"Подросток" (Достоевский): история создания и подробный анализ романа. Достоевский «Подросток» – анализ Роман подросток анализ

Подписаться
Вступай в сообщество «tearespect.ru»!
ВКонтакте:

Роман «Подросток» был задуман Достоевским в 1871 г., о чём сообщил Катков, издатель «Русского вестника», которому Достоевский рассказал сюжет романа. Писатель работал над текстом в 1874-1875 гг. По мере написания издавались части романа в журнале «Отечественные записки» за 1875 г. (№№ 1, 2, 5, 9, 11, 12). Отдельным изданием роман вышел в 1876 г.

Замысел Достоевского первоначально состоял в том, чтобы написать большой роман, объёмом с «Войну и мир» . Роман должен был состоять из 5 повестей и называться «Житие великого грешника».

На роль великого грешника предназначался Версилов. Он должен был иметь автобиографические черты самого Достоевского, пройти путь от атеизма, через веру и сектантство снова вернуться к атеизму. Великим грешником может считаться и сам подросток, и его юридический отец Макар Долгорукий.

Образ Версилова восходит к статье Авсеенко «Исторический роман», напечатанной в журнале «Русский вестник» в 1874 г. Достоевский полемизирует с автором о том, каков настоящий «хищный тип», и выделяет такие его черты как широта взглядов, красота идеала, которая соединяется с безобразной и беспорядочной жизнью, раскаяние, не прекращающее дальнейшего грехопадения.

Основной причиной всех бед Достоевский видит человеческую гордость, названную «высочайшей, дьявольской», которая впоследствии облекается в слова Аркадия: «Нет мне судьи». Другая черта, прописанная ещё в набросках – высокие требования, которые герои «хищного типа» предъявляют к себе самим, никому не давая отчёта.

В самом начале работы Достоевский обозначает идею романа: хищных типов так много, что они влияют на общество, провоцируя общественный беспорядок, который становится всеобщим, а нравственных идей в обществе совсем не остаётся.

Первоначальное название романа «Беспорядок» Достоевский меняет вместе с формой повествования (не от автора, а от первого лица), выбором героя, названного в черновиках «мальчик». Этот 19-летний вчерашний гимназист считает себя великим грешником.

Для описания общественных беспорядков Достоевский обращается к документам: хроникам, газетам. Множество героев имеет прототипов, в роман вошли документальные события (уголовные дела об убийствах, подлогах, истории самоубийств).

Кружок Долгушина стал прототипом кружка Дергачёва, отношения между проходящими под следствием в деле о подделке акций Тамбовско - Козловской железной дороги отражены в мошенничествах Стебелькова и Сергея Сокольского, чьим прототипом также является некто сумасшедший Шуттенбах, продававший недействительные купоны Рыбинско – Бологовской железной дороги.

Своего прототипа имеет повесившаяся девушка Оля (хотя девица-прототип, оскорблённая женихом, застрелилась на балу), также правдивы истории о подпольной рулетке, о пьяном студенте, пристававшем к женщинам. Достоевский умышленно объединяет все изученные им нарушения общественного порядка вокруг одной группы людей, делая пространство романа совершенно беспорядочным, сгущая краски и так достигая своей цели.

Литературное направление и жанр

«Подросток» - реалистический роман, в котором Достоевский, как в зеркале, отразил не только типичные характеры современного отца и сына, но и проблемы общества, в том числе и нравственные. Достоевский ставил перед собой цель «написать роман о русских теперешних детях, о теперешних их отцах в теперешнем их взаимном соотношении».

В жанровом отношении роман «Подросток» сочетает в себе черты романа-воспитания (скорее, самовоспитания), то есть романа о мальчике, а также философского романа, то есть романа об идее. В произведении есть черты семейной хроники. Авантюрность романа связана с зашитым в сюртуке подростка письмом, компрометирующим Ахмакову. С ним связано множество интриг, раскрывающих характеры героев: шантаж, борьба, похищение Ламбертом. По форме роман – записки героя.

Проблематика

В средине 1874 г. Достоевский в письме к жене так обозначил идею романа: он – современный отец, а его сын – подросток. То есть Достоевский поднимает актуальную во все времена проблему отцов и детей (детей и отцов), причём не только в отдельной семье Версилова, но и в обществе в целом. К этой проблеме примыкает проблема воспитания.

Общественная проблематика романа проистекает из темы, которую сам Достоевский указал: «О будущем России – детях». Тенденции негативных изменений, обозначенных как проблемы романа, он выискивал в газетах, журналах и хрониках: общественный «беспорядок», который является следствием душевной неупорядоченности, «хроника случайного семейства», противопоставленная Достоевским историям семейств, чтящих традиции и берегущих «честь»: «Капитанская дочка» Пушкина , «Война и мир» Толстого .

В основе общественных проблем лежат нравственные. Хаос в сознании главного героя, подростка, связан с его нравственным несовершенством, которое приводит к тому, что этот великий грешник пускается во все тяжкие, чтобы затем преобразиться через исповедь.

Важнейшая проблема в эстетике Достоевского – идея спасающей красоты, которая очищает безгрешную душу, уже прикоснувшуюся к пороку. Подросток любуется им, допускает возможность разврата. Созерцание прекрасного образа приводит к одномоментной внутренней перемене в человеке, в крайнем случае, образ прекрасного накапливается - и человек преображается.

Ещё одна проблема романа, проходящая через торчество Достоевского - двойственность красоты, которая может быть нравственной, подлинной, Христовой и безнравственной, ложной, антихристовой. Безнравственность приводит к тому, что помутневшее сердце не способно различать добро и зло, этически оценивать эстетическое – красоту, которая становится страшной силой.

Сюжет и композиция

В романе описывается несколько месяцев (с 19 сентября по 13 декабря 1872 г.), но только те события, которые Аркадий Долгорукий считает правильным изложить в своих записках.

Некоторые исследователи отмечают, что роман соответствует принципу драматического построения. Единство времени соблюдается так: события каждой части занимают только три дня. Таким образом Достоевский сжимает время. Необходимый в драматическом произведении конфликт перерастает из драматического в трагедийный.

Роман состоит из трёх частей. В первой части Аркадий Долгорукий, только что окончивший гимназию, приезжает в Петербург по просьбе своего фактического отца, Версилова. Он – носитель идеи, суть которой раскрывает читателю на последних страницах первой части, называя её «ротшильдовой». Аркадий мечтает разбогатеть. Для этого он выбирает путь медленного накопления и аскетизма, ни за что не желая добывать деньги нечестным путём. Подросток отказывается не только от «нечистых» способов накопления, но и от случайных. Все эти способы представлены в романе как соблазн для героя: мошенник Стебельков, получивший наследство Версилов, выгодный брак старшей дочери Версилова, игра младшего Сокольского, шантаж Ламберта, ростовщичество. Но идея состоит не только в том, чтобы разбогатеть. Подросток хочет накопить миллион не как Плюшкин, не для того чтобы тратить в своё удовольствие, а чтобы раздать людям.

Вместе со столь благородной идеей Аркадий привозит в Петербург доставшееся от родственницы письмо, компрометирующее Ахмакову, дочь старика Сокольского, однофамильца младшего. Её подросток намечает своей жертвой. Тема жертвы появляется в первой части также в образе самоубийц – Крафта, передавшего Аркадию другое письмо, позволявшее Сокольским претендовать на спорное наследство, полученное Версиловым; бедной повесившейся Оли.

Во второй части подросток уклоняется от своей идеи, испытывается и роскошью, и игрой, примеряет на себя жизнь аристократа. Ведь идея стать миллионером важна для Аркадия не сама по себе, а как возможность стать выше всех, потешить свою гордыню. В конце второй части наступает прозрение.

Во второй части также развиваются три любовные интриги: Версилов-Ахмакова, Лиза – Сергей Сокольский, Анна Андреевна – старик Сокольский.

Третья часть о том, как заблудшая душа делает выбор. В преддверии выбора-катастрофы появляются перед подростком два пути, обозначенные двумя новыми героями – Ламбертом, которого сам Аркадий называет ужасом, и Макаром, стремящимся к божественной красоте.

Третья часть превращается в покаяние великого грешника и его исповедь. Ложная идея Ротшильда заменяется идеей Христа, который становится идеалом подростка, фактически ставшего взрослым.

Как семейная хроника роман имеет основную любовную сюжетную линию: отношения Версилова с женой и Ахмаковой. С этой сюжетной линией тесно связана линия главного героя, его сына, в душе которого соединяются любовь и ненависть к отцу. Кроме того, Аркадий как подросток во всём зависит от Версилова. Беспорядок в душе Версилова передаётся не только сыну, но и дочерям, которые сумбурно строят свои отношения с Сокольским-младшим (Лиза) и Сокольским-стариком (Анна Андреевна). Все второстепенные герои тоже оказываются втянуты в интриги семейства Версиловых, хаос приходит и в их жизнь, распространяется на всё общество.

Герои романа

Главный герой – Аркадий Макарович Долгорукий, незаконный сын Версилова. Сегодня 19-летнего героя мы бы назвали юношей, но Достоевский зовёт его подростком и так объясняет своё название: «Дитя уже вышло из детства и появилось неготовым человеком». С наступлением совершеннолетия приходит ответственность за свои поступки и ясность в различении добра и зла. Этих умений обычно нет у подростка, герой и сам понимает свой недостаток.

Основное качество Аркадия – гордость, перерастающая в гордыню. Именно из гордости проистекает его идея стать новым Ротшильдом с помощью упорства и непрерывности. Подросток решил для себя, что воровать не будет, а также не станет ни закладчиком, ни процентщиком. Другая идущая из детства черта – стремление к уединению, а чисто подростковая – личная свобода и жажда могущества.

Аркадий хочет насладиться жизнью сполна, о себе он говорит, что ему и трёх жизней будет мало.

Причиной обострённого самолюбия становятся унижения, которые Аркадий перенёс в детстве в пансионе Тушара. Унижения связаны с фактом его незаконного рождения, поэтому отношения юноши к отцу двойственны: восхищение, похожее на влюблённость, готовность к любой жертве – и ненависть.

Аркадий стремится найти в обществе путь добра, отличимый от злого. На деле же оказывается, что благие намерения не приводят к добрым поступкам.

Версилов, отец Аркадия, - первооснова беспорядка. Он двойственен во всём, начиная от двух его женщин. Его гордыня приводит к затмению благородных идеалов, самообожанию и пренебрежению к другим: «Люди для него - мыши». Христианство является для него идеалом, по его словам, он Бога любит, но на чувство это не способен. Расколотая надвое икона – символ двойной жизни Версилова. Его идеал красоты меркнет в глазах подростка.

Аркадий находит для себя новый путь, открытый его юридическим отцом, в чьём благообразии, то есть богоподобии, нет гордыни. Бога Макар Долгоруков считает единой истиной. Его уверенность передаётся Аркадию, который называет её «твёрдое в жизни». Макар Долгоруков благороден, три тысячи, отданные ему Версиловым за жену, он оставляет Софье Долгоруковой, чтобы она в случае смерти Версилова не осталась без гроша.

Женские образы романа оттеняют мысли, чувства поступки главных героев. Мягкая и безвольная мать Аркадия, готовая на разлуку с сыном и целиком посвятившая себя Версилову, воспринимается им как вещь, которую он может погубить. Версиловские черты видны в умной и твёрдой Анне Андреевне, в чистой сердцем, гордой, смелой, мужественной Лизе, которая, как и её отец, склонна к авантюризму.

Катерина Николаевна Ахмакова – единственная женщина, способная противостоять Версилову благодаря собственному стержню.

Особенности стиля

Герои романа имеют литературных прототипов, о которых упоминается в тексте. У Версилова это и Чацкий, и Онегин, и Отелло. У Софьи Долгорукой и Ахмаковой один прототип – Татьяна Ларина, которая, в случае с Софьей, идёт за Онегиным, а в случае с Ахмаковой – нет. Литературными прототипами Аркадия становятся Скупой Рыцарь , воплотивший вожделенную «ротшильдову идею», и Германн из

Сочинение

Роман "Подросток" Достоевский писал в 1874-75 гг. Впервые он был напечатан в журнале Н.Некрасова "Отечественные записки" (1875).

Это последний петербургский роман Достоевского. Здесь снова предстает перед читателем впечатляющая картина странного, "фантастического" города. Главному герою романа, Аркадию Долгорукому, не раз "среди этого тумана, задавалась странная, но навязчивая греза: "А что, как разлетится этот туман и уйдет кверху, не уйдет ли с ним вместе и весь этот гнилой, склизлый город, подымется с туманом и исчезнет как дым, и останется прежнее финское болото, а посреди его, пожалуй, для красы, бронзовый всадник на жарко дышащем, загнанном коне?"

Этот город-призрак, город-миф населен мечтателями, фантастами, ищущими своих путей в "хаосе и беспорядке" современной жизни.

"Подросток" - роман-исповедь. Он написан от лица юноши Аркадия Долгорукова в форме его "Записок". По жанру - это "роман воспитаниия", в котором рассказывается о становлении характера и жизненной позиции молодого человека. Аркадий Долгорукий - незаконнорожденный сын помещика Версилова и Софьи Андреевны, жены дворового человека Макара Ивановича Долгорукого, с которым она рассталась ради Версилова. С раннего возраста Аркадий был уязвден двусмысленностью своего положения, тяготился доставшейся ему мнимо аристократической фамилией, испытывал сложные противоречивые чувства к отцу, которым восхищался и которого порой ненавидел. От этого мучительного комплекса чувств и переживаний он решил "порвать со всеми радикально" и "уйти в свою идею" - "стать Ротшильдом". Подобно Байрону из "Скупого рыцаря" Пушкина, он стремится к богатству не ради удовольствий и роскоши, а для достижения тайного сознания своего могущества, превосходства и власти над людьми. Однако жизнь, естественное стремление к людям, желание любить и быть любимым заставляют Аркадия постоянно уклоняться от намеченной им цели.

Аркадий изображен Достоевским как молодой человек своего времени, когда всюду, во всех сферах жизни ощущался разлад, утрата крепких основ. "Разложение - главная видимая мысль романа", - писал Достоевский. Аркадий - дитя "случайного семейства". В отличие от героев Толстого, еще крепко связанных с устойчивым дворянским бытом, с "почвой", он может полагаться прежде всего только на себя, хотя внутренне ищет опоры.

Неодолимой привлекательностью наделен для Аркадия образ его отца, Андрея Петровича Версилова. В нем он видит все то, чего лишен сам: красоту, уверенность в себе и в своем влиянии на окружающих, спокойное достоинство.

Версилов так определяет свою внутреннюю суть: "gentilhomme russe et citoyen du monde" (русский дворянин и гражданин мира). Версилов - русский европеец, подобно дворянским интеллигентам 30-х - 40-х гг. Создавая этот образ, Достоевский связывал его с Герценом, который воплотил собой наиболее ярко тип "русского скитальца". В одном из разговоров с Аркадием он вдохновенно размышляет о глубокой связи образованного русского человека с европейской культурой: "Русскому Европа так же драгоценна, как Россия: каждый камень в ней мил и дорог. Европа так же была отечеством нашим, как и Россия. О, более! нельзя более любить Россию, чем люблю ее я, но я никогда не упрекал себя за то, что Венеция, Рим, Париж, сокровища их наук и искусств, вся история их - мне милей, чем Россия. О, русским дороги эти старые чужие камни, эти чудеса старого божьего мира, эти осколки святых чудес; и даже это нам дороже, чем им самим!"

Версилов - сложный, двоящийся образ. Во многом он напоминает Николая Ставрогина: в нем есть демоническая привлекательность и эстетизм, неотразимо действующие на всех и особенно на женщин. Он так же отмечен трагической опустошенностью; все бури, и духовные, и сердечные, у него уже в прошлом, таинственном для окружающих. Версилов старше Ставрогина, он пережил "ставрогинский" возраст, да и принадлежит он другому поколению. Этот герой наделен не только демонизмом и богоборческой силой, но и глубокой задушевностью, способностью к рефлексии. Версилов размышляет о "золотом веке" человечества в связи с картиной Клода Лоррена "Асис и Галатея" - одной из любимых дрезденских картин Достоевского.

В "Подростке" Достоевский впервые дал крупным планом образ "народного странника", носителя положительного религиозного опыта Макара Ивановича Долгорукого. Достоевский хорошо знал традиции русского странничества. Макару Долгорукому свойственны "веселие сердца" и "благообразие", которых так не хватает большинству людей, охваченных страстями, корыстью, внутренним беспокойством. Макар оказывает особенное влияние на всех героев романа, членов сложного "версиловского" семейства. Он уходит из жизни, но, подобно старцу Зосиме в "Братьях Карамазовых", оставляет глубокий духовный след. Во многом благодаря Макару Ивановичу подросток Аркадий выходит из своих метаний внутренне повзрослевшим и возмужавшим. В конце романа автор оставляет своего героя на пороге новой жизни, о его "Записках" говорится, что они "могут послужить материалом для будущего художественного произведения, для будущей картины - беспорядочной, но уже прошедшей эпохи", когда "минет злоба", когда "будущий художник отыщет прекрасные формы даже для изображения минувшего беспорядка и хаоса". Таким произведением и стал "Подросток".

Глава первая

Роман построен в форме записок-исповеди 19-летнего выпускника гимназии Аркадия Долгорукого. Аркадий начинает записки 19 сентября. Он незаконнорожденный сын Макара Ивановича Долгорукого, дворового господ Версиловых. Отец Аркадия – Андрей Петрович Версилов, который овдовел в 25 лет, имея сына и дочь. Дети воспитывались у родственников жены, Фанариотовых.

При имении Версилова находилась тётушка Татьяна Павловна Пруткова. Она одобрила брак Долгорукого с 18-летней дворовой, сиротой Софьей Андреевой, с отцом которой тот дружил. Случилось это за 22 года до описываемых событий, ещё при крепостном праве. Отец Софьи при многих свидетелях завещал Макару перед смертью взять её за себя.

Полгода спустя в имение приехал Андрей Версилов. Будущая мать Аркадия не была красавицей, но Версилов полюбил её и таскал с собою всю жизнь. Согрешив, влюблённые покаялись. Версилов рыдал на плече Макара Ивановича.

Версилов выкупил мать Аркадия у Макара Ивановича за 3 тысячи. Когда он уезжал надолго, оставлял её на попечении Татьяны Павловны. Они жили в Москве, за границей, в Петербурге. Через год появился Аркадий, ещё через год – его сестра Лиза, через 10 лет – младший брат, умерший младенцем.

Макар Иванович писал жене письма два раза в год, благословляя детей. Он странствовал по городам и монастырям. Раз в 3 года Макар Иванович по неделе жил дома.

Аркадий не жил дома до 19 лет, мать видел 2-3 раза мельком. В 19 лет, после окончания гимназии, он решил порвать с родными, поэтому написал, чтобы денег на его содержание не присылали. Версилов вызвал сына письмом в Петербург.

Сестру Аркадий увидел впервые в жизни, приехав в Петербург. Семья жила почти в нищете, так что Аркадий тайно отдал матери 60 рублей, которые накопил из карманных денег за 2 года. Мать и сестра зарабатывали шитьём, Версилов не бросал дорогих привычек, брюзжал и был деспотичен.

Уже год длился процесс, в котором Версилов пытался выиграть у князей Сокольских наследство – имение в 70 тысяч. Это было уже четвёртое наследство, три других Версилов прожил.

Год назад Версилов был выгнан из общества за скандальный поступок в Германии. За этот поступок один из князей Сокольских дал ему пощёчину, а Версилов не ответил вызовом, будто признав свою вину. Аркадий приехал, чтобы узнать правду и судить своего отца.

Глава вторая

С первого дня приезда в Петербург Аркадия отдали в частное место службы – в доме у князя Николая Семёновича Сокольского, богача и тайного советника, который был не родственником, а только однофамильцем бедняков Сокольских, судившихся с Версиловым. Старик Сокольский был другом Версилова, но перестал с ним общаться из-за бесчестного поступка Версилова в Германии, касавшегося его семейства. Служба Аркадия состояла в том, чтобы тешить старика, с которым полгода назад случился нервный припадок.

19 октября Аркадий получил первое жалование 50 рублей. В этот день должна была приехать дочь старика Сокольского, молодая вдова Катерина Николаевна Ахмакова, враждовавшая с Версиловым.

От князя Аркадий узнал, что сегодня в суде решается вопрос тяжбы Версилова. Князь рассказал Аркадию о его отце: он был «по девочкам», но проповедовал святость, носил вериги.

У князя Аркадий познакомился со своей сестрой Анной Андреевной. Когда приехала дочь князя Катерина Николаевна, Аркадий смутился и ушёл.

Глава третья

Аркадий 50 рублей полученного жалования решил пустить в дело, подтверждая свою «идею». Он явился на аукцион, купил домашний альбом в красном сафьяне за 2 рубля 5 копеек и продал его за 10.

Потом герой пошёл к Ефиму Звереву, прежнему товарищу по гимназии, от которого получил адрес Крафта, приехавшего вчера из Вильно. Они отправились к Дергачёву, где должен был быть Крафт. Молодые люди, собравшиеся у Дергачёва, говорили о значении русского народа, о будущем России. Аркадий побоялся высказать свою идею этим «диалектикам». После собрания Аркадий отправился к Крафту, попутно беседуя с Васиным о своем отце.

Глава четвёртая

Крафт помогал Андроникову, три месяца тому назад умершему начальнику отделения, заправлявшему делами Версилова, и должен был передать нечто Аркадию. Крафт разочарован в жизни, считает, что нравственных идей теперь нет, все живут для себя.

Крафт передал Аркадию написанное два года назад письмо Столбеева, за наследство которого возникла тяжба с Версиловым. Столбеев изложил желание в пользу князей, а не Версилова. Алексей Никанорович Андроников незадолго до смерти передал письмо Крафту, а Марья Ивановна, жена Николая Семёновича, велела передать письмо Аркадию.

Крафт рассказал, что случилось в Эмсе полтора года назад. Катерина Ивановна Ахмакова жила с генералом, пережившим один удар, и его дочерью от первого брака, 17-летней девушкой, страдавшей расстройством груди. Версилов был дружен с Катериной Николаевной, но дошёл с ней до разрыва. Вдруг падчерица захотела замуж за Версилова, Версилов не возражал. Но этому воспротивилась Катерина Николаевна. Версилов оклеветал Ахмакову, якобы она в него влюблена. Та, в свою очередь, утверждала, что Версилов в неё влюблён. Девушка отравилась фосфорными спичками. Вернувшийся из Парижа молодой Сокольский дал Версилову пощёчину, на которую тот не ответил, поэтому общество от него отвернулось.

Во время болезни своего отца Ахмакова написала Андроникову письмо, в котором спрашивала, можно ли оформить над отцом опеку. После смерти Андроникова Катерина Николаевна поняла, что, если князь узнает о письме, он лишит её наследства. Ахмакова искала это письмо через Марью Ивановну, но не нашла. Крафт полагал, что письмо у Версилова.

Выйдя от Крафта, Аркадий поужинал в трактире, рассуждая о моральном облике своего отца. Письмо, о котором говорил Крафт, было зашито у Аркадия в боковом кармане. Он получил его от Марьи Ивановны.

Глава пятая

Аркадий задумал стать Ротшильдом с помощью упорства и непрерывности накопления денег. Чтобы испытать себя, Аркадий целый год питался двумя с половиной фунтами хлеба в день и водой. Он восхищался своей волей, ему совершенно этого хватало. Кроме того, за два с половиной года подросток скопил из положенных в месяц пяти рублей семьдесят рублей. Ради своей идеи Аркадий пожертвовал университетом.

Аркадий хотел разбогатеть честным путём, не собираясь ни воровать, ни давать денег под заклад или проценты. Он научился экономить, беречь вещи. Нажива не должна была быть связана с риском.

Основная цель идеи Аркадия состояла в уединении и могуществе. Эти комплексы сформировались у него в пансионе Тушара, с 12 лет он не любил людей. Он хотел разбогатеть и отдать всё людям, упиваясь своим могуществом, став вдвое богаче Ротшильда.

Аркадий вспомнил две истории, которые в 19 веке назывались анекдотами. Одна о студенте, нарочно смущавшем женщин непристойными словами, другая о младенце, подкинутом Марье Ивановне. В судьбе девочки Аркадий принял участие, потратив на неё 30 рублей.

Глава шестая

Домашние Аркадия боялись его конфликта с отцом. Версилов сообщил, что выиграл дело в суде и не намерен делиться. Он велел отдать Аркадию 60 рублей, которые тот давал матери. Аркадий вспомнил, как он встретился с матерью в третий раз в жизни в 6 лет, а также с отцом, игравшим в домашнем спектакле Чацкого, и влюбился в него.

Подросток не может забыть, как его унижали в пансионе у Тушара из-за факта его незаконного рождения, как он собрался бежать к отцу в Петербург, но испугался.

Наговорив отцу грубостей, Аркадий ушёл к себе.

Глава седьмая

Версилов впервые поднялся в комнату Аркадия, «совершеннейший гроб». Он рассказал Аркадию о жизни с его матерью и о его юридическом отце Долгоруком, подчёркивая их достоинства. Аркадий догадался, что Версилов пришёл разведать о письме Андроникову от Ахмаковой, о чём сказал отцу. Аркадий подчеркнул, оставшись один, что от Версилова ему нужно не имя и не дворянство, а самого отца.

Глава восьмая

Рано утром, улизнув из дома, Аркадий пришёл к Ефиму Звереву, товарищу по гимназии, и попросил его быть секундантом на дуэли. Он решил стреляться с князем Сергеем за то, что в Эмсе тот дал пощёчину Версилову. Ефим отказался.

В 12 часов Аркадий пришёл к Васину. Он хотел посоветоваться с ним насчёт письма о наследстве. Ожидая Васина, он встретился с мошенником Стебельковым, который утверждал, что Лидия Ахмакова родила ребёнка от Версилова, «бабьего пророка».

Аркадий пошёл к Татьяне Павловне, но её не было, и он, услышав шаги и спрятавшись в спальне, стал невольным свидетелем разговора Татьяны Павловны с Ахмаковой. Из разговора он узнал, что Крафт вчера застрелился. Женщины обсуждали письмо, которое скрывал Аркадий.

Глава девятая

Аркадий возвратился домой и застал там девушку Олю, соседку Васина, которая приносила Версилову деньги. Андрей Петрович понял из её объявления в газете о поиске работы, что Оля находится в бедственном положении, и предложил ей денег, которые она сейчас вернула, подозревая его в бесчестных намерениях.

Аркадий передал отцу письмо, полученное от Крафта, обещая никому больше о нём не говорить.

Подросток пришёл к Васину, рассказавшему подробности о самоубийстве Крафта. Васин сообщил, что ребёнок Лидии Ахмаковой не от Версилова, а от Сергея Сокольского. Роль Версилова в этой истории не имела ничего предосудительного.

Аркадий остался ночевать у Васина, а ночью повесилась в соседней комнате жившая с мамой Оля. Мать рассказала, что она вдова, сама воспитывала Олю. Они приехали в Москву, чтобы забрать почти 4 тысячи у купца, которые он должен был их отцу. Ничего не добившись, Оля решила дать объявление о том, что готовит детей в гимназию. По объявлению пришла женщина, обманом заманившая её в скверный дом, откуда та еле убежала. О Версилове Оля подумала, что он честный человек, но потом решила вернуть деньги, особенно после замечания случайно сунувшегося Стебелькова о том, что Версилов ходит по гувернанткам.

Глава десятая

Проснувшись у Васина, Аркадий застал свою мать, утешающую соседку. Он узнал, что Версилов отказался от наследства, прочитав данное ему Аркадием письмо. Аркадий воспринял это как подвиг.

Старый князь Сокольский познакомил Аркадия с Сергеем Сокольским, который сообщил, что Версилов вызвал его на дуэль, а через час раскаялся в малодушии.

Сергей Сокольский был игроком, имел долги. У него дома Аркадий застал сестру Лизу, которая объяснила, что была у Анны Фёдоровны Столбеевой, в чьей квартире жил Сокольский.

Часть вторая

Глава первая

События происходят два месяца спустя, 15 ноября. Аркадий начинает историю своего стыда и позора. Он живёт на широкую ногу. Одет франтом, ест в ресторане. Идею он отложил на потом. Он много времени проводил у князя Сергея, который стал его другом. К нему часто приходил Версилов, с которым они помирились. Отец с сыном говорят об идеях и об идеалах.

Глава вторая

Серж собирался выделить из своего наследства, от которого отказался Версилов, одну треть. Версилов и Серж рассуждали о роли дворянства. Сергей дал Аркадию 300 рублей, тот был ему должен три с половиной тысячи. Аркадий взял деньги в зачёт 20 тысяч Версилова, которому обещал треть наследства.

Стебельков принёс новость, что Ахмакова выходит за барона Бьоринга. Он сообщил, что встретил у князя Лизу. Князь объяснил, что она, наверное, посещала мать бедной Оли, Дарью Онисимовну. Аркадий хотел вернуть 300 рублей князю, но тот уговорил его взять деньги, не желая ссориться.

Глава третья

Аркадий взял деньги из деликатности и отправился к Стебелькову. Стебельков предложил Аркадию 2 тысячи без процентов и векселей, за то что он не будет мешать Сергею Сокольскому жениться на Анне Андреевне, которая была любимицей старого князя Сокольского и за которой он давал большое приданое. С этих денег, по мнению Стебелькова, Сергей Сокольский отдал бы ему денежный и «неденежный» долг и всех обеспечил. Стебельков намекал на то, что в эту историю впутана Лиза, но Аркадий его не понял.

Аркадий поехал к Анне Андреевне. 22-летняя сестра жила в доме бабушки, Фанариотовой. Аркадий застал там Лизу. Уйдя от Анны Андреевны, Лиза предостерегала брата, что Анна Андреевна у него хочет что-то выведать, просила его не играть, сердилась на кого-то.

Глава четвёртая

Накануне Ахмакова сказала, что завтра в 3 будет у Татьяны Павловны. Аркадий воспринял это как приглашение на свидание. У Татьяны Павловны Аркадий восхищается Ахмаковой и врёт ей, что он видел, как Крафт разорвал компрометирующее её письмо. Сам он решил сегодня же сжечь письмо на свечке.

Глава пятая

Аркадий поехал к матери к обеду. Он отдал Лизе 300 рублей, взятые у Сокольского, чтобы она вернула, чем вызвал возмущение родных. Подросток помирился с матерью и пообещал, что сегодня играет в последний раз.

К Аркадию на съёмную квартиру на Вознесенской пришёл Версилов, которому Аркадий признался, что он жалкий подросток и не отличает добро от зла. Он сказал отцу, что Ахмакова собирается за Бьоринга, невольно признался, что неравнодушен к ней. Версилов восхищён чистотой его души.

Глава шестая

Аркадий поехал на рулетку Зерщикова, к которому его ввёл князь. Он осознаёт, что развратился, уклонился от идеи.

Одну из выигранных 10-рублёвых кредиток у Аркадия украл воришка, и он спустил это вору, чем запятнал свою репутацию. Подросток выиграл трижды подряд. Когда он забирал свой выигрыш, Афердов, о котором Аркадий не знал, что это вор, объявил, что его деньги тоже захвачены, и Аркадий снова уступил. Князь, который проигрался, уехал, не взглянув на бывшего друга.

Аркадий отправился к князю и узнал от него, что Версилов подбивал его вместе осрамить Ахмакову, а Лиза от князя беременна. Аркадий вернул ему долг. Князь повинился перед Аркадием, когда понял, что тот целый месяц брал у него деньги не как плату за сестру, ничего не зная о её беременности.

Глава седьмая

Утром к Аркадию пришла Лиза, которую он «за солнце считал». Она выглядела спокойной и даже счастливой. Её прислал князь, который нуждался в друге. Сегодня она ответила согласием на предложение князя выйти замуж, потому что вчера он объявил Анне Андреевне, что не может любить её.

Версилов рассказал Аркадию, что Анна Андреевна выходит замуж за старика Сокольского.

Сергей Сокольский признался Аркадию, что мечтал жить с Лизой, трудясь в поте лица. Всё же он поехал делать предложение Анне Андреевне, но она намекнула, что откажет. Князь делал это от отчаяния, он уголовный преступник и участвует в подделке фальшивых акций железной дороги. В аферу втянул его Стебельков. Сокольский помог фальшивомонетчикам за 3 тысячи.

Сокольский должен мошенникам свою часть наследства и ещё 10 тысяч. Он хотел попросить денег у старого Сокольского, но, узнав, что тот женится на Анне Андреевне, которая отказала ему самому, раздумал просить.

Глава восьмая

К Васину пришёл Версилов с вопросом, будет ли тот секундантом на дуэли. Но тот отказался. Аркадий поехал к старику Сокольскому, но его не велели пускать к Катерине Николаевне, барон Бьоринг оскорбил его.

Дома Аркадий узнал, что у Катерины Николаевны изменилось к нему отношение из-за письма, которое его отец написал Катерине Николаевне, обвинив её в растлении Аркадия, Копию Версилов послал Бьорингу. В письме Версилов сообщил, что компрометирующий документ не сожжён.

К Версилову пришёл объясниться поверенный Бьоринга, назвав его помешанным маньяком. Аркадий в отчаянье едет с князем на рулетку Зерщикова. Через час князь всё проиграл, Аркадий стал выигрывать. Зерщиков и Афердов обвинили его в воровстве, хотя сами украли у него деньги. Князь отрёкся от знакомства, и Аркадия выгнали.

Глава девятая

Аркадий не знал, как оправдаться. По дороге ему встретился дровяной склад, который он из озорства решил зажечь, но упал с большой высоты и потерял сознание. Ему привиделось, как его посетила мама в пансионе Тушара, оставив синий клетчатый платочек с четырьмя двугривенными. Этот платочек через полгода Аркадий нашёл и стал целовать, скучая по маме. Ламберт, его товарищ, бил его, чтобы он не плакал.

Взрослый Аркадий тоже был разбужен от ударов взрослого Ламберта, пытавшегося привести его в чувство. Тот привёл совершенно больного Аркадия к себе, где Аркадий в бреду выболтал все свои тайны. Зерщиков после ухода Аркадия обнаружил якобы украденные деньги, принёс письменные извинения и прислал 1300 рублей выигрышу.

Князь написал в прежний полк, оправдал ложно обвинённого из-за него Степанова, признался в уголовных преступлениях. Он написал письмо и Аркадию, который пролежал в беспамятстве 9 дней.

Часть третья

Глава первая

На четвёртый день болезни Аркадий познакомился с пришедшим на побывку Макаром Ивановичем. Аркадий был восхищён благообразным стариком, хотел уйти с ним странствовать. Макар Иванович великодушно простил мать Аркадия. Он очень болен, почти не может ходить.

Глава вторая

Лиза гордилась поступком жениха как геройским. Она страдала молча, посещала князя в тюрьме. К Макару Ивановичу она относилась высокомерно.

К Аркадию пришла Настасья Егоровна, мать умершей Оли. Она рассказала новости: Ламберт им интересуется, Катерина Николаевна порвала с Бьорингом, который испугался скандала из-за написанного Версиловым письма.

Христианские идеалы Макара Ивановича созвучны настроению Аркадия. Для него это будто воскресение из мёртвых.

Глава третья

Аркадий выздоровел через 3 дня. Он много беседовал о христианской вере и милосердии с Макаром Ивановичем. Подросток пересказывает одну из историй Макара Ивановича – о преображении купца Скотобойникова из великого грешника в праведника.

Глава четвёртая

Ламберт, промышляющий шантажом, из слов Аркадия в бреду узнал о письме, которое нельзя показывать старому князю. Ламберт решился выкрасть у Аркадия документ, чтобы продать его или Анне Андреевне, или Ахмаковой. Он предварительно поговорил с Анной Андреевной.

Васин сделал Лизе предложение, она ему отказала.

Макар Иванович почуял свою смерть и дал всем наставления, а Версилову напомнил об обещании, как догадался Аркадий, обвенчаться с его матерью, когда она овдовеет.

Князь Сергей хотел повенчаться с Лизой до решения суда. В тот же день арестованы члены кружка Дергачёва не без помощи Стебелькова.

Аркадий поехал в тюрьму к князю, который был в горячке. Князь открыл, что это он из ревности донёс на Васина.

Глава пятая

Анна Андреевна решила действовать в обход Ламберта и выманить у Аркадия документ. Аркадий с Ламбертом и его товарищами едут в ресторан, где товарищи Ламберта ведут себя несносно, чтобы Ламберт от них откупился.

Глава шестая

Ламберт предложил Аркадию погубить Ахмакову, тогда её бросит Бьоринг и она согласится выйти замуж за Аркадия.

Дома Аркадий застал всех в комнате только что умершего Макара Ивановича. Аркадий побежал с этим известием к Татьяне Павловне, где встретил Катерину Николаевну. Она помирилась с Аркадием, понимая, что он в неё влюблён.

Глава седьмая

По дороге домой Аркадий встретил Версилова и пошёл к нему домой. Там он убедился, что отец любит его мать, увидев её портрет. Версилов рассказал, как уехал от его матери за границу, о своих взглядах и о своей вере.

Глава восьмая

Версилов не скрыл, что познакомился с Катериной Николаевной, когда ожидал мать за границей, и влюбился. Но сегодня Ахмакова написала ему письмо с просьбой оставить её в покое, и он почувствовал, что больше её не любит. Версилов готов жениться на маме. Он советует Аркадию разорвать компрометирующее её письмо и прогнать Ламберта.

Глава девятая

Утром Аркадия позвала Анна Андреевна, но он не поехал. Дома ему сказали, что Версилов приходить не собирается. Аркадий узнал, что к нему на квартиру приходил брат, а Анна Андреевна поехала в Царское к старому князю.

Так и не встретившись с отцом, Аркадий поехал к себе и узнал, что хозяин сдал комнату Альфонсине, любовнице Ламберта, чтобы она шпионила.

Глава десятая

Анна Андреевна решила рассказать старому князю о документе и перевезти старика на квартиру Аркадия, чтобы тот, потрясённый, отдал документ.

К Аркадию пришёл товарищ Ламберта Тришатов и предупредил, что Ламберт замышляет подлость.

Версилова не было на похоронах Макара Ивановича. Около пяти пришёл Версилов с букетом роз и поздравил мать Аркадия с днём рождения. Он объявил, что уходит странствовать, рассказал о своём двойнике, желающем не того, чего он сам, и разбил надвое старинный образ, наследство Макара, завещанное Версилову.

Аркадий поехал к Анне, которая рассказала, что Версилов вчера утром сделал Ахмаковой предложение. Аркадий пошёл на квартиру Версилова и подслушал его объяснение с Ахмаковой, которая призналась, что его разлюбила. Версилов в отчаянье просит Катерину Николаевну ни за кого не выходить замуж.

Глава одиннадцатая

Аркадий побежал к Ламберту, чтобы обсудить, как отомстить Ахмаковой. Ламберт опоил Аркадия и похитил письмо, зашитое в кармане.
Князь приехал из Царского на квартиру Аркадия, вверяя ему свою судьбу. Аркадий отказался отдать письмо, решил передать его Ахмаковой и просить её не мешать счастью отца.

Старый князь попросил Аркадия привести к нему Катю, чтобы помирить её с Анной Андреевной.

Глава двенадцатая

Аркадий подрался с Бьорингом, и его забрал городовой, а утром его вызволила из полицейского участка Татьяна Павловна, в присутствии которой Аркадий решил передать письмо Катерине Николаевне. Ожидая Катерину Николаевну, она вынула из сюртука письмо. Обнаружив подмену, Аркадий заподозрил Ламберта.

Альфонсина рассказала, что Ламберт дал письмо Версилову, а тот хочет застрелить Ахмакову. Татьяна Павловна отправила Аркадия к Катерине Николаевне, но по дороге его завернул Тришатов, сказав, что это ложь и что Ламберт с Версиловым поехали к Татьяне Павловне, куда уже спешит Ахмакова.

Аркадий из соседней комнаты наблюдал, как Ахмакова отказалась платить Ламберту 30 тысяч за документ. Безумный Версилов ворвался с револьвером, ударил Ламберта. Ахмакова была без чувств. Версилов хотел застрелить её, потом себя, но Аркадий не дал, поэтому Версилов только ранил себя в плечо.

Глава тринадцатая

Версилов поправился, о Катерине Николаевне больше не вспоминал. Отец её умер. Катерина Николаевна живёт за границей, с Бьорингом порвала.

Старый князь не упомянул в завещании Анну Андреевну, но на словах велел ей передать 60 тысяч, которые она брать не стала.

Сергей Сокольский умер в больнице, Лиза упала с лестницы и потеряла ребёнка. Васина выпустили из тюрьмы, а Стебелькову, его отчиму, сидеть ещё долго.

Еще до того как Достоевский начал «Бесов», он мечтал написать большой роман (или цикл романов) «Житие великого грешника» (более раннее название «Атеизм», 1868—1870), изображающий долгий жизненный путь и идейные искания современного русского человека, его метания между религией и атеизмом на фоне нескольких формаций умственной жизни русского общества XIX в. Замысел этот получил дальнейшее развитие в двух последних романах писателя.

В первом из них, «Подростке» (1875), Достоевский (в противовес «Детству» и «Отрочеству» Льва Толстого) поставил своей задачей обрисовать процесс умственного и нравственного формирования юноши не из дворянской, а из разночинной среды, рано узнающего изнанку жизни и болезненно ощущающего ее социальное «неблагообразие».

Как и в «Бесах», в «Подростке» фигурируют два поколения — «отцы» и «дети». Но облик представителя молодой России обрисован в «Подростке» гораздо более сочувственно, чем в первом романе. Это было свидетельством серьезных внутренних колебаний романиста в оценке русской молодежи и ее идейных исканий.

Не случайно в отличие от «Бесов» и предшествовавших им двух романов, которые были напечатаны в журнале Каткова «Русский вестник», «Подросток» появился в «Отечественных записках», издававшихся духовными вождями революционеров 70-х гг. — другом молодости Достоевского Н. А. Некрасовым и бывшим многолетним оппонентом романиста в журнальной борьбе М. Е. Салтыковым-Щедриным.

«Подросток» — опыт Достоевского в жанре романа воспитания, отмеченный, однако, той же печатью глубокого своеобразия, что и остальные его романы. Это записки юноши-мечтателя, только что вступившего в жизнь и в течение первого года своей духовной самостоятельности переживающего сложный и бурный процесс нравственной борьбы и внутреннего созревания. Достоевский сам определил главную тему этого своего произведения как «беспорядок».

«Беспорядком» отмечены и широко изображенная в романе жизнь русского общества начала 70-х гг., и умственные блуждания самого героя — своеобразного «гадкого утенка», который достигает умственной зрелости и самопознания лишь пройдя через школу соблазнов и тайного порока.

Незаконный сын помещика Версилова и его бывшей крепостной (носящий в то же время имя своего «законного» отца МакараДолгорукого), герой романа уже по своему происхождению является, в понимании автора, олицетворением того «беспорядка», которым отмечена жизнь простого русского человека.

С первых лет своей сознательной жизни Подросток тянется к своему настоящему отцу — Версилову, страстно хочет разгадать тайну этого загадочного для него и для окружающих человека, но постоянно встречает с его стороны отчуждение и отпор.

В то же время уже одинокое детство, проведенное в Москве, в «чужих людях», познакомило Аркадия с ощущением социального неравенства и унижения, выпадающего в окружающем его обществе на долю незаконнорожденного. Вызванный после окончания гимназии родителями в Петербург, гордый и мечтательный Аркадий одновременно обожает и ненавидит Версилова, хочет добиться его любви и признания.

В борьбе с враждебной ему действительностью герой с головой уходит в созданную им, тщательно скрываемую от всех гордую «идею» — стать новым Ротшильдом и с помощью накопленных богатств (которые он сам же глубоко презирает) завоевать могущество и власть над людьми. Вступив в борьбу с обществом, Подросток, как ему представляется, готов воспользоваться даже темными махинациями, насилием и шантажом.

Но, подобно другим центральным героям романов Достоевского, Аркадий — не заурядный «приобретатель», а мыслящий и чувствующий юноша, стремящийся решить для себя основные нравственные вопросы жизни, переживающий лихорадочный процесс внутренних исканий и сомнений. Под влиянием этих сомнений окружающие люди нередко представляются ему обманщиками и мерзавцами, а мир — ареной сильного. Но каждый раз после этого в нем с новой силой вспыхивает вера в жизнь и в управляющие ею светлые моральные начала.

Эта вера, которую поддерживают в герое мать и сестра и которая особенно остро вспыхивает в нем после знакомства с названным отцом Аркадия — крестьянином-странником Макаром, помогает герою после долгой и мучительной борьбы преодолеть яд своих разрушительных сомнений и начать новую жизнь.

Версилова, воплощающего лучшие черты русского дворянства отходящей эпохи, и Подростка, представителя современной молодежи, Достоевский рассматривает в качестве типов двух поколений русского общества, которые, хотя они и разделены взаимным недоверием и враждой, преемственно связаны между собой, идейно и психологически глубоко родственны друг другу.

Мысль о психологической общности, о сходстве исканий «отцов» и «детей» раскрывается в диалогах между Версиловым и его сыном, составляющих основные нервные узлы романа. Психологическая близость отца и сына приводит их после долгих недоразумений к взаимному сближению.

Оба они — несмотря на свои исступленные метания между добром и злом — в конечном счете одержимы, по мысли писателя, одной и той же «русской»тоской по «живой жизни», по общечеловеческой правде и справедливости, призваны к глубокому и искреннему «всемирному болению за всех».

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

О Федоре Михайловиче Достоевском можно сказать, что он - «ум, честь и советь» своей эпохи, великий мыслитель русской классики. Проблемы показываемого им общества очень актуальны и для нас сегодня. Безусловно, он такой же человек с пороками и страстями и так же двойственен, как и его герои, которых он всегда описывает с большой любовью и пониманием, однако постоянно ведущий борьбу и, прежде всего, с самим собою.

Не об этом ли роман «Подросток»? Краткое содержание этого произведения не даст полной картины, однако прольет свет на многие аспекты жизни людей, которые, как и много-много лет назад, готовы всем пожертвовать ради денег: честью, именем и положением.

Чистая психология и реалистичность

Не прост в сюжете роман «Подросток», краткое содержание которого указывает на то, что, не разобравшись со своими внутренними проблемами, человек зачастую или кончает жизнь самоубийством. От благородства до подлости у него всегда остается один шаг. В один миг он может казнить или помиловать, очернить или оправдать, а иногда не сразу понять, где истинна, а где ложь.

Критики очень часто обвиняли Достоевского в том, что слишком реалистично он описывал своих персонажей и сложные моменты, в которых оказывались его герои. От недоброжелателей писатель в открытую получал намеки на то, что он сам мог быть соучастником некоторых не очень лицеприятных ситуаций, а, может быть, даже и преступных событий.

Уж очень непростым человеком был Ф.М. Достоевский. «Подросток» (краткое содержание произведения будет рассмотрено чуть позже) в полной мере демонстрирует эту констатацию факта.

Аркадий

В произведении, о котором дальше пойдет речь, главный герой - немного наивный, тщеславный, ранимый, умный и порывистый подросток. Достоевский содержание глав романа совершенно не зря насыщает некой глубокой философией увлекательных идей от самых разных людей. Каждый человек живет своим идеалом - политическим, религиозным, любовным, экономическим и т.д. Все зависит от его культуры, нравственного и духовного развития. Главный герой тоже придерживается одной идеи - во что бы то ни стало разбогатеть. Но об этом чуть позже.

Достоевский, «Подросток»: краткое содержание

Самое первое, что бросается в глаза при анализе произведения, - это извечная проблема «отцов и детей», потому что на первый план выставлены два героя - двадцатилетний молодой человек Аркадий Макарович Долгорукий, который носил фамилию своего формального отца Макара Иванова Долгорукого - дворового семьи Версиловых, и родной отец Аркадия - дворянин Андрей Петрович Версилов. Мать юноши Софья Андреевна тоже дворовая, позже выкупленная у Долгорукого Версиловым, жившая с ним и родившая ему еще двоих детей - Лизу и еще мальчика, который в болезни рано умер. От этих событий она очень рано постарела, на ее лице всегда была видна скорбь.

Аркадий Макарович был «байстрюк» - очень премилый с чистым взглядом на жизнь подросток. Краткое содержание о нем рассказывает то, что он, окончив Московскую гимназию, дальше учиться не пожелал. До гимназии он обучался во французском пансионате Тушара и там претерпел много унижений и издевательств от своих сверстников именно из-за своей незаконнорожденности, а потом и из-за фамилии Долгорукий. В обществе, когда он представлялся, его всегда переспрашивали: «Князь?». Это его просто бесило. Из-за этого парень вырос очень впечатлительным. Теперь его мечтой стало желание разбогатеть, как Ротшильд. Это дало бы ему могущество над другими людьми и свободную, уединенную жизнь. Как уже понятно, именно на этом акцентирует внимание Достоевский. «Подросток», краткое содержание и анализ которого будет рассматриваться по мере развития событий, как произведение достаточно труден для понимания. Тем не менее…

Характер

Однажды Аркадий появился на пороге дома законного сына Версилова, но только для того, чтобы получить пересланные деньги от отца. Брат его не принял, а лишь передал ему деньги через слугу. Аркадий вознегодовал. Его самолюбие в таких случаях очень легко уязвлялось, однако, добрый и восторженный по натуре, он быстро успокаивался и сразу переходил к любви и обожанию, когда к нему относились вежливо и по-хорошему.

С братом он потом наладит отношения. У него всегда были некоторые проблемы в общении с людьми, ему часто казалось, что над ним смеются и разыгрывают. А он, как и любой молодой человек, был самолюбив и горд и требовал к себе должного отношения.

Петербург

И вот, наконец-то, он приехал домой к родителям в Петербург. Отец пригласил его, так как нашел для него работу. Версилов-старший проповедовал всевозможные идеи «всемирного гражданства», русскую культуру и «всепримирение идей». Для Аркадия Макаровича он был единственным авторитетом и главным идейным вдохновителем, за которого он готов был стреляться на дуэли.

Однако, несмотря на все это, он едет в Петербург с некой настороженностью, так как об отце ходят нехорошие слухи, и он хочет выяснить, так ли все на самом деле.

Роковое письмо

Однако только чуть позже откроет нам все тайны романа «Подросток» Достоевский. Краткое содержание отмечает, что Аркадий сразу устраивается секретарем к другу отца - князю Сокольскому Николаю Ивановичу. Немного прослужив у него, он уходит, так как его дочь Катерина Николаевна Ахмакова обвинила его в шпионаже - такого оскорбления он выдержать просто не мог.

Немного раньше ему в руки попали два документа, один из них - это документ, в котором указывалось, что старший Версилов выиграл судебный процесс с Сокольским, однако он может быть пересмотрен в любую минуту, и решение может стать прямо противоположным.

Второй документ передал ему Краф, который в скором времени застрелился. Бумага представляла собой письмо, в котором речь шла о том, что дочь князя Сокольского считает своего отца слабоумным, который уже из-за преклонного возраста не в состоянии принимать самостоятельные решения, а поэтому ему требуется опека. Такое письмо, если бы оно попало в руки старого князя, вызвало бы огромный скандал и могло бы настроить отца против дочери.

«Подросток»: краткое содержание по частям

В это же время младший Версилов постоянно собирает разного рода информацию о своем отце и в итоге понимает, что его благодушный родитель на самом деле не тот, за кого себя выдает. Масла в огонь подсыпали сплетни вокруг одной сумасшедшей, покончившей жизнь самоубийством. Потом был ребенок, которого якобы от него родила другая особа. Затем возникли какие-то тайные отношения с Катериной Ивановной Ахмаковой. С мыслью, что его отец похотливый человек, подлец и мерзавец, Аркадий Макарович захотел покинуть его. Но потом некоторые лживые моменты выяснились, и тогда отец и сын проявили друг к другу снисходительность. Более того - даже стали близки друг к другу.

Как-то раз Катерина Николаевна пригласила на встречу Аркадия к тетке Татьяне Павловне Прутковой. Он встречает ее совсем одну и сразу окрыляется этой встречей. Ему кажется, что ему назначили любовное свидание. Он предполагал, что эта дама коварна из-за компрометирующего письма, однако она обезоружила его своим простодушием и сердечностью. Долгорукий был полностью заворожен ею, однако она отстранила его, хотя и не пыталась погасить в нем вспыхнувшую страсть.

Беззаботность

Между тем краткое содержание романа Достоевского «Подросток» все больше запутывает сюжет своими загадками и тайнами.

Некоторое время, проживая в Петербурге, Аркадий пристрастился играть в рулетку и стал много проигрывать, при этом он занимал деньги у сына старика Сокольского Сергея, который запутался в жизни. Даже на службе он занимался аферами, за что был несправедливо оклеветан его сослуживец. Потом он встречался с Лизой, сестрой Аркадия, но при этом тайно и страстно любил Ахмакову, на которой хотел жениться.

Аркадий обо всем узнал и сразу решил покончить со всеми долгами, отдав ему все, что занимал. Бедная Лиза, однако, скоро забеременела. Нервная система князя не выдержала, болезнь одолела его, за старые дела его посадили в тюрьму, там он и скончался. У Лизы в четыре месяца случился выкидыш, она полгода пролежала в болезни, но потом пошла на поправку.

А потом Аркадий узнает, что его Анна Андреевна собралась замуж за старого князя Сокольского (в этом деле она ищет выгоду, и поэтому ей очень хочется получить письмо, компрометирующее дочку князя). Ведь тогда она сможет хорошо «нагреть руки» на наследстве, оставив дочку своего избранника без наследства.

Макар Иванов Долгорукий

Достоевский «Подросток» (краткое содержание по главам) буквально насыщает новыми и новыми людьми - аферистами и шантажистами. Практически все подключаются к поискам письма Екатерины Ахмаковой, кроме одного - Макара Иванова Долгорукого, того дворового, который записан как отец Аркадия. Он однажды появляется в доме Версилова. Человеком он был очень приятным, и его ценили как мудрого и интересного рассказчика назидательных бесед и богобоязненную личность, собиравшую подаяния на строительство храма. Он пришел к ним совсем больной и обессиленный и вскоре умер. За короткое время, пока он был в их доме, Аркадий очень сильно к нему привязался. Он считал его лучше и чище всех окружающих. Именно этот простой человек пролил в его душу живительный свет духовности и любви.

Таинственный побег

В это же время отец Версилова понимает, что формальный муж его смиренной жены Софьи, с которой он прожил много лет, умер, и теперь она свободна. Однако он убегает к своей давней возлюбленной вдове Катерине Ахмаковой и просит ее руки. Он буквально сходит с ума от любви к ней, но получает отказ.

Аркадий, услышав нелицеприятные вещи от своего товарища-афериста Ламберта о Катерине Ахмаковой, хочет отомстить за отца и, наконец-то, отдать ей письмо, но с условием, что она станет его женой (так надоумил его Ламберт). К тому же ему непременно хочется, чтобы эту картину тайно наблюдал его отец, чтобы его видение в ней идеального образа женщины в один миг рухнуло, ведь на кону стоят большие деньги ее наследства.

На этом всю основную интригу построил Достоевский. «Подросток», краткое содержание которого будет продолжено, - роман с непредсказуемой развязкой. Однако подготовимся к самому главному.

Кража

Однажды Аркадий пришел в очередной раз к Ламберту, чтобы обсудить свой план, но тот, напоив его, крадет у него письмо, зашитое в полу сюртука, и бежит к старшему Версилову.

В это же время младший, отрезвев от шампанского, идет к Татьяне Павловне и рассказывает, что хочет отдать письмо в руки самой Катерине Ивановне и поставить точку в этом деле. Однако все рухнуло, когда он узнал, что письма у него уже нет. О том, что к ним на встречу уже выехала Ахмакова, узнают Ламберт и Версилов и тут же вступают в игру. Пока отлучились из дома Аркадий и Татьяна Павловна, Ламберт пытается шантажировать Катерину Ивановну, но она категорически отказывается выполнять его условия. Между тем в другой комнате наблюдает всю эту картину Версилов. Ему не нужны деньги, он хочет просто увидеть, как женщина поведет себя в этой очень щекотливой и опасной ситуации и до какой критической точки низости Катерина может дойти ради денег. Однако дама буквально плюет в лицо Ламберту, который резко хватает револьвер и пытается застрелить ее. Тут уже сердце Андрея Петровича не выдержало, и он кинулся на Ламберта. Прозвучал выстрел… Ламберт лежит на полу как мертвый.

Развязка

Как лихо закрутил сюжет Ф. М. Достоевский! «Подросток», краткое содержание которого подходит к самой развязке, идет к своему завершению.

Тут вбегает Аркадий и видит, что отец вертит револьвером и хочет застрелить Ахмакову, от ужаса упавшую в обморок, а потом и себя. Но Аркадий смог все это предупредить, вовремя появившись на пороге с Татьяной Павловной, однако отец успевает прострелить себе плечо. Ламберт жив, он встает и убегает.

Как великолепный детектив заканчивает свой роман Ф. М. Достоевский. «Подросток», краткое содержание которого держит читателя в напряжении до самого конца, рассказывает, что после всех этих жутких сцен письмо было возвращено Ахмаковой, ее свадьба с Бьорингом расстроилась из-за того, что он узнал о ее некоторых тайных встречах с Аркадием. Старший Версилов вернулся в свою семью, а эта история с простреленным плечом превратилась в нелепые слухи, которые практически сошли на нет. Вся семья зажила спокойно и счастливо. Ахмакова стала жить в Париже и иногда переписывалась с Аркашей.

В романе «Подросток», краткое содержание по главам хорошо отслеживает характер и поведение главного героя, который за это время успел повзрослеть и поступить в университет. Все произошедшие события он посчитал для себя очень хорошим опытом и действенным уроком в перевоспитании своей личности.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «tearespect.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «tearespect.ru»