Выставка вологодское кружево название. Вологодское кружево: прошлое, настоящее, будущее. Как делаются вологодские кружева

Подписаться
Вступай в сообщество «tearespect.ru»!
ВКонтакте:

То ли тонкий морозный узор,
То ли ветер над полем пшеницы…
Удивляют весь мир до сих пор
Рукодельем своим кружевницы.

Наталия Борисова

«Женским замышлением» называли в старину на Руси кружевоплетение. И самые затейливые замыслы рождались у вологодских мастериц. Из века в век создавалась история промысла, руками кружевниц выплеталась его судьба, его красота… Сегодня вологодское кружево не нуждается в особом представлении: его любят, им по-прежнему восхищаются. Кружевные произведения покоряют красотой ажурных переплетений, лёгким ритмичным узором, воплощением поэтических образов. Вологда была и остаётся центром кружевоплетения - «столицей русского кружева».

Для многих талантливых людей вологодская земля стала второй родиной, местом, где проявились и утвердились они как творческие личности. Одной из них была и Виктория Ельфина (1930–1998) - заслуженный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии имени И. Е. Репина. Она родилась в посёлке Кузьминки Московской области. В 1952 году закончила Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина и, получив диплом художника народных промыслов по кружевному производству, по распределению приехала на Вологодчину. С тех пор Виктория Николаевна уже не мыслила себя вне вологодского промысла, да и кружевную Вологду уже невозможно представить без произведений этого выдающего мастера.

Виктория Николаевна Ельфина (1930–1998) - Заслуженный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии им. И. Е. Репина

К числу лучших произведений Виктории Ельфиной бесспорно относят знаменитую кружевную скатерть «Снежинка» (рис. 1959 г.). Четыре месяца трудилась Ельфина над техническим рисунком будущего кружевного изделия, да ещё два месяца 25 кружевниц выплетали небывалую по тем временам трёхметровую в диаметре льняную скатерть. А сколько узоров перебрала, сколько снежинок разглядела, прежде чем из десятков созданных рисунков выбрала один единственный, тот самый «морозный узор»?

И, действительно, скатерть эта будто соткана из множества разнообразных по рисунку снежинок. Глядишь на неё, и, кажется, мороз разгулялся, снежный, пушистый. Сама природа отбелённого льна, получившего название «северного шёлка», напоминает об удивительной северной чистоте снега. Недаром в языке существует образное выражение кружева - «застывшие краски северной зимы», а на ум приходят такие поэтические строки: «Нитка с ниткою сплетается, кажется, сама зима выплетает вологодские, как снежинки, кружева…» (Лариса Моисеенко).

Фрагмент кружевной скатерти «Снежинка»

Эта скатерть восхищала тысячи людей в самых разных городах мира - на представительных выставках в Генуе (Италия), Познани (Польша), Измире (Турция), Дамаске (Сирия), Утрехте (Нидерланды), Монреале (Канада), Париже (Франция), Пловдиве (Болгария), Спокане (США), Осаке (Япония). 13 (!) точных копий знаменитой «Снежинки», выполненные в разные годы под заказ, хранятся сегодня в крупнейших музеях страны и мира.

Вологодское кружево - один из самых узнаваемых российских брендов. Как отличить его от остальных, что происходит с некогда популярным промыслом и кто в наше время носит кружева - рассказываем в пяти пунктах.

1. Как зародился промысел в России?

Откуда и когда именно пришел промысел в Вологду точно не известно. В музеях можно встретить старинные образцы XVII века. Эти изделия были очень дорогими: их делали из льняных нитей, которые предварительно обвивали тонкими как волос нитками из золота или серебра - канителями (именно отсюда происходит современное слово "канитель", отражающее трудоемкость процесса).

В конце XVIII века вологодские кружевницы познакомились с заграничным кружевом, которое изготовлялось из простых льняных, хлопчатобумажных и шелковых нитей и было более доступным по цене. Тогда-то и начали расти популярность и производство кружева.

Первую небольшую фабрику основала помещица В.А. Засецкая в сельце Ковырино под Вологдой в 1820 году. Крепостные девушки плели кружевные отделки к платьям, рубашкам и сорочкам. Постепенно кружевоплетение распространилось по Вологодской губернии. А 50 лет спустя, в 1876 году, вологодские кружева уже получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии.

2. Чем отличается вологодское кружево от остальных?

Изначально вологодские кружева плелись по заграничным образцам, но со временем они совершенно перестали быть похожи на европейские изделия того времени. Особенную технику плетения с плавно изгибающейся линией рисунка - "вологодский манер" - разработала кружевница Анфия Брянцева в 1840-е годы.

Любое коклюшечное кружево, будь то вологодское, вятское или елецкое, выполняется из одинаковых элементов: плетешков, насновок, сеточек, полотнянок. Разница в их сочетании и рисунке, в предпочтении определенного материала нитей и цветов. Вологодские кружева отличаются плотностью, четким делением на фон и рисунок, крупными выразительными формами, извилистым контуром. Узор образует непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия выплетенной тесьмы (вилюшки) на фоне тонкой ажурной решетки.

Во время зарождения промысла в вологодских кружевах встречались орнаменты, более характерные для вышивки, например стилизованные изображения птиц, древа жизни. Позднее в узорах появились цветочные мотивы и геометрические фигуры. В советское время мастерицы использовали в творчестве даже достижения техники: на кружевах того времени можно увидеть башенные краны, самолеты, космические аппараты.

3. Кто сейчас занимается этим промыслом?

После революции в Вологодской губернии стали появляться кооперативные кружевные артели. В 1920 году всех местных кружевниц, а их насчитывалось уже около 70 тысяч, объединили в артели. В 1960 году путем слияния всех кружевных артелей области, создали пять фабрик, на базе которых спустя четыре года появилось Вологодское кружевное объединение "Снежинка".

Перестройка нанесла традиционному вологодскому промыслу гораздо больший урон, чем революция. В 1990-е "Снежинка" потеряла почти 80% работников. Однако предприятию удалось пережить трудные времена, и сохранить производство. Сейчас на предприятии работает около 100 человек и еще столько же трудятся внештатно. Работники заняты швейным и кружевным производством, причем кружево делают ручное и машинное.

Кроме этого, в стране работают сотни мастеров, сохраняющих традиции промысла и передающих знания своим ученикам. С 2006 года в Вологде при поддержке Валентина Юдашкина проходит всероссийский конкурс для мастеров "Серебряная коклюшка". Там же раз в три года проводится Международный фестиваль кружева "Vita Lace".

4. Как делаются вологодские кружева?

За 300 лет оборудование кружевниц почти не изменилось. Плетут изделие на туго набитой цилиндрической подушке. Ее помещают на пяльца - деревянную подставку. К подушке прикалывают сколок - рисунок узора на картоне. На нем точками обозначены места вкалывания булавок при пересечении нитей.

Плетут кружево с помощью коклюшек - точеных из дерева палочек, на которых есть углубление для намотки нитей. Кружевница может одновременно использовать до 300 пар коклюшек, перевивая их или сплетая между собой в определенной последовательности, повторяя узор по сколку.

По технике исполнения современное вологодское кружево относится к "сцепным". Основные элементы узора выплетаются длинной тесьмой, а потом соединяются между собой специальными "сцепками" и "решетками" при помощи вязального крючка. Делают и "парное" или "мерное" кружево, в котором узор выплетается одновременно с фоном. Так получаются длинные кружевные полосы для отделки швейных изделий.

5. Кто носит их в наше время?

Сейчас вологодское кружево не так популярно, как до революции, но оно по-прежнему остается одним из главных брендов России, известных за границей. Крупные государственные заказы исполняет фирма "Снежинка". Так, мастера предприятия создавали льняные скатерти с кружевными вставками для приемов в Кремле и в подарок Мишель Обаме.

Любят этот материал и российские дизайнеры, такие как Валентин Юдашкин и Ульяна Сергеенко. В платьях бренда Ulyana Sergeenko Couture из елецкого и вологодского кружева появлялись певица Бейонсе, супермодель Наталья Водянова, актрисы Кейт Хадсон, Керри Вашингтон и Эмилия Кларк.

В наши дни старинный промысел развивается, сохраняя традиции. Сейчас можно встретить такие уже ушедшие в прошлое предметы одежды как кружевные оплечья и пелерины, выполненные из синтетических материалов или украшенные кристаллами Svarovsky. Единственное несоответствие материала современности в том, что он очень дорогой и трудоемкий. Зато настоящее кружево гарантирует, что ваша вещь - единственная в своем роде.

Анна Брызгалова

Кружево является одним из самых удивительных творений человеческой фантазии, которое зародилось как вид декоративного украшения тканевых изделий, а со временем обогатило сферу искусства, поразив человека роскошью замысловатых переплетений и ажурных узоров. Не так давно одна из наших статей была посвящена , сегодня же мы расскажем вам об одном из видов русского кружева – вологодском кружеве, которое плетут на коклюшках (деревянных палочках).

Вологодское кружево сочетает в себе аристократическое изящество и народную самобытную красоту. Большое влияние на развитие орнаментального искусства кружевоплетения оказали старинные , орнаменты ткачества, узоры резьбы по дереву. Особенно это касается ажурного кружева «вологодское стекло» или «вологодское окно» с многообразными «паучками» и «снежинками» на сквозном фоне. Нужно отметить, что изначально кружево плели не на коклюшках, а вышивали - нечто на манер современной вышивки-ришелье. Такой вид кружевоплетения бытовал в основном в Вологодском уезде, и именно здесь впоследствии коклюшное кружевоплетение, как промысел развивалось особенно интенсивно. Поэтому немудрено, что за кружевом закрепилось название «вологодское».

Кстати, под названием «вологодское кружево » в былые времена очень часто подразумевали русское вообще. А ведь между тем орловские, тверские и рязанские мастера создавали великолепные работы исключительной красоты, и могли в полной мере оспаривать первенство у Вологды, однако история распорядилась иначе.

История создания вологодского кружева


Слово «кружево» произошло от «окружать» - украшать красивой отделкой края тканевых изделий. Вологодское кружевоплетение зародилось в XVI-XVII веках, а немного позже стало народным промыслом. Ученые считают, что кружевоплетение, как вид , берет свое начало во Фландрии, Европе и Италии, откуда его и завезли в Россию иностранные купцы.

Если в основной своей массе русское кружево было цветным или же имело цветную обводку сканью, то вологодское практически всегда было белым. В виде исключения мастерицы изготавливали полностью цветное с металлической сканью. Изначально здесь не было места разнообразию используемых материалов, хотя, со временем мастерицы внесли в свои кружевные узоры кое-какие изменения. Для плетения вологодского кружева использовалась льняная пряжа домашнего изготовления – качественная, но не тонкая. Поэтому вологодские изделия, в отличие от многих заморских, выполненных из чрезвычайно тонких нитей, славились своей прочностью.

Помимо пряжи для изготовления кружева использовали валик или куфтырь, березовые или можжевеловые коклюшки, различные булавки и узор на бумаге или сколок , который придумывали местные мастерицы. В самой Вологде кружевницы плели более сложные кружева: целые предметы гардероба или широкое мерное кружево до 40 см шириной, для создания которого требовалось до 300 пар коклюшек и наличие отменного мастерства.

Многих удивляет, что такой изысканный вид , как кружевоплетение зародился именно на севере нашей страны, в Вологде, однако это нетрудно объяснить развитым в тех местах льноводством и наличием торговый путей «север-юг», которые постоянно приносили в жизнь местного населения веяния иноземной моды.

Как промысел вологодское кружевоплетение появилось в начале XIX века – в помещичьих имениях близ Вологды крепостные крестьяне стали выплетать отделки к белью и одежде «как в Европе». В эти времена многие крупные помещичьи усадьбы являлись обладателями кружевных фабрик, которые поставляли свою продукцию во многие крупные города (Москва, Санкт-Петербург и др.). Здесь можно выделить фабрику помещицы Засецкой, находящуюся недалеко от Вологды в селе Ковырино, работники которой выплетали особо тонкое, но при этом прочное . Также можно выделить деревню Чирково, что располагалась напротив Усть-Кубенского района, где мастерицы занимались строчевыми работами – своеобразный гибрид вологодского кружева и вышивки, предположительно возникший из-за того, что к кружевницам случайно попала жить вышивальщица.

Со временем искусство кружевоплетения переселилось в крестьянскую среду и постепенно переросло в разряд . Существуют следующие данные: если в Вологодской губернии в 1893 году кружевоплетением занимались 4 тысячи мастериц, то в 1912 году – это было уже 40 тысяч мастериц. В связи с таким стремительным развитием в Вологде в 1928 году была открыта профессиональная школа кружевниц, затем в 1930 году был основан Вологодский кружевной союз, а в 1935 году при Вологодском кружевосоюзе была создана целая художественная лаборатория. Вологодские кружева неоднократно получали высшие награды на различных международных выставках. Кроме того, в Вологде существует музей вологодского кружева, экспозиционная площадь которого составляет 600 кв.м., где представлено более 500 предметов, которые как нельзя лучше расскажут вам об основании и развитии вологодского кружевоплетения.

Основные особенности вологодского кружева

Главной отличительной чертой является неповторимый крупный узор, вывязываемый толстой сканью (утолщенной нитью) в виде сплошной полотнянки (ленты-полосы полотняного плетения), расположенной на фоне узорчатого плетения. Как правило, скань белая, но в некоторых случаях используют и цветную. Чаще всего мастерицы используют растительный орнамент, но иногда он может иметь вид таких известных предметов, как гребешки, веера или подковки.

Наиболее распространенный характер имеют выразительные формы узоров с основным мотивом пяти - семилепесткового округлого цветка. Такие цветы могут использоваться сами по себе или же украшать раскидистые кусты и могучие деревья. Среди пышных форм фантастически цветущих деревьев и кустов на вологодском кружеве можно часто встретить изображения птиц – сказочных петухов и пав.

Существует два типа вологодского кружева . В первом варианте оно представляет собой без решеток, в котором узоры из полотнянки вплотную примыкают друг к другу, и лишь в нечастых просветах можно увидеть сетку в виде косых диагональных клеток из насновок (небольших овальных или квадратных плотных форм) и плетешков (шнурков).

Второй вариант вологодского кружева, изделия из которого в последние годы особенно популярны, - кружево, в котором прозрачные решетки играют такую же роль, что и плотный орнамент. В таком кружеве органично сочетается густой узор из полотнянки с ажурными решетками из «паучков», плетешков и насновок. Узорные решетки особым образом подчеркивают округлые движения полотнянки-вилюшки, добавляя узору дополнительный декоративный эффект. При этом толстая белая скань, которая введена в полотнянку, еще больше усиливает своеобразный монументальный узор вологодского кружева.

Как изготавливают вологодское кружево

Для плетения изначально на плотную бумагу (сколок) наносят технический рисунок. Затем сколок закрепляют на мягкой подушке-валике. В старину такие подушечки набивали сеном или опилками. Рисунок на сколок наносится линиями и точками, в которые вертикально втыкают булавки. Вологодское кружево плетут коклюшками, на которые намотаны нитки. Мастерица перебрасывает коклюшки в руках, обвивает булавки нитками, и по мере выполнения рисунка переставляет булавки в другие точки.

По технике плетения вологодское кружево бывает трех основных видов: численное, парное и сцепное.

Численное кружево – самый простой вид вологодского . Оно выполняется без рисунка, техника его изготовления сводится к строгому подсчету нитей. Также при изготовлении численного кружева используют небольшое количество коклюшек, всего до нескольких пар.

Парное (многопарное) вологодское кружево является одним из самых сложных видов кружева, которое плетется по сколку. При его изготовлении используют большое количество коклюшек, порой это число достигает 300 пар.

Сцепное вологодское кружево также плетется по сколку, при этом используется от 6 до 12 пар коклюшек одновременно. Основным элементом сцепного кружева является полотнянка или вилюшка, изгибы которой вырисовывают формы кружевного узора. Основная часть поверхности выглядит, как легкие сквозные решетки. Нужно отметить, что основное отличие сцепного кружева от парного заключается в том, что в парном фон и узор выплетаются одновременно, а в сцепном их сплетают между собой с помощью тамбурного или вязального крючка.

В вологодских кружевах сочетаются шелковые, льняные и металлические нити. В старинных кружевах решетки были довольно простыми и имели вид диагонально пересекающихся под прямым углом нитей. Сегодня же, как отмечает , можно встретить сложноузорные решетки с самыми разнообразными сочетаниями узоров и рисунков, как говорится, на любой вкус.


1. ВОЛОГДА - ГОРОД КРУЖЕВНОЙ.

Вологда (ровесница Москвы) основана в 1147 году в 450 км к северу от российской столицы и расположена на обоих берегах реки Вологда, давшей имя будущему городу. «Вологда» можно перевести с угро-финского как «белая (чистая, прозрачная) вода».

Путь на Вологду из Москвы лежит через Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов-Великий, Ярославль и Данилов. Двигаясь далее на север, можно добраться до знаменитых Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей.

В Вологде известно более двухсот памятников истории, архитектуры и культуры. Забавно, что сохранившиеся деревянные дома часто украшены резьбой и декоративными элементами, напоминающими деревянное кружево.

На фото: Деревянное здание вологодской библиотеки. Фото 2013 года.

2. КАКОЕ ОНО, ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО?

Главным отличительным признаком Вологодского кружева является хорошо узнаваемый крупный узор, выплетаемый утолщённой нитью (сканью) в виде плавно изгибающейся («виляющей») ленты-полотнянки. Широкие ленты чередуются с участками прозрачного узорчатого плетения.

Часто используется орнамент растительного происхождения. Скань обычно белая, реже цвета неотбелённого льна или черная. Для создания рисунка используются изображения вееров, гребешков, цветов, деревьев, птиц.

Различают два вида Вологодского кружева. В первом случае элементы крупного основного рисунка из «полотнянки-вилюшки» примыкают друг к другу. Незначительные пустоты между ними заполняют косые диагональные сетки.

Во втором, более распространённом варианте, прозрачные участки с решётками из «паучков», насновок и плетешков играют не менее важную роль, чем основной рисунок, оттеняя и подчёркивая его динамичные изгибы.

3. КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?

Для плетения Вологодского кружева потребуется плотно набитый цилиндрический валик-подушка ("куфтырь"), наполненный сеном, соломой, опилками и т.д., технический рисунок кружева на плотной бумаге («сколок»), коклюшки (вытянутые деревянные «катушки» особой формы с нитью) и комплект булавок.

Сначала сколок-рисунок закрепляется на валике. В элементы рисунка на бумаге втыкаются булавки. Кружевница перекладывает из руки в руку коклюшки с натянутыми нитками, обвивая закрепленные в точках рисунка булавки. По мере завершения элемента кружева, булавки переставляются в следующие точки рисунка.

По технике плетения различают численное, парное и сцепное кружево.

Численое кружево - самое простое. Выполняется даже без использования рисунка небольшим количеством коклюшек.

Парное - самое сложное вологодское кружева плетется по сколку большим количеством пар коклюшек - до нескольких сотен пар! Как в них можно не запутаться, непосвящённому зрителю совершенно непонятно... При его изготовлении, фон и узор выплетаются одновременно.

Сцепное вологодское кружево требует не более 6...12 пар коклюшек (что очень облегчает жизнь мастерицы). Готовые элементы сплетают («сцепляют») между собой при помощи, например, вязального крючка. Таким способом создают огромные скатерти или панно, над которыми одновременно работают десятки мастериц.

4. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.

Считается, что слово «кружево» образовано от слова «окружать», т.е. украшать по кругу края текстильных изделий декоративной отделкой.

Техника кружевоплетения появилась в Вологодской области не позднее XVII века и была заимствована у кружевниц Италии и Фландрии (территория современных Нидерландов, Бельгии и Северной Франции).

В качестве самостоятельного промысла возникновение Вологодского кружева относят к началу XIX века. Примерно в это время в ряде помещичьих усадеб Вологодчины местные мастерицы начали плести ажурные украшения к одежде, подражая европейским кружевницам.

В крупных усадьбах создавались целые «кружевные фабрики», производившие продукцию для поставки в Москву, Санкт-Петербург и другие крупные города.

Постепенно техника кружевоплетения перенеслась и в крестьянские семьи, превратившись в народный художественный промысел.

Перед революцией в Вологодской губернии насчитывалось около 40"000 кружевниц.

5. МУЗЕЙ ВОЛОГОДСКОГО КРУЖЕВА.

В 2010 году в особняке Сорокина-Брянчанинова (XVIII в.) с выходом на Кремлёвскую площадь, был открыт Музей кружева.

В экспозиции музея наглядно представлены все этапы зарождения и развития кружевоплетения Вологодского края и мировые тенденции развития этого промысла с конца XIX по начало XXI века.

В августе 2013 года на пути в Ферапонтово мы на несколько дней остановились в Вологде. Одним из первых посетили Музей кружева с его богатейшей коллекцией знаменитого Вологодского кружева и тончайших европейских кружевных изделий с золотыми и серебряными нитями.

Фотографировать в Музее кружева было запрещено, поэтому сделать памятные фото и познакомиться с работой кружевниц нам посчастливилось только в салоне-магазине кружевной фирмы «Снежинка».

В 2015 году вологодский Музей кружева по отзывам посетителей экспозиции вошел в десятку лучших музеев России.

Ознакомиться с работами вологодских кружевниц можно и в Москве, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства,

6. ВЫСТАВКИ И НАГРАДЫ

Вологодские кружевные изделия не раз получали первые места на международных выставках в Париже и Брюсселе.

Неоценимый вклад в сохранение традиционных и создание новых узоров для кружев внесла потомственная кружевница Вера Дмитриевна Веселова (1919-2006), работавшая долгое время главным художником кружевного объединения «Снежинка», а также её дочь, Надежда Валерьевна.

Отрадно отметить, что на Выставке-ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья-2017. Зимняя сказка» в московском Экспоцентре на Красной Пресне в декабре 2017 года вологодцы снова оказались на высоте.

По итогам конкурса в рамках выставки, кружевной зонт работы вологжанки Нины Сумароковой, студентки Губернаторского колледжа народных промыслов, занял почётное третье место.

7. КРУЖЕВО В ПОДАРОК.

Хотите подарить необычный подарок ручной работы, профессионально выполненный в лучших традициях народных художественных промыслов? Не тот, дискредитировавший себя "hand made", грубо изготовленный неумелыми руками и продающийся в местах скопления туристов по всему миру.

Подарите настоящее изделие из Вологодского кружева, выплетенное руками кружевниц на тихонько постукивающих деревянных коклюшках, точно так, как делали это их бабушки, и прабабушки...

В интернет-магазине ООО Вологодская кружевная фирма «Снежинка» ценовой диапазон подарков из кружева очень широк: можно приобрести кружевной воротничок за 2"640 руб, а можно купить жакет-болеро «Тюльпан» ручной работы за 170"000 руб.

Более того, можно включить фантазию и заказать изделие со своими пожеланиями и получить, к примеру уникальное кружевное панно с логотипом вашей компании.

В сувенирных магазинах при музеях иногда можно найти небольшие, но очень выразительные фрагменты или законченные изделия из Вологодского кружева ручной работы, размещенные на контрастном фоне в рамочке под стеклом.

Выбирайте, заказывайте и дарите дорогим вам людям настоящее!

8. ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО - НМПТ №3.


ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Номер заявки: 93042565

Дата государственной регистрации: 25.05.1994

Указание товара:
Кружева, занавеси, покрывала, салфетки, скатерти, дорожки, полотенца, воротники, вставки, жилеты, блузы, манишки, косынки, манжеты, манто, пелерины, шарфы, галстуки, палантины, накидки, перчатки, платья-фартуки, шали, костюмы, жабо, закладки для книг кружевные. Вологодское кружево обладает высокой художественностью, выразительностью форм, строгим ритмом, декоративным богатством и совершенством техники исполнения. Для изготовления кружева используют льняные, шелковые, металлические, хлопчато-бумажные нити. В вологодском кружеве используются два вида техники плетения: парное и сцепное. Наиболее характерные узоры вологодских парных кружев строятся из повторяющихся в спокойном ритме четких, простых геометрических форм. Узоры кружев состоят из вписанных в ромбические формы прозрачных паучков, различных решеток, сеток, которые сочетаются с треугольниками или зигзагообразными мотивами более плотного плетения. Встречаются также круглые, реже овальные формы, заполненные звездочками, розетками, цветочными венчиками. В орнаменте вологодских сцепных кружев представлены старинные характерные мотивы: цветы с пятью и семью лепестками, крупные многолепестковые цветы, похожие на подсолнечники, и цветы, заключенные в круг или овал, листья разнообразной формы - то скромные трехлистники, то большие, напоминающие папоротник. Для вологодского кружева характерна и тема зимы, зимнего леса, снежинок. Рисунок кружева выполняют плотной полотнянкой со сканью или без нее, часто полотнянка переходит в сетку, что придает рисунку легкость, ажурность. Узоры вологодского кружева имеют плавные, мягко изогнутые линии, симметрично расположенные мотивы или раппопортно повторяющиеся элементы. Растительные, цветочные композиции или сюжетные сцены четко выделяются на легком ажурном фоне плетешковых решеток, отвивные петельки придают кружеву воздушность, а плотные насновки и паучки создают декоративность. Богатейшие орнаментальные традиции северного края способствовали формированию своеобразного изобразительного языка вологодского кружева. Вологодское кружево отличает особая элегантность, поэтическая образность, удивительная пластика орнаментов и их напевность.

СВИДЕТЕЛЬСТВО 3/2

Номер регистрации наименования места происхождения товара: 3

Номер свидетельства на право пользования: 3/2

Номер заявки: 200672522

Дата регистрации: 02.07.2007

Дата истечения срока действия свидетельства: 01.09.2016

Наименование места происхождения товара:
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Обладатель свидетельства:
Закрытое акционерное общество Вологодская кружевная фирма "СНЕЖИНКА", 160012, г. Вологда, ул. Козленская, 119-а (RU)

Указание товара:
Кружева


г. Вологда

Продление срока действия свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара

Обладатель(и) свидетельства:
Общество с ограниченной ответственностью Вологодская кружевная фирма "Снежинка", 160012, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Козленская, д.119, корп.А (RU)

Дата, до которой продлен срок действия свидетельства: 01.09.2026

Дата внесения записи в Государственный реестр: 17.02.2017

СВИДЕТЕЛЬСТВО 3/3

Номер государственной регистрации: 3

Номер свидетельства: 3/3

Номер заявки: 2012743898

Дата государственной регистрации: 14.02.2014

Дата истечения срока действия свидетельства: 06.12.2022

Наименование места происхождения товара:
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО

Обладатель(и) свидетельства:
Общество с ограниченной ответственностью "Вологодская кружевница", 160012, Вологодская область, г. Вологда, Советский пр-кт, 135Б (RU)

Указание товара:
Кружева, кружевные изделия

Указание места происхождения (производства) товара (границ географического объекта):
город Вологда

По вопросам регистрации НМПТ обращайтесь
к патентному поверенному РФ, рег. № 498

Вконтакте

Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство — таково его художественное своеобразие.

Вологодское кружево обладает особой самобытной красотой. На развитие орнаментального искусства кружева большое влияние оказали узоры резьбы по дереву, орнаменты ткачества, старинные вышивки. Особенно ажурная вышивка «вологодское стекло» с разнообразными «снежинками» и «паучками» на сквозных фонах.

Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

Эта вышивка в основном бытовала в Вологодском уезде, и именно на этой территории промысел развивался особенно интенсивно. Орнамент вологодского кружева характеризуется мягко-изогнутыми плавными линиями рисунка, он всегда графически чёткий, ритмичный и может состоять из геометризированных фигур или растительных обобщенных форм.


Маниту , GNU 1.2

Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик, коклюшки, можжевеловые или березовые булавки, узор. Типичный материал для вологодских кружев - лён, отбеленный или суровый.

В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.

Немного истории

Вологодское кружевоплетение восходит к 16-17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Изначально считается, что кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия.


Маниту , GNU 1.2

По официальным исследованиям (С. А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву.


И. Мартынов, Н. Черкасов , CC BY-SA 3.0

И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.

Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году - 40 000. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз. В 1935 году - художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.


Semenov.m7 , CC BY-SA 3.0

В 30-е годы XX века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. В 1960 году организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка».

3 ноября 2010 года в Вологде, в здании бывшего Госбанка на Кремлёвской площади, 12, открылся Музей кружева. Общая площадь музея составляет 1400 м², а экспозиционная - 600 м². В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.

Фотогалерея













Полезная информация

Волого́дское кру́жево

Отделка к платьям и белью

Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.

До 40-х гг. прошлого века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия - дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды - воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки и перчатки.

Также кружевами украшали и до сих пор украшают платья, скатерти, салфетки и мебель.

Элементы узора

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой».

Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных «насновками» в виде звёздочек и розеток.

В растительных узорах преобладают мотивы из гибких ветвей с петлеобразными листьями, трилистниками, круглыми или вытянутыми лепестковыми и лапчатыми цветами, веерообразными мотивами, подковообразными фигурами.

Расположение узоров

Узоры на изделиях обычно располагаются по окружности широкими каймами со свободной или заполненной орнаментом серединой, идут по периметру изделия, собираются в полосы разной ширины, могут быть распределены по всему ажурному фону.

Композиции часто строятся из зеркально симметричных мотивов, придающих кружеву строгость и особую статику. Отличительной чертой вологодского кружева является большое разнообразие фоновых решеток.

Орнамент

Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон.

Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора.

В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки.

Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.

Вологодский музей-заповедник

Ознакомиться с экземплярами вологодского кружева можно в Вологодсоком музее-заповеднике, Вологодском музее кружева, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, а также в музее кружевной фирмы «Снежинка».

Награды

Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды: золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году, Гран-при в Париже в 1937 году, золотую медаль в Брюсселе в 1958 году Тогда же, на выставке в Брюсселе, был отмечен высшей наградой Гран-при кружевной вологодский занавес «Русские мотивы».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tearespect.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tearespect.ru»