Кукла Берестушка Кукла Берестушка или Бабушкина кукла, призвана оберегать покой и благополучие в доме и их хозяев. Внутрь берестяной скрутки можно вложить записку с молитвой или желанием.Такую куклу делала бабушка для своих внуков или мама для детей. А теперь сказка "Куколка Берестушка", автор Татьяна Кирюшатова. Жила-была в одной деревне сиротка по имени Настенька – девчоночка годков двенадцати. Плохо Настеньке жилось без отца, без матушки. В избе шаром покати, во дворе ни скотинки, ни курочки, на огороде только лук да репа. Собралась однажды Настенька в березняк: – Наберу грибов лукошко, – думает сиротка, – будет мне и обед и ужин. Целый день меж берез проходила, а лукошко так пустым и осталось. Села Настенька на травку отдохнуть, глядит, рядом березовое поленце валяется. Девчонка она и есть девчонка: сняла слой бересты, трубочкой скрутила, из своего платочка сарафан да косынку приладила. Вот и вышла у сиротки куколка Берестушка. Сидит на травке куколкой забавляется, то баюкает, то сюсюкает. А потом вдруг, как спохватится: время-то к вечеру, домой пора. Подхватила Настенька лукошко, куклу в сторону отбросила и домой побежала. Бежит сиротка и слышит кто-то за ней гонится, гонится и приговаривает: - Возьми меня с собой, девочка. Настенка бежит, обернуться боится. Бежит-бежит, да прислушивается. Снова сиротке слышится: - Погоди девочка, не беги так шибко. Устала Настенька бежать, остановилась. Смотрит, стоит перед ней куколка Берестушка, та самая, которую она в березняке сделала. - Возьми меня к себе в избу, - просит куколка. – Вдвоем веселее. - Отчего ж не взять, - отвечает Настенька. – Только живу я без отца и без матушки. С хлебушка на водичку перебиваюсь. Вот даже двух грибочков на ужин не нашла. - Ничего, - говорит куколка. – Завтра вместе в березняк. Утром раненько собрались они по грибы. Взяла Настенька махонькое лукошко, а куколка ей говорит: - Такое не годится. Самое большое бери. Только к березняку подошли, куколка с тропинки свернула: - Следуй за мной, Настенька, не отставай. Куколка вперед бежит, а Настенька за нею, только пятки сверкают. Бежали они так, бежали, остановились. Смотрит Настенька, перед нею опушка, грибов видимо-невидимо. Полное лукошко набрали, домой отправились. Идут по деревне, люди диву даются: - Ай да Настенька. Нынче лето ни грибное, а у сиротки полное лукошко. - Завтра еще, - шепчет девочке Берестушка. – По грибы и по ягоды. С той поры хорошо зажилось Настеньке. Каждый день из лесу то грибы, то ягоды носит. Грибы да солит, из ягод варенье варит. Сама кушает, соседей угощает, а в субботний день на ярмарку носит. Все бы хорошо, да вот только соседка у Настеньки – баба Еремееха, больно злая и завистливая была. Целый день ходит, зубами от злости скрипит: - Где ты, сиротина, грибы да ягоды берешь? Покажи тропинку. Настенька в ответ улыбается: - Хожу-брожу по березняку, вот и нахожу себе пропитание. Решила тут Еремееха за Настенькой проследить. Шла потихонечку за ней до самого березняка, углядела-таки куколку. На другой день пришла Еремееха к Настеньке, принесла петушка на палочке и говорит ласковым голосом: - Настенька-Настенька. А не подаришь ли ты мне свою куколку? - Не подарю, - отвечает Настенька. – Эта куколка Берестушка мне самой нужна. Тут Еремееха злиться начала: - Не подаришь, так хоть продай. Дам тебе за нее мешочек серебряных монеток. - Ничего мне не надобно, - отвечает Настенька. Разозлилась тогда Еремееха пуще прежнего, ногою топнула, дверью хлопнула да отправилась восвояси. А ближе к вечеру, подкараулила момент, когда Настенька в огороде завозилась, забежала к сиротке в избу, схватила куколку и бегом до своего дома. Настенька, как увидала, что куколка пропала, села на лавку да горько заплакала. А Еремееха в своей избе сидит чай пьет, над сироткой посмеивается. Утром рано, взяла Еремееха большое лукошко, да две корзинки, да кузовок, да мешок, да ведерко: - Эй, - говорит. – Берестушка. Пойдем сейчас с тобой за грибами. Дошли они до березняка. Куколка с тропинки свернула: - Не отставай, - кричит Еремеехе. Быстро куколка бежит, Еремееха за ней едва поспевает. Бежали они так бежали, весь березняк пробежали, очутились в сосновом бору. - А где грибы-то? – кричит Еремееха. - А вот твои грибы! – отвечает куколка. Только так сказала, как посыпались на Еремееху дождем сосновые шишки. И по носу злой бабе бьют, и по макушке. - Ой, - вопит Еремееха. – Ой, не надо. - Будешь знать, как сиротку обижать, - отвечает куколка. Еремееха с той поры присмирела, подобрела чуть и завидовать людям перестала, а Берестушка к Настеньке вернулась и зажили они лучше прежнего. Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец.
Берестой называют внешний слой березовой коры. Этот материал многим знаком с детства, из него можно собственными руками сделать много поделок, игрушек, корзинок и других вещей, которые незаменимы в быту. Раньше на Руси носили лапти в качестве обуви. Лапти также сделаны из коры этого дерева. Наши предки полагали, что кора березы забирает боль и дарит человеку здоровье, ее наделяли сверхъестественными свойствами. Из этого материала своими руками изготавливают обереги и талисманы, которые способны повлиять на жизнь человека и внести в нее положительные перемены. Оберег убережет от опасностей и не допустит неприятных неожиданностей, поможет ощутить себя счастливым человеком.
Кора имеет сложное строение, у нее различают несколько слоев. Каждый из этих слоев достаточно тонкий и образуется в определенный период роста дерева. Приблизительный возраст дерева определяют по числу слоев коры. В процессе роста в связи с меняющимися погодными условиями цвет колец дерева будет отличаться. Снаружи кора белого цвета с мелкими крапинками в виде черточек. Их также часто называют чечевики. Через них осуществляется газообмен и дерево дышит. Далее вы узнаете много интересного об этом материале и познакомитесь со всеми нюансами его заготовки.
Немного истории
Археологами проведено достаточно археологических раскопок, в ходе которых установлено много интересных фактов об использовании коры в древности. К березе относились с почтением и наделяли дерево необычными свойствами.
Интересные находки обнаруживались по всему миру. Берестяные изделия найдены в гробнице Тутунхамона в 14 веке до н. э., ученые были поражены мастерством живших в те времена людей. Найдена прорезная кора на накидках, украшающих колчаны скифских воинов. Эта находка датирована 2 тысячелетием до н. э.
Грамоты, созданные из коры данного дерева, считаются удивительным открытием археологов. С помощью таких грамот передавали информацию и оставляли для нас послания. Это позволило узнать много интересного о жизни в Рязани, Новгороде и Смоленске в 11-14 веках. Для письма применяли палочки из мелких костей животных. С их помощью можно было процарапать буквы на поверхности коры.
В Новгороде нашли необычную книгу из бересты, содержащую молитвы. Она состояла из 12 страниц и была написана в конце 12 века. Книжка пролежала под землей около 800 лет и сохранилась. Благодаря такой прочности до наших дней дошло много интересной информации о жизни и быте предков.
Бересту для амулета невозможно купить в магазине, поэтому лучше потратить время и заготовить ее на зиму. Это первый этап на пути к созданию такого украшения.
Чтобы не навредить природе и окружающим, необходимо придерживаться рекомендаций при заготовке сырья:
- Не нужно запасаться большим количеством коры, постарайтесь взять столько, сколько точно используете. Береста может сохранять свои свойства лишь в течение 3 лет;
- У дерева перед началом сбора должен быть гладкий ствол;
- Лучшим периодом для сбора сырья является весна и начало лета.
Существует немало способов удаления коры с выбранного дерева.
Варианты снятия коры:
- По спирали. На стволе дерева как можно выше делается надрез, ширина которого примерно 5 см. Он должен иметь форму буквы П, уложенной на бок. Далее с дерева снимают кору по кругу.
- Пластование. Данный способ снятия с дерева бересты предусматривает наличие нескольких разрезов. Два из них делают поперек на расстоянии друг о друга, а третий – вдоль ствола березы. Для лучшего отделения коры удобно использовать лопатку.
Следует аккуратно относиться к хранению бересты. Лучше изначально разделить ее на слои и хранить их в разложенном виде под прессом. Так кора сохранится дольше, ее внешний вид и свойства не будут изменяться.
Славянский оберег шаркунок
Любовь к природе свойственна не только жителям деревни, но и городскому населению, которому так не хватает интересных и полезных вещей, созданных из натуральных природных компонентов.
Следуя правилам применения амулета, можно наполнить жизнь успехом, счастьем и процветанием.
М
ун
иципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №26 «Кораблик»
Мастер класс:
«Кукла Берестушка» .
В рамках проекта «Чудо-дерево береза»
Выполнила: Ахтямова Л.З
воспитатель высшей
квалификационной
категории.
г. Бердск
Цель мастер-класса: приобщать детей к традициям
русского народа, познакомить с изготовлением и
обрядового значения куклы Берестушки.
Ход мастер-класса:
Воспитатель:
Береза – одно из наиболее почитаемых и любимых на Руси деревьев, она
символизирует женское начало. Только в России скручивают и наряжают из бересты
маленькие куколки
Берестушки.
Их делали на Руси в длинные зимние вечера при
зажженной лучине. Кору березы,когда она высыхала, кипятили, тогда она становилась
мягкой и прочной. Её нарезали полосками и сразу делали заготовки для Берестушки.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Кукла без лица считалась неодушевленной,
недоступной для вселения в неё злых, недобрых сил. На Рождество эти куклы были
непременными участницами обрядовых посиделок.
Внутрь Берестушки можно вложить записку с заговором или молитвой. Берестушка –
оберег дома, который раньше хранили у окна или за наличником двери. Ещё это детский
оберег, который делала и дарила ребенку бабушка, поэтому ещё её называют
Бабушкина
кукла.
Технология изготовления куклы Берестушки.
Для работы:
Ткань для рук 12х6 см.
Цветная ткань на платок 17х17 см.
Цветная ткань на платье 25х12 см.
Ткань на фартук 11х6 см.
Нитки.
Тесьма 40 см.
Кружево 20 см.
Брусок березы 12см.
г. Бердск
Последовательность изготовления:
1 На брусок березы повязать кружево
2 Накладываем на брусок ткань для юбки, перевязываем нитью.
3 Ткань для фартука накладываем на середину юбки, закрепляем нитью.
г. Бердск
4 Повязать косынку из ткани на голову Берестушки.
5 Ткань для рук туго скрутить, приложить к кукле между головой и юбкой.
6 Завязать красной тесьмой крестообразно впереди.
г. Бердск
Сказка «Куколка – Берестушка».
Жила-была в одной деревне сиротка по имени Настенька – девчоночка годков
двенадцати. Плохо Настеньке жилось без отца, без матушки. В избе шаром
покати, во дворе ни скотинки, ни курочки, на огороде только лук да репа.
Собралась однажды Настенька в березняк:
– Наберу грибов лукошко, – думает сиротка, – будет мне и обед и ужин.
Целый день меж берез проходила, а лукошко так пустым и осталось. Села
Настенька на травку отдохнуть, глядит, рядом березовое поленце валяется.
Девчонка она и есть девчонка: сняла слой бересты, трубочкой скрутила, из своего
платочка сарафан да косынку приладила. Вот и вышла у сиротки куколка
Берестушка. Сидит на травке куколкой забавляется, то баюкает, то сюсюкает. А
потом вдруг, как спохватится: время-то к вечеру, домой пора.
Подхватила Настенька лукошко, куклу в сторону отбросила и домой побежала.
Бежит сиротка и слышит кто-то за ней гонится, гонится и приговаривает:
- Возьми меня с собой, девочка.
Настенка бежит, обернуться боится. Бежит-бежит, да прислушивается. Снова
сиротке слышится:
- Погоди девочка, не беги так шибко.
Устала Настенька бежать, остановилась. Смотрит, стоит перед ней куколка
Берестушка, та самая, которую она в березняке сделала.
- Возьми меня к себе в избу, - просит куколка. – Вдвоем веселее.
- Отчего ж не взять, - отвечает Настенька. – Только живу я без отца и без матушки.
С хлебушка на водичку перебиваюсь. Вот даже двух грибочков на ужин не нашла.
- Ничего, - говорит куколка. – Завтра вместе в березняк пойдем.
Утром раненько собрались они по грибы. Взяла Настенька махонькое лукошко, а
куколка ей говорит:
- Такое не годится. Самое большое бери.
Только к березняку подошли, куколка с тропинки свернула:
- Следуй за мной, Настенька, не отставай.
Куколка вперед бежит, а Настенька за нею, только пятки сверкают.
Бежали они так, бежали, остановились. Смотрит Настенька, перед нею опушка,
грибов видимо-невидимо.
Полное лукошко набрали, домой отправились.
Идут по деревне, люди диву даются:
г. Бердск
- Ай да Настенька. Нынче лето ни грибное, а у сиротки полное лукошко.
- Завтра еще пойдем, - шепчет девочке Берестушка. – По грибы и по ягоды.
С той поры хорошо зажилось Настеньке. Каждый день из лесу то грибы, то ягоды
носит. Грибы сушит да солит, из ягод варенье варит. Сама кушает, соседей
угощает, а в субботний день на ярмарку носит.
Все бы хорошо, да вот только соседка у Настеньки – баба Еремееха, больно злая
и завистливая была. Целый день ходит, зубами от злости скрипит:
- Где ты, сиротина, грибы да ягоды берешь? Покажи тропинку.
Настенька в ответ улыбается:
- Хожу-брожу по березняку, вот и нахожу себе пропитание.
Решила тут Еремееха за Настенькой проследить. Шла потихонечку за ней до
самого березняка, углядела-таки куколку.
На другой день пришла Еремееха к Настеньке, принесла петушка на палочке и
говорит ласковым голосом:
- Настенька-Настенька. А не подаришь ли ты мне свою куколку?
- Не подарю, - отвечает Настенька. – Эта куколка Берестушка мне самой нужна.
Тут Еремееха злиться начала:
- Не подаришь, так хоть продай. Дам тебе за нее мешочек серебряных монеток.
- Ничего мне не надобно, - отвечает Настенька.
Разозлилась тогда Еремееха пуще прежнего, ногою топнула, дверью хлопнула да
отправилась восвояси.
А ближе к вечеру, подкараулила момент, когда Настенька в огороде завозилась,
забежала к сиротке в избу, схватила куколку и бегом до своего дома.
Настенька, как увидала, что куколка пропала, села на лавку да горько заплакала.
А Еремееха в своей избе сидит чай пьет, над сироткой посмеивается.
Утром рано, взяла Еремееха большое лукошко, да две корзинки, да кузовок, да
мешок, да ведерко:
- Эй, - говорит. – Берестушка. Пойдем сейчас с тобой за грибами.
Дошли они до березняка. Куколка с тропинки свернула:
- Не отставай, - кричит Еремеехе.
Быстро куколка бежит, Еремееха за ней едва поспевает. Бежали они так бежали,
весь березняк пробежали, очутились в сосновом бору.
- А где грибы-то? – кричит Еремееха.
- А вот твои грибы! – отвечает куколка.
г. Бердск
Только так сказала, как посыпались на Еремееху дождем сосновые шишки. И по
носу злой бабе бьют, и по макушке.
- Ой, - вопит Еремееха. – Ой, не надо.
- Будешь знать, как сиротку обижать, - отвечает куколка.
Еремееха с той поры присмирела, подобрела чуть и завидовать людям перестала,
а Берестушка к Настеньке вернулась и зажили они лучше прежнего.
Тут и сказочке конец, а кто слушал – молодец!
Воспитатель:
Что вы нового узнали на мастер-классе?
Понравилась вам сказка о кукле Берестушке?
Литература:
технике изготовления куклы».
2 Татьяна Кирюшатова «Сказка «Куколка –Берестушка»
г. Бердск
Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»
Бабушкина кукла
- Берёза считается символом России. В старинных верованиях берёза, как священное дерево связывалась с невинностью и девичеством. В северных поселениях девушки во время святочных гаданий загадывали и писали на бересте заветное имя суженого, а из свёрнутой в трубочку берестяной коры изготавливали незатейливых кукол. Хотя всё в этой кукле - от материала основаны до скромного одеяния - знакомое и родное, но корни её уходят ко временам освоения Севера русскими.
- Свёрнутый в трубочку и перевязанный тесьмой берестяной амулет носили на груди под одеждой. Он служит защитой от злых духов, давал силы и приносили удачу полярному охотнику.
Технология изготовления:
- Куклу делают из бересты и лоскутов разноцветных тканей. Кусок свежей бересты размером 10*10 см сворачивают в плотную трубочку белой стороной наружу и перевязывают нитью или тесьмой. Подогнув на 1 см длинный край белого лоскута размером 8*15 см, им плотно оборачивают берестяную трубочку, опустив примерно 2 см от края.
- Другой одноцветный лоскут, размером 3*20 см, складывают втрое, сначала от краев к середине, а затем пополам. Сложенную полосу несколько раз протягивают по краю стола, чтобы не разворачивалась.
- Берестяную трубочку полотно оборачивают полосой, а затем крест-накрест оборачивают вокруг трубочки. Намотанную полосу у концов закрепляют несколькими витками нити.
- Цветной лоскут размером 7*15 см подгибают по краю на 1 см и с небольшими сборками по краю оборачивают вокруг берестяной трубочки в районе перекрещивания намотанной полосы. Другой лоскут размером 3*7 см, накладывают коротким концом под перекрещиванием на намотанный ситец. Оба лоскута закрепляют, шнуром, свитым из двух цветных нитей.
- Оставшуюся не задрапированной тканью бересту обычно оборачивают красной тканью, которую закрепляют плотным одинарным узлом.