Как научить малыша смеяться. Смех улучшает жизнь, или Как научить ребенка смеяться? Если ребенок не понимает шуток

Подписаться
Вступай в сообщество «tearespect.ru»!
ВКонтакте:

Через неделю моей дочке исполнится 4 месяца. Она уже многое умеет: хорошо держит головку, научилась переворачиваться со спины на живот, пытается садиться, улыбается и вовсю разговаривает на своем младенческом языке. Иногда кроха выражает радость взвизгиваниями или ухмыляется своему отражению в зеркале. Но я очень жду, когда же она начнет заливисто хохотать! Ведь сын знакомой, по ее словам, умеет это делать с 2 месяцев, ее ровесница и соседка по роддомовской палате тоже уже вовсю гогочет. И, как водится, сравнив достижения своей малышки в этой области с откликами других мамочек о развитии их чад, я немного занервничала и решила разобраться.

Чтобы понять, когда дети начинают смеяться и что есть причина их смеха, я обратилась к специализированным сайтам и родительским форумам. В большинстве источников пишется о том, что это происходит на 3-5 месяце развития ребенка. Выражение положительных эмоций становится осмысленным, кроха достаточно четко осознает источник удовольствия. В первые разы, услышав своей хохот, младенец может испугаться, а затем поймет, что эти звуки издает он сам и с готовностью будет продолжать тренироваться.

Однако встречаются в форумах и блогах и отзывы мамочек, дети которых либо значительно опережают сверстников в демонстрации чувств, либо серьезно отстают от указанных временных рамок.

Некоторые хвастают, что их чадо могло смеяться чуть ли не с первых недель жизни. Мне кажется, они все-таки выдают желаемое за действительное. Конечно, новорожденные начинают улыбаться уже в роддоме, однако ученые утверждают, что это бессознательная, рефлекторная и физиологическая реакция на удовлетворение основных потребностей в еде, тепле и ласке. Это явление называется эндогенная (спонтанная, «гастрическая») улыбка, она появляется во время подремывания у груди и часто сопровождается хаотическим движением глазных яблок. Ее можно спровоцировать, погладив губки или щечки малыша.

Первое же осознанное выражение положительных эмоций появляется на втором месяце жизни в ответ на воркующий голос, ласку на лице и нежные прикосновения матери. И эта неумелая улыбка так прелестная и трогательна, что рождает в вашей душу волну нежности и мгновенную ответную реакцию. Причем сначала более вероятным поводом появления признаков удовольствия являются звуковые сигналы и эффекты, а после 6 недель - визуальные образы. Поскольку эти ощущения вызывают уже внешние события, то такая улыбка называется экзогенной, она становится социальной по типу вызвавшей ее причины.

Момент, когда дети начинают смеяться, для родителей очень трогательный и незабываемый. Чаще всего это случается в начале 4 месяца. Необходимо обязательно поддержать первые робкие попытки веселья, почаще давать повод для потех и хохотать вместе. Это важно, поскольку чувство юмора прививается в младенчестве, и, оказывается, ему можно научить.

Если в семье принято много шутить, рассказывать забавные случаи, то ребенок усвоит именно эту манеру общения и поведения. И, скорее всего, будет расти жизнерадостным оптимистом.

Тем не менее, и в семьях, где царят более сдержанные отношения, можно способствовать раннему развитию положительных эмоций и их открытому проявлению с помощью частых разговоров с малюткой с использованием разных интонаций и выражений лица, игр и фокусов, подобранных в зависимости от возраста.

Совсем крохотных ребятишек веселят прятки (закрывать свои или детские глазки ладошками и говорить «ку-ку»), покачивания на коленях с потешками («По кочкам, по кочкам», «Ехали мы, ехали», «Еду-еду, к бабе, к деду» и множество других присказок), гримасы, щекотки и подбрасывания. Можно подуть на личико или животик младенца, слегка прикусить за пальчики или бочок. Удивительно, но грудничков могут рассмешить длинные, незнакомые слова (специальные термины или иностранные выражения), не характерные для речи близкого окружения.

Детей постарше забавляют игры с неправильно одетыми вещами (мамин халат на папе или рубашка на ногах), предметами, используемыми не по назначению (зубная щетка вместо вилки или кастрюля вместо шапки).

Если до достижения годика малыши реагируют именно на внешние раздражители, то после они радуются уже тому, причиной чего стали сами, например, произнося вновь изобретенные слова или подражая близким и знакомым.

Развитие юмора у дошколят – творческая и трудоемкая задача для родителей. Больше дурачьтесь, не бойтесь быть смешными сами: поскользнитесь и упадите понарошку, уроните что-нибудь, «потеряйте» какую-нибудь безделицу и с выражением крайней озабоченности ищите ее по всей квартире. Помогут совместный просмотр мультфильмов и комедий, специальная детская литература, постановка костюмированных сценок с масками. Развлекают детей и игры «испорченный телефон», «закончи стишок», ассоциации, забавные кроссворды и так далее.

Однако не нужно относиться к воспитанию чувства юмора слишком серьезно, будьте естественны, поскольку дети хорошо понимают фальшь. Не стоит и насильно из спокойного отпрыска делать весельчака, у него могут быть совсем другие таланты, ведь все мы очень разные.

И в противном случае, не тревожьтесь, если являетесь родителями излишне хохотливого чада, не одергивайте его понапрасну и не корректируйте его поведение. Вообще, даже среднестатистический ребенок смеется гораздо чаще, чем взрослый - около 300 раз в день, поскольку в этом возрасте эндорфин (гормон, отвечающий, в частности, за формирование положительного настроя), вырабатывается в большем количестве. Консультация специалиста и оценка нервной системы необходима лишь в случае, если чрезмерная пылкость в выражении радостных чувств сопровождается частыми перепадами настроения и общей эмоциональной возбудимостью.

Итак, теперь я знаю, когда дети начинают смеяться, и в запасе у нас еще есть время для развития этого чрезвычайно важного социального навыка. Но в глубине души я очень надеялась, что когда допишу статью, мое сокровище обрадует меня нежным девичьим хихиканьем или заразительным хохотом, но либо я слишком быстро справилась, либо наш срок все-таки еще не подошел. Однако, думаю, это обязательно случится в самое ближайшее время!

Во сне или после кормления улыбаться может даже новорожденный. Такое явление наблюдается, когда крохе хорошо, и возникает как рефлекс, а не как осознанная реакция на заботу близкого человека. Молодым родителям хочется скорее увидеть, как малыш радуется, проявляет положительные эмоции. Когда начинает ребенок улыбаться, он уже хорошо знает лицо мамы, отличает ее среди других людей, задерживает взгляд на игрушках, расположенных рядом.

Новорожденные дети часто плачут и еще нескоро скажут о том, что беспокоит. Уставшим от громкого крика близким людям кажется, что крик не прекратится никогда. Маме не надо нервничать, если малыш, которому исполнился месяц, не радует смехом. Грудничок станет улыбаться не рефлекторно, а осознанно, когда начнут развиваться лицевые мышцы, за что отвечает определенный отдел головного мозга. Для этого потребуется 6–8 недель.

В каком возрасте у малыша появляется настоящий смех

Контакт новорожденного ребенка с внешним миром проявляется в виде крика. Таким способом кроха показывает то, что хочет кушать, раздражают мокрые пеленки и болит животик. Огромным счастьем для мамы становится заливистый смех ребенка. Малыш хохочет, когда нормализуется дыхание, голосовые связки выполняют функции, сокращаются лицевые мышцы.

В 8-12 недель ребенок уже умеет гулить и слышит звуки, которые ему кажутся забавными, и к 3-4 месяцам грудничок смеется. Кроха не станет улыбаться и хохотать, если:

  1. Лежит в мокрых пеленках.
  2. Испытывает голод.
  3. Чувствует боль и дискомфорт.

Полугодовалые дети, накопив множество эмоций за день, часто смеются во сне, но со временем это проходит. Не стоит переживать, когда кроха икает после хохота, ведь диафрагма и органы дыхания еще продолжают развиваться.

Индивидуальные особенности

Не все дети улыбаются в 2 месяца. Один малыш уже в 6 недель начинает оживленно двигать ручками и ножками, увидев близкого человека, другой не смеется до полугода. У каждого грудничка свой характер и особенности развития. Чтобы ребенок быстрее порадовал улыбкой, нужно чаще брать его на руки, говорить ласковые слова.

Что значат радостные эмоции

Малыш с криком появляется на свет, и с помощью плача показывает, что хочет кушать, что ему некомфортно лежать в мокрых пеленках. По-другому младенец еще не умеет рассказать о неудобстве и голоде. Но проходит время, и личико ребенка расплывается в улыбке, когда кроха слышит:

  • нежные слова мамы;
  • веселый стишок;
  • мяуканье кошки;
  • щебет птички.

Приятные ощущения, радость у ребенка вызывает поглаживание спинки или животика, щекотание, воздушный поцелуй. Хотя малыш, которому едва исполнился месяц, еще не все понимает, не умеет слушать внимательно, красивая мелодия или нежные звуки оказывают благотворное воздействие на его психологическое состояние.

Появление реакции на окружающую обстановку служит причиной, почему улыбаются дети. Положительные эмоции возникают, когда кроха уже узнается маму, сосредотачивает взгляд на других людях и предметах. Чтобы малыш смеялся и радовался, его нужно этому учить.

Улыбка как средство общения

Со второго месяца жизни грудничок меньше спит, больше бодрствует. Первые эмоции кроха проявляет лишь криком, но когда между ребенком и мамой возникает связь, заглядывая ей в глаза, малыш начинает улыбаться уже осознанно, махать ручками, двигать ножками. Ребенок меняет свое поведение, чтобы привлечь внимание близкого человека. Правильное общение с грудничком ускоряет его развитие, малыш растет жизнерадостным и активным.

Смех как система сигналов и знаков

Чем раньше мама сумеет наладить контакт с ребенком, тем быстрее у крохи появятся положительные эмоции.

Воспитанники дома малютки долго не улыбаются, поскольку им не хватает общения с самым близким человеком. Смехом ребенок реагирует на нежные слова, веселую песенку, на свое гуление.

Хохот у малыша может вызвать падающий листочек, летящее перышко и любой яркий предмет, что он раньше не видел. С помощью смеха ребенок выражает радость, обучается звукам.

Как определить, что малыш начал улыбаться осознанно?

Малыш засыпает под убаюкивающую песенку, начинает замечать игрушки, пытается к ним дотянуться. Если грудничок собирается порадовать осознанной улыбкой, произносит какие-то звуки, шире раскрывает глаза.

Как ускорить появление

Нехватка общения с мамой негативно влияет на умственное развитие малыша. Положительные эмоции у крохи возникают позже, слабее выражены. Чтобы грудничок быстрее порадовал улыбкой, его надо чаще брать на руки, ласково разговаривать, нельзя вымещать на ребенке плохое настроение. Хотя кроха не понимает смысла рассказанного стишка, но получает положительные эмоции.

Обучение осознанной улыбке

Со второго месяца жизни грудничок, услышав знакомый голос, размахивает ручками, двигает ножками, выгибает спинку, затем пытается засунуть в рот яркую игрушку. Бывает, что малыш долго не улыбается, и тогда его нужно научить проявлять положительные эмоции.

Беря кроху на руки, надо постоянно с ним разговаривать, показывать листья, игрушки. Дотянувшись до цветка, ребенок от восторга засмеется.

Как вести себя, чтобы малыш улыбнулся

С самого рождения крохи нужно о нем заботиться - кормить, купать, менять пеленки. Если грудничок испытает голод и дискомфорт, положительных эмоций ждать не стоит. Чтобы малыш порадовал улыбкой, можно строить рожицы, больше разговаривать с ним, смеяться, тогда ребенок станет копировать мамину мимику, чувствовать ее настроение.

Возникающие проблемы и способы их решения

Бывает, что до 3 месяцев малыш не держит головку, не фокусирует взгляд, не обращает внимания на игрушки. И хотя одинаковых детей не бывает, это может сигнализировать о задержке развития. В таком случае понадобится помощь специалиста.

Малыш не смеется

Если полугодовая кроха стала меньше улыбаться, не спешит хохотать, молодые родители нередко волнуются. К причинам такого явления относят:

  • характер и врожденные особенности малыша;
  • поражение головного мозга;
  • отставание в эмоциональном развитии.

Грудничок не смеется, когда мама редко улыбается, не выражает своих чувств, молчалива и сдержана. Такая проблема присутствует у аутистов, у детей, перенесших асфиксию, водянку головного мозга, гипоксию.

Не улыбается

Если грудничок долго не проявляет радостных эмоций, врачи советуют больше с ним играть, носить на руках, рассказывать стишки, включать музыку, показывать картинки, строить рожицы, а маме меньше хмуриться.

Нужен ли педиатр

В 8 недель от рождения малыши обычно радуют близких улыбкой, если грудничок нормально держит головку, сосредотачивает взгляд на ярких игрушках, узнает маму, отсутствуют признаки поражения мозга, помощь педиатра не требуется.

Вы замечали, что некоторые дети улыбаются и смеются, а другие все чаще хмурятся или просто не понимают шуток? Как помочь серьезному ребенку увидеть юмор даже в самом себе? И так ли нужен смех малышам?

Нет для родителей большей радости и более прекрасного зрелища, чем их улыбающееся или звонко смеющееся чадо. Действительно, первая детская улыбка запоминается взрослым на всю жизнь. Ведь это свидетельство того, что кроха здоров и счастлив, что он понимает окружающих и адекватно развивается.

Смех - лучшее лекарство

Радость, веселье, улыбки и смех также необходимы ребенку, как воздух, солнце и мама. Ведь на самом деле только дети могут смеяться от души, до слез. Положительные эмоции благотворно влияют на детский организм: увеличивают защитные силы и повышают иммунитет.

Для того чтобы малыш начал смеяться, не нужно придумывать сложных игр и платить деньги клоунам. Достаточно обыкновенных игр и общения с близкими любящими людьми.

За смех в человеческом организме отвечают гормоны эндорфины. У детей их настолько много, что ребенок может смеяться и без повода, просто потому, что ему так хочется. И неправы родители, которые в дивный жизненный момент, когда веселости нет предела, называют кроху дурачком и советуют быть серьезнее.

Встречаются и обратные ситуации, когда молодые мама и папы взволнованно начинают задумываться над вопросом, почему же их ребенок никогда не смеется. Подобный маленькому старичку он ходит очень серьезный и крайне редко позволяет себе даже кроткую улыбку. Что мешает маленькому человеку радоваться жизни и свободно выражать свои чувства?

Не будем рассматривать ситуацию неблагополучной семьи, где ребенок растет никому не нужным изгоем. Эта ситуация понятна всем: чему радоваться, когда тебя не любят, не целуют, не ласкают, не покупают игрушки, бьют? Это страшно.

Попытаемся понять, почему не смеется малыш, растущий в обыкновенной семье, где его любят и ценят. Во-первых, из-за чрезмерного родительского контроля над собственным поведением и поведением крохи. Дети с пеленок перенимают «супер-приличное» поведение мам и пап, считая, что всевозможные проявления чувств - это глупости. Согласитесь, если бы вас постоянно одергивали из-за того, что вы засмеялись, призывая к порядку, то совсем скоро вы бы научились сдерживать смех.

Мало смеются дети тех родителей, которые угрюмы и злы по жизни. Здесь можно упомянуть о невнимательности к потребностям крохи, отсутствии совместных детско-родлительских игр, нежелании взрослых сделать крохе приятное. И это не потому, что родители такие плохие. Вполне вероятно, они сами росли в семье, где детям не дарилось столько любви, сколько необходимо, поэтому они просто не знают, как показать свои чувства, но и не «распустить» отпрыска.

Не всегда в детском «несмеянии» виноваты взрослые. Есть даже среди малышей такие, которые очень переживают из-за любой мелочи, ценят природу и животных. Такому ребенку не будет смешно, когда одногруппники будут издеваться над котенком. Он будет его жалеть и защищать. Что ж, тут родителям можно только позавидовать: в их семье растет ответственная личность и просто маленький герой.

Подготовила воспитатель А.В. Шулаева

Большинство источников считают, что дети начинают смеяться между третьим и пятым месяцем. Положительные эмоции вызывают эту реакцию, при этом ребенок хорошо осознает источник этих эмоций. Ребенок может пугаться поначалу своего смеха, но, как только он разберется, что сам является источником этого странного звука, процесс уже не остановить. С каждым днем он будет смеяться все больше и уверенней.

Важно с самого раннего детства развивать в ребенке чувство юмора, начиная с самых простых вещей.

Улыбающиеся малыши

Новорожденные могут улыбаться с самого рождения, но ученые считают это рефлекторной и бессознательной реакцией на удовлетворение важных потребностей в тепле, ласке и еде. Подобную улыбку называют спонтанной, гастрической или эндогенной улыбкой. Такая улыбка появляется на лице ребенка во время дремы, ее часто сопровождает хаотическое движение глазных яблок. Эндогенную улыбку можно вызвать, погладив младенца по щечкам или губам.

Первые сознательные выражения положительных эмоций появляются примерно на втором месяце жизни. Обычно их вызывают нежные прикосновения, воркующий голос или ласка. Это осознанная улыбка, появляющаяся на лице ребенка в ответ на проявления заботы и нежности, вызывает бурю эмоций у родителей. Такую улыбку называют экзогенной, поскольку ее причина внешняя.

На многих родительских форумах можно найти информацию о детях, которые умеют смеяться с самого рождения. Чаще всего в подобных ситуациях родители просто принимают желаемое за действительное.

Когда дети смеются?

Чаще всего дети начинают хохотать и смеяться около четырех месяцев. Очень важно поддерживать и развивать первые попытки веселиться и смеяться. Совсем маленьких детишек веселят простые игры и забавы. Можно играть с ними в прятки - закрывая свои или детские глаза ладошками, говоря «ку-ку», покачивать их на коленях с потешными присказками типа «Ехали-ехали в лес за орехами» или «По кочкам, по кочкам».

Обязательно нужно активно взаимодействовать с ребенком – разнообразные гримасы, щекотка, подбрасывания вызывают у большинства детей положительную реакцию. Совсем маленьких детей могут смешить незнакомые, длинные слова. Их повторение маленьким ребенком само по себе достаточно забавно. Кстати, дети часто начинают смеяться вслед за взрослыми, так что очень важно подавать хороший пример.

Примерно с четырех месяцев до года дети реагируют смехом на внешние раздражители. Ближе к году их начинают смешить неправильно надетые или используемые вещи, например сковородка или кастрюля, используемая вместо шапки. После года дети начинают радоваться и своим действиям. Например, их веселят самостоятельно изобретенные слова или подражание родственникам.

Почему один ребенок с трудом адаптируется в коллективе, а другой становится «звездой» и всеобщим любимцем везде? Почему один малыш обидчив, а другой легко воспринимает и «дразнилки», и «обзывалки»? Может, потому, что у одного прекрасно развито чувство юмора, а другой слишком серьезен?

Как часто родители стремятся научить ребенка читать, писать, отправить в хорошую школу, оплатить музыкальные занятия, но почему-то очень редко задумываются о том, насколько развито у их ребенка чувство юмора.

Да, дети не рождаются с готовым умением смеяться и шутить. Умению смеяться над собой, с юмором воспринимать любые неприятности и быть душой компании можно и нужно научить.

С чего начать? С самых простых вещей: надеть «случайно» брюки на руки, а рубашку на ноги – уже будет смешно, ведь нарушено нормальное течение жизни. Также оденьте ребенка и посмейтесь вместе с ним, поразмышляйте вслух, как же так могло произойти.

А могут случайно тапочки оказаться в кастрюле? А зубная щетка «захочет» побыть вилкой?

В такие моменты не бойтесь стать смешным, покажите ребенку, как смеяться над собой. Чем раньше малыш поймет, что любую нелепую и смешную ситуацию можно обратить себе на пользу, тем легче ему будет общаться с людьми. Научите ребенка простому правилу «поклонись, улыбнись и помаши».

В конце концов, многие взрослые не начинают какого-нибудь дела только потому, что боятся показаться смешанными. Преодолев этот страх в раннем детстве, можно дать ребенку колоссальный толчок к великим свершениям.

Больше дурачьтесь: поскользнитесь, как герой мультфильма, поищите очки, как бабушка из детского стишка, что-нибудь уроните и т. д.

Разыгрывайте с ребенком сценки, маски можно сделать самим вместе с ребенком. Для масок очень удобны картонные одноразовые тарелки, в которых вырезаются глаза и рот, раскрашиваются лица и морды, прикрепляются красные носы, рожки, большие уши.

Необязательно делать лицо или морду, можно нарисовать и говорящий дом, и грузовик, и цветок, и будильник.

Купите набор красок для лица или подарите свой косметический набор. Пусть ребенок сам творит и раскрашивает себя, после обязательно сфотографируйте его, а фотографию наклейте в специальный «смешной» альбом.

В этом альбоме можно также хранить и любимые маски, и любимые комиксы (с детьми школьного возраста их можно рисовать самостоятельно), записывать смешные истории.

И конечно, чтобы ребенок вырос с чувством юмора, родители должны показывать пример собственного легкого отношения к жизни.

Смотрите вместе и комедии, вспомните, как вы переживали и смеялись над тем, что сейчас вам кажется таким несерьезным и даже глупым.

Покажите ребенку, что уметь смеяться также важно, как и уметь складывать числа в столбик, а умение заметить смешное в обыденных вещах делает разноцветным мир серых унылых будней.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tearespect.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tearespect.ru»