15 декабря 2015 года с Владимиром Борисовичем в лектории «Мойка-8» состоится встреча. Накануне этого события нам удалось с ним пообщаться в неповторимой атмосфере творческой мастерской, путь к которой оказался очень символичным. Понимание и познание творческих идей автора было столь же глубоким, как и прохождение через парадные в глубину питерского двора, а чистота идеи и формы подобна освещенной чистой мастерской в темный пасмурный вечер.
Владимир Борисович, что для Вас арт-дизайн, каким Вы его видите?
Арт-дизайн родился гораздо раньше, чем я, и сколько ему тысячелетий никто точно сказать не может. Есть такой специалист по Египту Хорхе Анхель Ливраго Рицци, ведущий специалист в мире. Он говорил, что сооружения типа большой египетской пирамиды насчитывают не менее 17 тысячелетий. Будем считать, что подобное сооружение и есть начало арт-дизайна, потому что в одном сооружении собраны десятки концепций: и научных, и технических, и архитектурных, и искусства, и медицины, и космоса. Пирамида - это и приемник и передатчик одновременно. Меня всегда это волновало, и я решил сделать пирамиду, которая только контурами может называться пирамидой, а на самом деле это больше, чем пирамидальная форма, и фараонов там внутри нет. Есть пространство и время. Кстати, современная наука объясняет схождение этих двух параметров, пространство и время, именно такой геометрической формулой: взаимно - перпендикулярные два отверстия цилиндрической формы. То есть, если взять лист и согнуть его по радиусу, то это только одно отверстие, а потом образование второго отверстия – время. Вот схождение этих двух отверстий - очень тонкая перемычка. Между временем и пространством практически не существует материи. А свет моделирует форму, чтобы она текла из одной субстанции в другую.Расскажите о Вашей «пирамиде»?
В 2003 году был объявлен конкурс на монумент, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга, на Мытнинской набережной. Я хотел поставить пирамиду.В Древнем Египте говорили, что все боится времени, но время боится пирамид. Почему оно боится пирамидальной формы? Это не просто так сказано 4 тысячелетия назад. Потому что все материальные в этом мире превращается, рано или поздно, в пирамидальную форму – в кучку. А в виду того, что организация всякой материи направлена в четыре стороны пространства, все абсолютно со временем превращается в пирамидальную форму, и время ничего не может с этим поделать. Оно само строит пирамиду. Эти цивилизации, которые существовали до нас, об этом знали очень хорошо. Борис Дёмин, когда впервые увидел пирамиду, сказал: «Такое ощущение, что я ее уже видел в каком-то учебнике». От дизайнера все должно быть схоже с окончательным продуктом. Самый настоящий дизайн – он и есть произведение искусства. В конце XX века многие ведущие дизайнеры мира считали, что истинный продукт дизайна и есть произведение искусства. Но есть апологеты, которые считают, что искусство – это искусство, а дизайн – это дизайн. Но дело в том, что функция «красота» присуща такой же философской идее, как и функция «быть нужным». Лопата была нужна на протяжении нескольких тысячелетий, но в конце концов человек научиться обходиться без лопаты, а без красоты никак. То есть главенствующая функция – это все равно красота. Красота спасает мир постоянно. Хотя есть вандалы, которые постоянно занимаются уничтожением красоты. Но здесь уже единоборство Бога и дьявола. Дьявол должен разрушать то, что создается большим трудом. Если бы не Бог, то ничего бы не было создано человеком.
Идеи Ваших работ сразу формируются в голове или в процессе работы?
Нет, в процессе. Придумать и нарисовать – это легко и просто. Нужно только заснуть и чтобы во сне явилась идея, утром я ее могу уже нарисовать, так было с пирамидой, кстати. А вот когда я начал ее лепить, то непонятно как эти стенки возвести без опор. А мне их нужно отформовать для того, чтобы отлить пирамиду. Пришлось изгаляться. Сначала я сделал только окна в пирамиде, но без радиусов. И когда я получил этот монолит в гипсе с окнами взаимо-перпендикулярными, тогда я начал в гипсе дорабатывать радиусы. И у меня получилась модель. Я опять ее заформовал и отлил уже в гипсе, но с радиусами. Довел их очень близко к идеальному состоянию. Но когда я отлил в металле, я понял, что я ничего еще не сделал. И больше 2-х лет я доводил пирамиду до идеального состояния.Принципиально моя теория: везде в скульптуре должен быть воздух, хватит красть его. С помощью традиционной скульптуры крадется все внутреннее пространство всеми скульпторами мира. Берется камень, берется бронза, и зажимается пространство. Во всех моих работах – воздух. А мы как ставили памятники фигуративные так и продолжаем ставить.
В ваших работах вложен глубокий такой философский смысл.
Дизайна без философии не существует! Там, где говорится о дизайне без философии - это декоративно-прикладное искусство. А дизайн - это обязательно философия.Тогда можно узнать у Вас, есть ли в дизайне место интуиции?
Все основано на интуиции, но в народе называется фантазией. А на самом деле – это интуиция. Дизайнер должен видеть гораздо дальше, чем все остальные вокруг него. И вообще, мое определение дизайна – это все то, что понадобится человечеству спустя какое-то время. То, что сейчас – это технократия, инженерия – вот это уже сейчас нужно. Что-то с компьютерами делать, с ноутбуками и так далее. Это сейчас нужно, это бизнес требует от всех специалистов: прямо сейчас дайте – я продам. А дизайнер должен смотреть гораздо дальше. А арт-дизайнер должен обязательно еще чувствовать и красоту, о которой уже столько сказано на протяжении тысячелетий, казалось бы - чего добавить. Вот и остается обливать двери и поджигать, но это же не выход из положения. Надо искать красоту все время.По поводу интуиции: в ваших работах ее много?
А это не мне судить. Я же в другой области. Как много, мало? Самое главное, что вы чувствуете ее или нет. Если чувствуете, определить, сколько ее – опять время нужно, сколько этой интуиции у меня. Бродский Иосиф написал в «Римских элегиях»:О своем – и о любом – грядущем я узнал у буквы, у черной краски.
Так глубоко.
В Вашем творчестве много работ, посвященных Иосифу Бродскому. Почему Вы к нему возвращаетесь?
Я и к Пушкину возвращаюсь.И девы-розы пьем дыханье, – Быть может... полное Чумы! (А. С. Пушкин «Пир во время чумы»)
Это провидцы. И один и другой. Только один – XIX, а второй – XX века.
Дочка Бродского, когда увидела скульптуру, спросила: «Можно мне дотронуться?» Я ответил: «Можно, если мне можно дотронуться до Вас». И я дотронулся до дочери Бродского. «Оторванная голова Бродского». Видите неровный край? Она не отрезана, а оторвана от чего-то большого. Гений. Человек, который сказал: «В эпоху трения скорость света есть скорость зрения. Даже если света нет».
Еще одна концепция, которой никто не знает. Я мечтал бы поставить в Венеции голову большую, и можно входить в голову Бродского. И вот когда ты вырос, ты уже не можешь войти, ты даже вползти не можешь, а когда ты маленький можно залезть. Потом, когда вырастает человек, он говорит: «А я еще в детстве был у Бродского». И все буквы, точно так же как поэзия, пишутся внутри зеркально. У Бродского все же наоборот.
А сколько у Вас его портретов?
Не буду говорить, а то вы подумаете, что я сумасшедший.Бродский сильно повлиял на Вас и Ваше творчество?
Много людей на меня повлияло: папа, мама, старший брат.Сложно удержаться от вопроса, связанного с Вашей семьей. Так как Вы выросли в творческой атмосфере, как это повлияло на Ваше будущее? Перед Вами стоял выбор: творческая профессия или, например, математик, химик, бухгалтер?
Сейчас расскажу такой эпизод из жизни. Я в детской художественной школе. Мой преподаватель – ученик моего отца. И он говорит: «Вова, завтра будем рисовать непросто на листе бумаги, а на планшете. Надо бумагу натянуть на планшет. Скажи родителям, они тебя научат, и приходи в школу с планшетом». Я прихожу, родителям объясняю, они говорят: «Да не волнуйся, все сделаем». И натягивают мне планшет. Я никогда не видел что это такое, но когда родители натянули планшет, то по углам были паруса. Я заплакал. Отец сказал матери тихо, шепотом, как сейчас помню: «Все. С этим все ясно!» Потом, когда перед армией я работал в архитектурной мастерской, архитектор-стажер - такая была у меня первая запись в трудовой книжке, то мне нужно было в день натягивать не меньше 30 планшетов для архитекторов. Я уже могу с закрытыми глазами натягивать планшет.Тогда Вы с братом работали?
Нет, брат меня никогда не брал под свое крыло. Он только со стороны наблюдал, что я делаю. Потом начал своим детям говорить: «Смотрите на дядю, у него все не так как у меня и этому тоже нужно научиться».А почему в архитектуру не пошли?
А я пошел в архитектуру. Проучился целый год на архитектурном факультете. Увидел, что там лабуда одна и пошел в армию. После армии поступил в Харьковский художественно-промышленный институт, такой же старейший как Академия им. А.Л.Штиглица.Почему Вы перевелись в Академию им. А.Л.Штиглица?
Я приехал на свадьбу к своему другу после второго курса и познакомился со своей будущей женой. Ее папа сказал мне: «Как же вы будете жить в Харькове, а она здесь в Ленинграде?» «Ну ничего, переведется – сказал я, – в Харькове 47 ВУЗов.» А жена сказала: «Нет, лучше тебе перевестись».Не жалеете об этом выборе?
Жалею. Муха слабее Харьковского института.У Вас остались хорошие впечатления об Академии Штиглица?
Ну конечно, остались. Там часть моей жизни, 4-5 курс прошли. Все ходили смотреть на мой рисунок. Заведующий кафедрой рисунка тогда был Владимир Иванович Шистко, он предложил остаться в Мухинском училище. Я сказал: «Нет. Я – дизайнер». Он сказал: «Жалко. У тебя лучший рисунок на курсе».Какую кафедру Вы заканчивали?
Промышленный дизайн. 17 лет я проработал после Мухинского училища промышленным дизайнером. От молодого специалиста до ведущего дизайнера отрасли. Министр мне вручил медаль МРП (Министерство радиоприборостроения). А потом пришел Горбачев и сказал, что нам это ни к чему все, такие изделия как «Ленинград», «Галактика», «Амфитон», «Блюз» и так далее. Есть у меня папка с чисто дизайнерскими вещами.А какая тема Вашей дипломной работы?
Космический корабль и там внутри космонавты. Этим космонавтам нужно обязательно заниматься физическим трудом, чтобы у них не атрофировались мышцы, связки, кости. Нужно было сделать зону реабилитации. Помните космический корабль: большой цилиндр, конус и потом маленький цилиндр. И вот в конусной части я придумал по периметру как «беличье колесо». Стоит на это «беличье колесо» прицепить резиновыми ремнями себя к основанию и можно побежать просто как по дорожке. Также можно выложить шведскую стенку, из шведской стенки вынимается агрегат «вело эргономика» для гребли. И всё очень компактное, многофункциональное и, самое главное, нет затрат на питание, не надо двигатели дополнительные собой в космос брать.На каком заводе Вы работали?
ЦНПО «Ленинец». Там делалось супер – оборудование для навигации.Приемник «Ленинград-10» – одна из первых моих работ на заводе. Потом были магнитола двух-кассетная, счетчик для таксистов, приемник с разносимой акустикой, кассетница для аудиокассет, «Арго», магнитола «Галактика», за которую я получил медаль.
Башня «XX-XXI» – памятник, посвященный 100-летию Русского авангарда. Что вдохновило Вас на ее создание?
Меня вдохновило то, что у нас в стране нет ничего такого же глубокого как «Черный квадрат». Это не вдохновение было, а что-то другое, обида наверное. Я обижен страшно. Все современное искусство: западное, западно-европейское, американское, все оно образовалось только благодаря таким как Малевич, Кандинский, Леонидов в архитектуре и другие.Получается, русский Авангард послужил развитию западного искусства?
Да! Абсолютно! Совсем недавно в Эрмитаже была выставка Захи Хадид. Она сказала, что русский авангард – это ее икона. А мы ничего не поставили и никак к нему не относимся.Почему Вы используете именно вот этот материал? Почему глянец?
Вот ведущий специалист современного искусства Эрмитажа Озерков Д.Ю. у меня тоже спросил: «А почему у Вас нет фактуры?» Я лично считаю, что все, что связано с фактурой – это обман. «Декоративщина». Фактурой форму не обманешь. Вода гладкая в спокойном состоянии – самое секретное наше оружие. Без воды и без воздуха человечество не могло бы существовать. Я, естественно, учусь у природы. Гладкая форма воды, идеально гладкая, только завидовать можно как она легко колоссальные плоскости делает идеально ровными. Причем, организуется сама. Земля не может, а вода легко. И для чего эта гладкая форма? Может там на ее поверхности колоссальная энергия, но мы не можем этой энергией воспользоваться.Бывает ли в полете творческой мысли, что Вы сталкиваетесь с ограничениями, наложенными самой природой? То есть сила притяжения, например.
Я вам скажу, с какими ограничениями я сталкиваюсь. Вот если бы все эти мысли и идеи и концепции – все это пришло бы ко мне лет в 20, я был бы счастлив. Но, к сожалению, уже пошел 6-ой десяток, когда я начал думать серьезно о том, что происходит вокруг меня. И вот это самая большая сложность. Не разогнуться иной раз…Вот мы затронули временной период 20 лет назад и сейчас. Хочется спросить о зрителе: Зритель того времени Вашей первой скульптуры и зритель сейчас. Вот смена поколений как влияет?
Принципиально не меняется. Охают, ахают, убивают меня вопросом – «А для чего Вы это сделали?»Все ли свои работы Вы считаете законченными?
Нет. У меня всегда есть постоянное чувство неудовлетворённости. Хотел бы сделать по-другому, не принципиально по-другому, а где-то в деталях, но по-другому. Видение меняется постоянно. Был в Харькове такой профессор Шапошников М.А., учился в Баухаусе у Кандинского. Ему уже было за 80, когда я учился. Он ставил оценки на торце планшета. Так идет вдоль стенки и смотрит, как натянут планшет, и ставит 3-2. Я подхожу к своему планшету, а у меня стоит 5. Геннадий Степанович, мой первый куратор, сказал: «Я бы на твоем месте вырезал бы эту пятерку с планшета, подошел к Шапошникову и взял бы автограф. Ты не знаешь, что такое Шапошников. За всю историю не было ни у кого пятёрки. Ты – первый». Вакс И.А. когда узнал, что у меня преподавал Шапошников, он пожал руку и поклонился. Но вообще, все, что касается учебы, я бы все аккумулировал на теории тех архитекторов, художников, дизайнеров начала 20 века. Они так много написали. Нас, наше поколение, обокрали со страшной силой. Столько было уникальных теорий по конструктивизму.С какого момента Вы перешли к такому формообразованию от промышленного дизайна?
С детства. Всегда это делал.А какой принцип техники исполнения Ваших работ?
Техника исполнения такая: Это разум. Он должен быть оснащен всеми премудростями технологии, которые существовали до меня. Мои знания – это мой главный инструмент. Потом интуиция. Что с ними делать? Как сжать все эти знания, чтобы они превратились в форму, в изображение. Но когда я начал лепить (про башню, пирамиду), я чуть не сошел с ума, от того, сколько я всего узнал нового в процессе. То есть все, что в искусстве происходит нового, это только самый верхний слой, как айсберг.Нужно создать такую вещь, чтобы она была более значима, чем предыдущие. Слова рождаются на основе формы, как у Бродского:
Здесь на холмах, среди пустых небес,
Среди дорог, ведущих только в лес,
Жизнь отступает от самой себя
И смотрит с изумлением на формы.
Сначала с удивлением, а потом начинается восприятие квинтэссенции, что же это такое – форма, что за ней стоит.
Мне бы хотелось, чтобы все увиденное вами было осознано на уровне не только биологии «нравится - не нравится», а на основе разума, чтобы восприятие шло через первичное – через разум. Чтобы у вас возникло понимание.
Спасибо Вам огромное за интересную беседу. Вас можно слушать бесконечно. Счастливец тот, кто попадет к Вам на лекцию.
Был рад.Встреча оказалась душевной и теплой. В процессе беседы Владимир Борисович не только поделился своими взглядами на происходящее в современном искусстве, но и раскрыл глубинную суть своих произведений, показал путь, который проходит он сам каждый раз, создавая свои шедевры. Услышать из первых уст, как зарождалась идея, и создавался арт-объект – одна из редчайших возможностей, которые выпадают нам в жизни. Мы надеемся, что Владимир Борисович еще долгие годы будет радовать и вдохновлять нас своим творчеством.
Зачастую причиной неудачного ремонта становится банальное недопонимание: клиент просит об одном, дизайнер слышит другое - и вот уже проект получается совсем не таким, как хотелось бы. Говорить со специалистом на одном языке не так уж сложно, достаточно тщательно подготовиться и следовать простым правилам. Каким именно, расскажет дизайнер .
Анастасия Орлова закончила школу дизайна ArtFuture по специальности «Дизайнер интерьеров». В настоящий момент является студенткой архитектурного факультета одного из старейших университетов мира - Римской La Sapienza . Сейчас продолжает заниматься частной практикой в России, ведя проекты удаленно и при помощи команды единомышленников. Работает над как над частными интерьерами квартир, коттеджей, так и над проектами ресторанов и отелей.
Допустим, я нашла, к кому обратиться, и договорилась о встрече. Что нужно продумать заранее? Нужно приходить с четкими пожеланиями или неким общим видением или это все-таки формируется в процессе общения с дизайнером?
Полезным будет заранее начать «мечтать», носить в голове мысль о будущем жилище, листать картинки в интернете и сохранять их, записывать или посылать себе сообщения с мыслями, относительно необходимого функционала. Таким образом, экзаменуя свои ежедневные привычки, вы будете подмечать нюансы и вместе с дизайнером сможете более точно настроить будущее жилье под себя. Очень важно на этапе мечтания смотреть и сохранять картинки. Это не всегда четкие изображения из серии «хочу вот так» - на них вам может нравиться определенный элемент, или цветовая гамма, или функциональное решение - все, что каким-либо образом в вас отзывается. Почему это имеет значение? Кроме того, что это поможет дизайнеру понять ваши стилистические предпочтения, не менее важно то, что в процессе рассматривания примеров происходит качественная эволюция вкусовых пристрастий. И то, что в самом начале вам кажется ужасно оригинальным, через некоторое время воспринимается избитым и безвкусным. Так пусть лучше этот рост произойдет за счет примеров в интернете и до создания собственного интерьера.
Если перед встречей с дизайнером вы чувствуете себя в силах составить краткий или подробный список пожеланий, прекрасно! Но в то же время, если вам кажется, что в голове полный хаос и вы не в состоянии структурировать свои мысли, не стоит этого пугаться или стесняться. Расскажите дизайнеру о своих пожеланиях в том порядке, в котором они вспоминаются, или приходятся к слову, или записаны у вас. Впоследствии дизайнер переработает информацию из вашего разговора, систематизирует и сформирует на ее основе техническое задание - неотъемлемую часть договора.
Кроме того, дизайнер будет задавать дополнительные вопросы или предложит анкету - они также наведут вас на мысли, возможно, и не приходившие в голову. В конечном итоге техническое задание родится в процессе диалога.
Наверное, все же стоит добавить ложку дегтя и заметить, что недостаточно подробно составленное техническое задание наносит урон именно заказчику: за переделку далеко зашедшего проекта из-за не озвученных заранее пожеланий дизайнер может попросить доплату, да и жить в интерьере, не отвечающем всем нуждам, радости мало.
Надо ли спорить со специалистом? Например, я очень хочу одну большую люстру, а мне предлагают точечное освещение?
Не нужно спорить. И дизайнеру, и заказчику всегда следует помнить, что цель едина. Нужно внимательно слушать друг друга и не позволять упрямству и собственным амбициям брать верх. «Надо ли настаивать?» - вопрос слишком неоднозначный: находясь внутри ситуации, объективного ответа вы на него не найдете. Пытаясь разграничить сферы, прерогативу в которых имеет та или другая сторона, очень в общем я бы сказала так:
В рамках эстетики:
- если у вас вызывает сомнение общий образ интерьера, то настаивайте на дальнейшем поиске;
- если вас смущают отдельные элементы интерьера и дизайнер уверяет, что должно быть именно так, возможно, стоит больше прислушаться к профессионалу, т. к. в отличие от заказчика, который зачастую видит составные элементы, дизайнер обладает видением проекта в целом.
В рамках функциональной стороны вопроса, на мой взгляд, мнение заказчика является определяющим. Но все же помните: перед вами человек, который регулярно сталкивается с вопросами организации пространства, - скорее всего, ему есть что вам посоветовать.
- Если я не знаю специальных терминов, мы поймем друг друга?
Подобно тому, что вам не нужно владеть медицинской терминологией, приходя на прием к врачу, в общении с дизайнером это не будет проблемой. Дизайнер никогда не примется «ставить диагноз» исходя из того, как вы называете ваш любимый стиль, - вывод будет сделан по картинкам и многим другим косвенным признакам. Ну и, естественно, дизайнер заинтересован в том, чтобы донести свою идею до вас нормальным языком.
- Что, кроме технических параметров помещения, имеет значение? Мои привычки, домашние животные?
Имеет значение буквально все: привычки и интересы каждого члена семьи, их жизнь внутри и вне дома, круг домочадцев, гости и родственники. Важны рост, возможные аллергии, домашние животные - список бесконечен и обсуждается на этапе составления технического задания (в процессе, возможно, пополняется). И чем больше этих параметров вам с дизайнером удастся задействовать, тем более продуманным и подогнанным «по фигуре» будет ваш интерьер.
- Какие самые частые ошибки допускают заказчики при общении?
- Всегда следует держать в голове, что вы и дизайнер - это одна команда, которая идет к воплощению проекта, а ваша общая цель - воплотить этот проект наилучшим образом. Если в взаимоотношениях есть противостояние, значит, что-то работает неправильно.
- Вы нанимаете дизайнера, чтобы вам была оказана услуга по созданию жилого пространства. Если при этом вы не прислушиваетесь к его советам, совершаете эмоциональные покупки материалов или элементов, не соответствующих задумке, самостоятельно вносите изменения в проект, то вы недополучаете выгоду от заказанной услуги.
- Я бы рекомендовала всегда заказывать проект с подбором материалов и авторским надзором. Это дисциплинирует дизайнера, не позволяя в творчестве отрываться от земных реалий, и обеспечивает вам воплощение задумки не только на бумаге, но и в жизни. Провести эту работу самостоятельно может очень маленький процент заказчиков.
Берегите дизайнеров и помните, что работать в связке с ним придется от нескольких месяцев до нескольких лет (в зависимости от масштаба проекта) - за это время часто люди успевают довольно сильно сблизиться.
Фотографии: jennifercovingtondesigns.weebly.com, gallery-ot.ru, storyhouse.pw