Конспект занятия по математике, ФЭМП
Как люди измеряют время.
Программные задачи: повторить предыдущие и последующие числа в пределах 8; научить детей определять время; закрепить данное умение в игре; развивать логическое мышление в игре «время»; формировать умение взаимодействовать в группе сверстников.
Материал: часы механические, электронные, песочные, модель демонстрационных часов, карточки для работы в парах.
Тихо сядьте за столы.
Отгадайте загадки:
1.Когда петушок всех раньше встает голосисто поет,
Солнышко встать зовет. (утро)
2.Стало за окном темнеть
Птицы стали тише петь
Убирать игрушки нужно
Мама всех зовет на ужин
Когда это бывает?
3.Звезды на небе зажглись
Спать ребята улеглись
Вечер, день умчались прочь
Им пришла на смену ночь.
4. Солнце в небе ярко светит на прогулку вышли дети.
— Молодцы, правильно отгадали и мы теперь знаем, когда у нас будет утро, день, ночь, вечер.
— Ребята, сегодня мы отправимся в удивительную страну Времени. Но попасть туда сможет только тот, кто правильно выполнит задание.
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Встань по порядку».
(раздаю детям карточки, на которых написаны цифры, предлагаю встать в том порядке, который написан на карточке. Уточняем предыдущее и последующее число.
— Молодцы, ребята. Все правильно справились и получили пропуск в страну Времени. Закрывайте глазки и – раз, два, три…
(выставляю часы)
Загадываю загадку: Мы день не спим,
Мы ночь не спим, и день и ночь стучим, стучим.
— Правильно, часы.
— Мы очутились в стране Времени. Ребята, вам знакомы эти предметы?
Для чего они нужны?
— Это песочные часы. Как вы думаете, они работают? (в них сыплется песок и люди по этому узнают время).
— Ребята, песок в них сыплется 5 минут, и время приходиться считать по минутам, поэтому с этими часами людям неудобно и люди придумали механические часы.
— А это электронные часы, которые работают на батарейках.
— Сегодня мы с вами научимся узнавать и показывать время по механическим часам. Подумайте и ответьте, пожалуйста, что в механических часах помогает определить время.
— Конечно цифры и стрелки.
— Длинная стрелка – это минутная, показывает, сколько минут, а коротенькая – часовая, и движется она гораздо медленнее минутной. Пока часовая стрелка проходит от одной цифры к другой, минутная обходит весь круг.
— Как же нам узнать, который час. Оказывается, это совсем не трудно.
— Когда минутная стрелка показывает 12, часовая в это время поможет нам сказать, который час.
— Давайте попробуем определить. (показываю на модели часов разные варианты, а дети отвечают).
— Но бывает и так, что прошел не целый час, а всего половина. В таком случае говорят: половина первого или 30 минут первого.
(показываю)
— Теперь вы поучите меня определять время: вы будете показывать, а я называть. (можно использовать прием ошибки).
Физминутка: «Дни недели».
Понедельник – Зайка рукодельник.
Вторник – Соловей – разбойник.
А за вторником среда – лисоньке еда.
За средой четверг – волк глазами сверг.
За четвергом пятница – колобком прокатится.
А за пятницей суббота – баня у Енота.
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье.
— Ребята, в стране Времени все события происходят точно по часам. Вот и для вас следующая загадка: по картинкам определить, когда происходят события и подобрать правильное изображение на часах.
(работа в парах)
— Вы вместе определяете какое время изображено на карточке договоритесь: если один из вас будет рисовать стрелки на часах, а второй будет отвечать.
— Ребята, что нового вы узнали на занятии? Что вам понравилось в стране Времени?
Название: Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Как люди измеряют время»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, Старшая группа
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик»
Месторасположение: р.п. Сява, Шахунский район, Нижегородская область
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: "Путешествие в Страну Математики".
(образовательная область "Познавательное развитие")
Подготовила и провела: воспитатель первой квалификационной категории Клевцова О.И. Монино, 2016 год
Методы: словесные, наглядные, практические.
Цель:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий умение практически их использовать посредством игры - путешествие.
Задачи:
Образовательные
- Упражнять в составлении множества из разных по качеству элементов (предметов разного цвета) , в получении равенства из неравенства путем убирания или добавления одного предмета;
- Закреплять навык прямого и обратного счета, дней недели путем выстраивания числового ряда в прямом и обратном порядке;
- Закреплять представления детей о геометрических фигурах: умение различать и сравнивать по свойствам (по цвету, форме) такие геометрические фигуры как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник; знакомство с трапецией.
- Формировать мыслительные операции.
5. Развивать конструктивного праксиса;
7. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
8. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Оборудование и материал:
Доска магнитная; письмо, украшенное цифрами и геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; геометрические фигуры разных цветов и размеров; мяч; числовые карточки от 1 до 10 (1комплект) ; счетные палочки на каждого ребенка; медали.
1. Организационный момент
Дети проходят в группу.
Восп: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
(Дети здороваются, выстраиваются на коврике)
Пока дети выходят, воспитатель достает конверт.
Восп.: Ребята посмотрите и скажите что у меня в руках? (Письмо)
Да, правильно. Вам интересно от кого это письмо?
Сейчас я его открою и прочту.
Читает письмо
«Здравствуйте, друзья! Пишет Вам Королева страны Математики. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике. В моей стране произошла путаница, и я хочу вас пригласить к себе, чтобы помогли мне навести порядок.
Поможем, ребята?
А чтобы нам попасть в страну, нужно произнести волшебные слова:
Мы идем, мы идем, никогда не устаем!
Все преграды на пути можем запросто пройти! (шагают на месте) .
Основная часть.
Воспитатель подходит к доске, и обращает внимание детей на доску, где в беспорядочном положении находятся карточки с цифрами.
1 задание. - Ребята, цифры забыли свои места, давайте поможем им найти своё место.
Дидактическая игра «Построй цифры»
Под музыку дети берут цифры и выстраиваются с ними по порядку), затем воспитатель просит каждую «Цифру» назвать своих соседей (дети называют) .
По окончании игры складывают цифры и садятся за столы.
Дети проходят за столы, где для каждого ребенка лежит набор из 5 геометрических фигур: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и счетные палочки.
Воспитатель читает следующее задание: Ребята, геометрические фигуры забыли свои имена, напомним фигурам, как их зовут? - Да.
2. Дидактическая игра «Отгадай фигуру»
Воспитатель загадывает загадку, а дети показывают геометрическую фигуру, о которой говорится в загадке.
1. Три вершины,
Три угла,
Три сторонки
Кто же я? (треугольник)
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на треугольник.
2. Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… (квадрат) .
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на квадрат.
3. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Назовите вы меня! (Круг)
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на круг.
4. Эти фигуры по городу мчат,
в садики, школы развозят ребят.
Едут автобус, троллейбус, трамвай.
Ты на дороге, смотри, не зевай!
На эту фигуру похожи дома.
О чем говорю я? Ответьте, друзья!
(прямоугольник)
5. Он похожий на яйцо
Или на мое лицо.
Вот такая есть окружность
Очень странная наружность.
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг… (овал)
Ребята, давайте посмотрим вокруг, и найдем в нашей группе предметы, похожие на овал.
Молодцы, ребята, а теперь давайте немного разомнемся, выходите на коврик и вставайте в кружок.
Физминутка
Мы играли и считали (шагают на месте)
Дружно вместе пошагали
Ручками похлопали – один, два, три, (хлопают)
Ножками потопали – один, два, три. (топают)
Встали- сели, встали-сели, (приседают)
И друг друга не задели.
Выше руки, шире плечи (поднимают руки)
Раз, два, три – дыши ровней! (делают вдох)
3. Воспитатель читает третье задание
Ребята, Дни недели забыли свои имена. Давайте им напомним! Но сначала скажите, сколько дней в неделе?
Дидактическая игра «Назови день недели»
Дети передают мячик по кругу и называют по порядку дни недели.
Дорогие гости, ребята приготовили для вас сюрприз– сейчас они превратятся в Дни недели и прочитают для вас свои стихи.
4. Дети берут цифры, соответствующие дню недели и выстраиваются по порядку.
1-й ребенок «понедельник»
Детский сад, детский сад
Каждый день ждет ребят.
Здесь забавы и игрушки.
Куклы, книжки, погремушки.
В понедельник мы считаем,
Прибавляем, вычитаем.
2-й ребенок (вторник) :
Вторник – тут спортивный день,
Бегать, прыгать нам не лень.
3-й ребенок (среда) :
В среду – музыка у нас
Мы танцуем – просто класс.
4-й ребенок (четверг) :
Книгу мы в четверг читали,
Много нового узнали.
5-й ребенок (пятница) :
В пятницу лепили птиц:
Снегирей и синиц.
6-ой ребенок (суббота) :
А в субботу с воскресеньем
С мамой мы пекли печенье
7-й ребенок (воскресенье) :
С папой с горки мы катались
А потом в снегу валялись.
Молодцы, ребята (дети кладут карточки на стол и садятся)
.
А теперь выходите, давайте немножко поиграем (дети выходят и занимают свои места)
:
5. Д/и «Сосчитай и сделай»
Воспитатель показывает карточку с цифрой и говорит: «Столько раз присесть (прыгнуть, хлопнуть, топнуть и тд.) , а дети должны в соответствии с числом на карточке произвести соответствующее количество раз заданное действие.
3 раза хлопнуть
6 раз топнуть
4 раза присесть
10 раз прыгнуть
Молодцы, ребята.
Дети проходят за столы
6. А сейчас давайте поиграем еще в одну игру. Она называется «Назови на один больше (меньше) »
Дидактическая игра «Назови на один больше (меньше) »
Воспитатель кидает мяч и называет число. А ребенок, отбрасывая мяч обратно воспитателю, называет число на один больше (меньше)
И последнее задание:
7. Дидактическая игра «Веселые задачки»
Мы будем их решать с помощью счетных палочек (Воспитатель читает задачку, а дети выкладывают на столах счетные палочки) .
- Ежик поставил в вазочку 4 желтых листочка и 2 красных. Сколько всего листочков в вазе?
- У зайчонка было 6 морковок, 1 морковку он подарил медвежонку. Сколько морковок осталось?
- Около моста растут 4 березы и 4 липы. Сколько всего деревьев около моста?
- У белочки было 10 грибов, 3 гриба она отдала Ёжику. Сколько грибов осталось у белочки?
Итог:
Ребята, вам понравилось наше занятие? А теперь давайте проверим, все ли вы запомнили: я буду называть, что бывает, и если назову правильно - похлопайте в ладоши, если неправильно – покачайте головой.
8. Д/И «Верно-неверно»
- после субботы идет воскресение
- за понедельником следует среда
- перед пятницей стоит четверг
- семь на один больше шести
- в неделе 5 дней
- яйцо похоже на круг
- автобус похож на прямоугольник
Молодцы, ребята, мы справились со всеми заданиями, и Королева Математики поблагодарила вас и передала вам награды и угощения.
Занятие №1
Программное содержание
Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.
Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).
Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.
Демонстрационный материал. Кукла, мишка, 3 обруча, 2 пирамидки, 2 кубика, колокольчик, коробка с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники и прямоугольники трех цветов, фигура каждого цвета представлена в двух размерах).
Раздаточный материал. Три коробки с таким же набором геометрических фигур.
Методические указания
I часть . Игровое упражнение «Соберем игрушки для куклы».
В гости к детям приходит кукла. Воспитатель вместе с детьми предлагает кукле поиграть с игрушками. Он ставит на стол 2 кубика и 2 пирамидки и спрашивает: «Сколько кубиков? Сколько пирамидок? Что можно сказать о количестве пирамидок и кубиков?»
Воспитатель ставит кубики и пирамидки вместе: «Сколько всего игрушек у куклы? (Дети считают игрушки.) Всего четыре игрушки, из них две пирамидки. Чего больше (меньше): игрушек или пирамидок? Чего больше (меньше): игрушек или кубиков? Игрушек (обобщающий жест) больше, чем пирамидок. (Указывает на пирамидки.) Игрушек больше, чем кубиков». (Указывает на кубики.)
Воспитатель предлагает кукле поиграть с мишкой в игрушки, а детям разделить предметы между ними поровну (кукле — пирамидки, а мишке — кубики).
II часть. Игровое упражнение «Не ошибись».
Дети делятся на 3 команды. Воспитатель ставит на ковер 3 коробки с геометрическими фигурами. Вместе с детьми рассматривает геометрические фигуры, уточняет названия, цвет и форму. Затем предлагает первой команде разложить геометрические фигуры по форме, второй команде — по величине, третьей команде — по цвету (каждая команда складывает геометрические фигуры в свою коробку).
После выполнения заданий воспитатель выясняет: «На сколько групп вы разделили геометрические фигуры? По какому признаку вы их разделили?»
Игровое упражнение повторяется 2—3 раза со сменой задания.
III часть . Эстафета «Кто быстрее».
Воспитатель предлагает каждой команде по сигналу перенести геометрические фигуры из коробки в обруч. Дети переносят по одной фигуре.
IV часть. Дидактическая игра «Веселый круг».
Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Вы закрываете глаза и определяете, где звенит колокольчик».
Воспитатель ходит по кругу, останавливается около ребенка и звенит колокольчиком. Ребенок определяет, где звенит колокольчик. (Впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.) Воспитатель переходит к следующему ребенку. И так далее.
Занятие №2
Программное содержание
Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше... самый маленький (и наоборот).
Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Веер, состоящий из 8 лепестков разного цвета, 2 картинки с изображением кукол (картинки имеют 9 различий), фланелеграф, 9 бантиков красного цвета, 1 бантик зеленого цвета.
Раздаточный материал. Бантики красного цвета (по 9 штук для каждого ребенка), бантики зеленого цвета (по одному для каждого ребенка), 7 кругов-бусинок разного цвета и величины (по одному набору на двоих детей), ниточка (одна на двоих детей).
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Считаем по порядку».
Воспитатель показывает детям веер, состоящий из 8 разноцветных лепестков, и предлагает посчитать их. Затем обращает внимание на то, что лепестки разного цвета, и дает задание посчитать их по порядку.
Воспитатель дает детям задание: «Запомните расположение лепестков и закройте глаза». В это время он убирает один лепесток. Дети открывают глаза и определяют, какого лепестка не хватает и где он был расположен (который по счету).
Игра повторяется 2—3 раза. Каждый раз порядок лепестков восстанавливается.
II часть. Игровое упражнение «Разложим бантики».
У детей по девять бантиков красного цвета и одному зеленому бантику. Воспитатель предлагает посчитать бантики красного цвета, потом взять зеленый бантик и положить его между вторым и третьим красными бантиками. («На котором по счету месте находится зеленый бантик?»)
Правильность ответа проверяется путем пересчитывания бантиков по порядку.
Воспитатель дает детям еще 2-3 задания, например: «Положите зеленый бантик на восьмое место. Между которыми по счету красными бантиками находится зеленый бантик?»
Параллельно вызванный ребенок под контролем воспитателя выполняет задания на демонстрационном материале.
Физкультминутка «Сделай так же»
Дети выполняют движения или воспроизводят «фигуры», которые показывает воспитатель.
III часть. Игровое упражнение «Собираем бусы для куклы» (работа парами).
Воспитатель предлагает детям определить цвет и величину кругов («бусинок») и разложить их на «ниточке», начиная с самой большой и заканчивая самой маленькой. По окончании выполнения задания дети рассказывают о величине каждой «бусинки». Затем они нанизывают бусинки, начиная с самой маленькой и заканчивая самой большой.
IV часть . Игровое упражнение «Найди отличия».
Воспитатель показывает детям две картинки с изображением кукол и предлагает найти различия между ними (приблизительно 9 различий).
Занятие №3
Программное содержание
Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).
Познакомить с цифрами 1 и 2.
Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.
Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Фланелеграф, набор квадратов и прямоугольников разного цвета и величины, полоски-модели, набор плоских геометрических фигур, большие и маленькие круги одного цвета (по 10 штук), шар, 2 куба, 2 коробочки.
Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур, карточки с цифрами 1 и 2.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Сравни фигуры».
На фланелеграфе (магнитной доске) выложены квадрат и прямоугольник. Воспитатель выясняет у детей, как называются фигуры и чем они отличаются: «Что общего у этих фигур? (Четыре стороны и четыре угла.) Как можно назвать их одним словом?» (Четырехугольники.) Воспитатель обращает внимание на соотношение длины сторон у каждой фигуры с помощью полосок-моделей.
II часть . Игровое упражнение «Найди четырехугольники».
У детей на столах разложены геометрические фигуры. Воспитатель предлагает найти среди них четырехугольники. Один ребенок выполняет задание на фланелеграфе (магнитной доске).
Затем воспитатель проверяет задание и просит детей обосновать свой выбор.
III часть. Игровое упражнение «Найди цифру»
На столе у воспитателя 2 коробки с геометрическими фигурами (шар, 2 куба), обозначенные цифрами 1 и 2.
Он показывает коробку с цифрой 1 и уточняет: «Кто знает, какая цифра изображена на коробке? Сколько предметов может быть в коробке?»
Воспитатель открывает коробку, показывает шар и спрашивает: «Сколько шаров в коробке? Какой цифрой можно обозначить число один?» Обращает внимание на цифру на коробке и спрашивает: «На что похожа цифра один?»
Воспитатель предлагает детям найти цифру 1 у себя, показать ее и обвести пальцем.
Аналогично воспитатель знакомит детей с цифрой 2.
IV часть . Игровое упражнение «Покажи цифру».
Воспитатель называет части тела и предлагает детям показать соответствующие цифры: один нос, два глаза, одна голова, два уха и т.д.
В ходе выполнения упражнения воспитатель уточняет у детей: «Какую цифру показали? Почему показали цифру один (два)?» (Я показал цифру один, потому что число один обозначается цифрой один.)
Вывод делает воспитатель: цифра это знак. Она показывает число.
V часть . Игра с кругами.
В верхней части фланелеграфа воспитатель располагает 10 больших кругов близко друг к другу, а в нижней части — 10 маленьких кругов далеко друг от друга.
«Чем отличаются круги в верхней и нижней частях доски? — спрашивает воспитатель. — Одинаковые ли они по величине и одинаково ли расположены? Что можно сказать о количестве кругов? Как это можно проверить?» (С помощью счета и способами наложения и приложения.)
Дети закрывают глаза, а воспитатель располагает 8 больших кругов близко друг к другу, а часть — далеко друг от друга. Дети определяют количество кругов (вопросы аналогичны предыдущим).
VI часть . Игровое упражнение «Не ошибись».
Дети встают лицом к воспитателю, который предлагает им повторить следующие движения: поднять вверх правую (левую) руку, сделать наклоны вправо (влево), определить, что находится впереди (сзади) от воспитателя.
Занятие №4
Программное содержание
Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).
Познакомить с цифрой 3.
Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т.д.).
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Музыкальный инструмент, ширма, мешочек с желудями, 4 картинки с изображением частей суток; квадрат, разделенный на части, и картинка с изображением домика для игры «Пифагор», 7 числовых карточек с изображением от 1 до 7 кругов, 3 шишки, карточки с цифрами 1, 2, 3, карточки с цифрами 1 и 2.
Раздаточный материал. Наборы квадратов и треугольников, карточки с цифрами 1, 2, 3.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Кто быстрее сосчитает».
Воспитатель дает детям задания: «Прыгните на двух ногах столько раз, сколько кругов на карточке. Сколько раз вы прыгнули? Почему вы подпрыгнули столько раз? Сделайте столько шагов, сколько звуков услышите. Хлопните в ладоши столько раз, сколько показывает цифра. (Цифра 1.) Сколько раз вы хлопнули в ладоши? Почему хлопнули один раз?». (Аналогичное задание выполняется с цифрой 2.)
Один ребенок выполняет задание у доски, остальные на местах.
II часть . Игровое упражнение «Сосчитай желуди».
Воспитатель вызывает ребенка и предлагает ему сосчитать желуди в мешочке. Ребенок считает желуди и хлопает в ладоши столько раз, сколько желудей у него в мешочке. Дети считают хлопки и объясняют, почему ребенок сделал столько хлопков. Проверка задания осуществляется путем непосредственного пересчета желудей.
III часть. Игровое упражнение «Обозначь цифрой».
По указанию воспитателя дети выкладывают на стол цифры 1 и 2 и называют их.
Воспитатель кладет на стол 3 шишки и выясняет у детей, сколько шишек на столе. Он показывает карточку с цифрой 3 и уточняет: «Цифра три обозначает число три».
«На что похожа цифра три? — спрашивает воспитатель у детей. — Найдите у себя карточку с цифрой три и обведите ее. Положите карточку с цифрой три рядом с цифрой два и назовите цифры по порядку».
Воспитатель предлагает детям поиграть: «Обозначьте цифрой количество услышанных звуков (предметов на карточке, увиденных движений)».
Каждый раз воспитатель уточняет, какой цифрой дети обозначили число и почему.
IV часть . Игровое упражнение «Дни недели».
Перед детьми на доске картинки с изображениями утра, дня, вечера и ночи. Воспитатель уточняет названия и последовательность частей суток и предлагает обозначить их одним словом. (Сутки.)
Воспитатель объясняет: «Взрослые часто заменяют слово сутки словами целый день. Семь таких дней составляют неделю (на доске выставляются карточки с изображением от 1 до 7 кругов). Каждый день имеет свое название: понедельник, вторник... воскресенье». Дети вместе с воспитателем повторяют названия дней недели и определяют их порядковое место. Затем воспитатель выясняет у детей, что они делают в каждый из дней недели на занятиях.
V часть. Дидактическая игра «Пифагор».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть части квадрата и определить, из каких фигур он состоит.
Затем дети по заданию воспитателя выбирают все треугольники и квадраты, раскладывают их на два подноса и собирают предложенную картинку (домик).
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
ГКУ «Детский дом (смешанный) № 30» г. Георгиевск
Учитьль-дефектолог
Демчук Ирина Викторовна
г.Георгиевск
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП
Задачи:
Воспитывать самостоятельность, ответственность, умение доводить начатое дело до конца; дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Учить работать по карте используя знаки.
Учить детей определять какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Дать понять, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.
Учить отсчитывать предметы из большего количества в пределах 10;
Учить устанавливать размерные отношения между геометрическими фигурами.
Развивать у детей геометрическую зоркость. Закреплять в речи детей геометрические понятия: конус, бруски, цилиндр.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (впереди, слева, справа, между)
Развивать мыслительные операции, внимание память, речь, воображение, логическое мышление.
Ход занятия:
Мы сегодня попадём в сказку пиратскую
учитель:
Приветствую вас друзья! Догадались кто я? (Ответы детей) .
Меня зовут капитан Флинт! Вы любите далекие страны и путешествия ?
Во время моего последнего приключения я потерял всю свою команду. Приглашаю отправиться со мной на остров сокровищ . Хотите ко мне в команду?
Смотрите, что у меня есть это карта . Я нашел ее пока к вам шел. Давайте внимательно ее посмотрим. Смотрите что на ней изображено? (Ответы детей) это подсказки которые нам помогут найти клад за каждое правильно выполнимое задание мы будем получать ключ, которым мы откроем сундук с сокровищами
Но для это того похода мне нужны только самые смелые и смышленые ребята, Вы готовы к приключениям?
Тогда мне нужно проверить вас, справитесь ли вы с испытаниями, что ждут нас впереди.
Ребята найдите на нашей карте первое задание нужно отгадать загадки готовы, слушайте меня внимательно
загадки :
Я буду задавать, а вы быстро отвечайте. Готовы?
Какое сейчас время года?
Сколько всего времен года? Перечислите.
А какой сегодня день недели?
А какой был вчера? (вторник) Какой будет завтра? (четверг)
А сколько всего дней в неделе? (7). Перечислите их по порядку.
Как называется части суток,
Сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь)
Молодцы с этим заданием справились.
Только этот клад находить очень далеко на необитаемом острове, но как же туда добраться? (ответы детей)
Найдём на карте нарисован корабль, но где же его взять? правильно мы его сделаем сами
. Конструирование: «Корабль» - собрать из частей целое, закрепить геометрические фигуры.
Назовите детали из которых мы вы построили корабль
Дети собирают корабль из модульных геометрических фигур.
Наш корабль готов. Можно отправляться в путь.
Полный в перед! ИТК
Ребята мы приплыли к необитаемому острову посмотрите на карту и найдите третье задание Давайте посмотрим в подзорную трубу
Д/И " Справа, слева, между"
Кого ты видишь впереди? (животных, живущих на острове)
Кто находиться с права от обезьяны?
Кто находиться с лева от обезьяны?
Кто находиться между Жирафом и бегемотом?
Ребята посмотрите какой каменистый берег, давайте преодолеем препятствие и окажемся еще на шаг ближе к сокровищам и вам нужно присесть за столы.
Физминутка: Игра (МЕРСИБО) Пират и клад (пространственное ориентирование)
Ребята посмотрите на карту и найдите следующие задание
Слушайте меня внимательно .
На верхнюю полоску положите 8 пальм, а на нижнюю столь ко же бананов
Сколько ты положил пальм на верхнюю полоску?
Сколько ты положил бананов на нижнюю полоску?
Что можно сказать о пальмах и бананах?
Положи на верхнюю полоску еще одну пальму
Сколько стало пальм?
Сколько у нас бананов?
Чего больше пальм или бананов?
На сколько больше?
Какое число больше 9 или 8?
Какое число меньше 8 или9?
Что можно сделать что бы пальм и бананов стало поровну?
Молодцы ребята вы справились и с этим заданием.
У нес проблема: замок с привидениями. Справимся? (Мерсибо). Ручные приведения. Пальчиковая гимнастика.
Смотрите, под пальмой наш сундук с сокровищами. Смотрите у него замок и много разных ключей нужно подобрать нужный ключик которые мы набрали в нашем путешествии
В сундучке разные драгоценные камни
Синий - было тяжело
Красный - все понравилось
Зеленый- было тяжело ноя справился
Посмотрите в сундуке еще есть и волшебный камень он может выполнить одно ваше желание, какое желание вы загадаете?
- Мы хотим попасть в домой
Закрывайте глаза 1 2 3 нас домой ты нас верни
вот вы и дома, а мне пора возвращаться к своим пиратам. До свиданья друзья!
Галина Попович
Итоговое занятие по ФЭМП в старшей группе «Задания от Феи Знаний»
Программные задачи :
Образовательные :
1. Закрепить прямой и обратный счет в пределах 10.
2. Закрепить знания о составе числа в пределах 10 из двух меньших.
3. Закрепить знания о последовательности времен года и дней недели.
4. Упражнять в умение сравнивать предметы используя знаки больше, меньше, в умении называть соседей заданного числа .
5. Закрепить знания о геометрических фигурах.
6. Упражнять в умение ориентироваться на плоскости, используя выражение : слева, справа, между, за, перед.
Развивающие :
1. Развивать внимание, логическое мышление, любознательность, зрительную память
Воспитательные :
1. Воспитывать познавательный интерес к математике, умение понимать поставленную задачу и самостоятельно выполнять ее.
Методические приемы : Игровой, словесный.
Демонстрационный материал : письмо с заданиями , домики с пропущенными числами.
Раздаточный материал : набор карточек с заданиями на каждого , палочки Киюнезера, лепестки с 2-мя цифрами на них для составления заданного числа из 2х меньших , фломастеры.
Организационный момент :
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро продлится до вечера.
А сейчас улыбнулись друг другу и нашим гостям.
Давайте вспомним какое сейчас время года, какой месяц, сколько дней в неделе, а сколько выходных, и как они называются, какой по счету вторник, понедельник, какой день идет за средой, за четвергом, какой день стоит между субботой и пятницей и т. д.
(Стук в дверь, принесли письмо)
Детский сад №56 «Буратино» группа «Кораблик»
Значит это письмо для нас. Давайте откроем и посмотрим, что же там написано.
«Здравствуйте ребята, я знаю, что вы посещаете детский сад «Буратино» группу «Кораблик» . Но скоро перейдете в подготовительную группу «Золотой ключик» и, наверное, вы много знаете и умеете. Я хочу в этом убедиться. Для вас я приготовила задания , которые вы должны выполнить. Ваша Фея Знаний ».
Ну что ребята готовы выполнить задания , которые приготовила для нас Фея знаний .
И так первое задание :
Нужно пройти на полянку и собрать лепесточки, чтобы получился цветок, но лепесточки не простые. Пойдемте на полянку.
-«Вместе по тропинке мы идем, не спешим, не отстаем
Вот выходим мы на луг тысяча цветов вокруг»
Вот и пришли на поляну. (объясняю задание ) .
Ребята, найдите лепестки, на которых сумма 2х чисел равна числу на серединке цветка.
Ну вот задание выполнили , а наши гости проверят правильно вы все сделали или нет.
(Слайд Феи. Задание выполнили правильно )
И так, слушаем следующее задание :
Стоит в поле теремок, теремок он не низок не высок.
(Слайд теремков)
Посмотрите на них и скажите, кто из персонажей и из каких сказок могут здесь жить?
В первом теремке живут три медведя, и в этом теремке на одном окне есть число, а на других нет. Как вы думаете какие числа должны стоять на соседних окнах? (на окнах пропущенные цифры, дети должны назвать соседей данного числа)
А в этом теремке живут три поросенка.
А в этом теремке живут, дедушка, бабушка и курочка Ряба.
А в этом теремке живут дедушка, бабушка и колобок.
А в этом теремке 2 мышонка «Круть и Верть и петушок» .
(Слайд Феи. Молодцы и с этим заданием справились ) .
Физминутка
А сейчас мы поиграем. Пока музыка будет играть, вы будете прыгать и скакать, а как только музыка закончится, вы должны встать в кружочек по стольку человек, какую цифру покажу.
Слушаем следующее задание :
(Слайд с геометрическими фигурами)
Посмотрите и скажите какая фигура стоит после круга, какая перед овалом и т. д.
А теперь скажите в каком углу стоит треугольник и т. д.
(Слайд Феи. И с этим заданием справились .)
А сейчас слушаем следующее задание :
Пройдите за столы, где находятся карточки с изображением предметов. Вы должны определить каких предметов на карточке больше, а каких меньше и поставить между ними нужный знак. ---Ну что приступаем к заданию . (дети ставят нужный знаки) . (Слайд с правильным выполнением задания )
(Слайд Феи. Молодцы, и с этим заданием все справились ) .
А теперь переходим к следующему заданию :
Достаньте палочки из конверта и выложите их в возрастающем порядке по высоте, посчитайте сколько их всего, а теперь посчитайте в обратном порядке.
А теперь положите их по длине, в убывающем порядке (спрашиваю какая по счету та или иная палочка и т. д.)
(Слайд Феи. Молодцы и с этим заданием справились )
Ну и последнее задание :
Нужно решить задачки . Читаю 5 задачек , дети решают и дают ответ.
(Слайд Феи. Молодцы! И с этим заданием справились , думаю, что вы готовы идти в подготовительную группу . До свидания. До новых встреч)
Итог занятия :
Что вам больше всего понравилось на занятии .
А сейчас оцените себя. Если вы считаете, что со всеми заданиями справились правильно и не испытывали затруднения поставите себе вот такой смайлик, а если испытывали в чем-то затруднения, то поставите вот такой смайлик.
(Слад смайликов)
Публикации по теме:
Итоговое занятие по ФЭМП в подготовительной группе Конспект занятия по математике в подготовительной группе Образовательные цели: 1. Закрепить умение различать понятия: выше-ниже, шире-уже,.
Конспект занятия по ФЭМП Тема: «Путешествие к зимушке - Зиме» Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «ФЭМП,.
Итоговое занятие по ФЭМП в средней группе «Играем и считаем» Цель: обобщить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года. Задачи: Закрепить умение детей сравнивать.
Итоговое занятие по ФЭМП в средней группе «Наш город. Наша улица» ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФЭМП В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «Наш город», «Моя улица» Цель: выявить уровень усвоения программного материала по образовательной.
Итоговое занятие по ФЭМП в старшей группе Задачи: Образовательные: 1. Создавать условия для закрепления счёта в прямом и обратном порядке от 1 до 10; 2. Способствовать формированию.