошкольников. Задачи Образовательные: продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды); учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расчёской, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на своё место, своевременно пользоваться носовым платком, полоскать рот;
Развивающие: развивать наблюдательность к своему внешнему виду, умение следить за внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
Воспитательные: воспитывать опрятность у детей, аккуратность, трудолюбие. Методы и приёмы Игровой момент, вопросы, пояснение, объяснение, рассказ, беседа, похвала Оборудование Кукла Света. Ход занятия (Дети постепенно просыпаются.)
Воспитатель: Ребята, встаём, заправляем постель, делаем это аккуратно, не спеша. Те, кто заправил постель, вы можете помочь своему другу, если он нуждается в помощи.
(Дети выходят в приёмную комнату.)
Воспитатель: Ребята, к нам пришла кукла Света. (Кукла одета неправильно, вокруг неё лежат вещи.) Посмотрите, все ли так? Может, Света что-то неправильно надела?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, она надела всё наоборот. А посмотрите вокруг неё лежат вещи в беспорядке. Правильно ли это?
Ответы детей.
Воспитатель: А как нужно обращаться с вещами? Верно, нужно аккуратно складывать их в шкафчик. А теперь давайте покажем нашей кукле, как правильно нужно одеваться. Что сначала надеваем?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, сначала надеваем колготки, затем шорты или юбочки, после надеваем футболки. Следим, чтобы вещи были надеты правильно, обувь надеваем внимательно, смотрим, на какую ножку обувается сандалию. Кукла Света смотрит на вас и учится, как нужно одеваться. Молодцы! Всё показали кукле верно. А сейчас пойдём куда, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, мы пойдём в умывальную комнату, ведь после сна, перед полдником мы всегда моем ручки и умываемся. (Дети идут в умывальную комнату).
Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, как нужно правильно умываться, расскажите порядок действий.
Ответы детей.
Воспитатель: Сначала нужно завернуть рукава, намочить ручки, взять мыло, намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга, смыть мыло под струёй воды, вымыть лицо, закрыть воду, снять полотенце, насухо вытереть лицо и руки.
Воспитатель: Молодцы! Помыли ручки, умылись. А теперь идём за стол, за столом спинку держим ровно, ножки вместе, молча едим. Приятного аппетита!

Временной план занятия по самообслуживанию - таблица

Обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в средней группе составляет не более 20 минут.

Тема занятия Организационный момент Мотивирующее начало Развитие мыслительных способностей Двигательная активность Практическая деятельность Подведение итогов
«Праздничный обед» 1 минута Проблемная ситуация.
В игровой зоне стоит кукольный стол и стульчики, рядом стоит кукла Алёнушка и плачет: ей сегодня встречать гостей на праздничный обед, а она не знает, как правильно расставлять посуду и раскладывать столовые приборы.
3–4 минуты
Проговаривание последовательности сервировки обеденного стола.
2 минуты
Танцевальная активность под аудиозапись песни «Мишка с куклой бойко топают».
2 минуты
Сервировка стола кукольной посудой, рассаживание кукол за столом.
10 минут
1 минута
«Разложим по местам» 1 минута Создание игровой ситуации.
Во время досуга в группу врывается Дух беспорядка, он меняет местами предметы в шкафах, составляет цветочные горшки на пол, разбрасывает инвентарь из спортивного уголка, сбрасывает покрывала с кроватей.
3 минуты
Проведение беседы о важности соблюдения порядка в помещении и личных вещах.
2 минуты
Подвижная игра «Найди себе пару».
3 минуты
Наведение порядка в помещении группы.
10 минут
1 минута
«Дежурство в уголке природы» 1 минута Сюрпризный момент.
В группу приходит посылка и письмо от Зелёной феи, она просит ребят научиться заботить о растениях в живом уголке, потому что на земле так много деревьев и цветов, она не успевает следить за всем, а ребята такие ответственные. В подарок для детей Зелёная фея прислала набор леечек, грабелек и пульверизаторов.
4 минуты
Изучение мнемокарты «Алгоритм дежурства в уголке природы».
3 минуты
Подвижная игра «Цветы и пчёлки».
2 минуты
Выполнение действий по уходу за растениями в природном центре.
9–10 минут
1 минута

Организация самостоятельной деятельности является важной составляющей образовательного процесса в детском саду. Во время досуга, игр и наблюдений на прогулках, свободного времени перед занятиями ребята проявляют различные виды активности. Задача педагога - создать благоприятную среду и положительную мотивацию для независимой работы или игры детей.

Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tearespect.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tearespect.ru»