А.А Лиханов-удивительный мастер художественного слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к человеку. Автор предлагает поразмышлять над важной проблемой: кого можно называть настоящим человеком? В небольшом, но очень содержательном тексте автор рассуждает о грехах взрослых по отношению к детям: “Высший человеческий грех – выносить приговор беззащитной личности ребенка…”.Также автор пишет о качествах, которыми должен обладать настоящий человек: “ И если человеком по праву зовётся лишь тот, кто добр не только к своим, но и ко всем…”.
Позиция автора однозначна и выражена довольно четко. Он убежден в том, что бескорыстная любовь и искренние поступки это качества настоящего человека. А.А. Лиханов с осуждением относится к старшему поколению, которое пользуется незнанием детей меры отношений со взрослыми.
Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, настоящим человеком можно назвать далеко не каждого, многие в нашем мире не способны делиться любовью с окружающими, люди всегда ждут, что если они что-то делают, то обязательно получат что-либо взамен. Свою позицию я готова подтвердить аргументацией из литературы.
Во-первых, роман Л.Н. Толстого “Война
и Мир”. Наташа Ростова показала то, что она способна на любовь к окружающим, а
также на бескорыстные и искренние поступки в эпизоде, когда их семья
эвакуировалась из города. Наташа попросила отца отдать их подводы с имуществом
для перевозки раненых солдат. Ростовы оставили большую часть имущества, но они
спасли этим их жизни.
Во-вторых, роман М.А. Булгакова “Мастер
и Маргарита”. Иешуа на протяжении всего произведения показывал себя как
человека, способного любить окружающих, называя всех добрыми людьми. Особенно
глубоко эти черты Иешуа раскрываются в тот момент, когда он сказал Понтию
Пилату, что суда не было. Он простил его. Именно в этот момент Пилат
почувствовал душевное облегчение.
Прочитанный текст помог мне утвердиться в мнении, что необходимо любить окружающих, чаще совершать бескорыстные поступки, а самое главное-быть искренним.
Показать текст целиком
1)Вся наша жизнь между двумя полосами - добром и злом. (2)Помните простенький опыт с магнитом и железными опилками - их тянет то к плюсу, то к минусу, и в этой притягательной власти заключён важнейший закон физики. (3)Может быть, ему подобен и важнейший закон жизни - борьба между плюсом и минусом, добром и злом, перемена влияния то одного, то иного, что и составляет загадочную тайну бытия, в которой так часто несовпадаемы и неточны задачи и ответы.
(4)Почти всякая правда горька. (5)По крайней мере, с привкусом горечи. (6)Правда человеческого одиночества, начавшегося в детстве, горька безнадежно, и много надо душевных трат произвести рядом, чтобы вылечить душевную боль, чтобы хоть чуточку внушить надежды.
(7)И здесь первое право - учителю, воспитателю, тому, кто имеет силы и решимость исправить пропуск в знаниях, не дыры в воспитании, но самое человеческую жизнь.
(8)Много ли таких, оглянёмся вокруг…
(9)Увы - пока лишь пустошь, среди которой то тут, то там светит яркий огонёк.
(10)Искорки эти превратить в костры, тёмную пустошь - в светлую площадь тепла и душевности - вот высшая общественная цель.
(11)Но кто он, спасатель, а не просто присутствующий при беде?
(12)Какая душа у него, каковы его человеческие, личностные возможности? (13)Каков разрыв в нём между словами и улыбками и тем, что на душе? (14)Не жестокость ли там, не равнодушие ли, не корысть ли - ведь одинокий ребёнок, тронутый бедой, не знает, что есть истина, как выглядит правда.
(15)Вот справедливость - её он знает и чувствует, нутром чувствует, человеческой своей сутью. (16)Несправедливость различает с маху, и ничем потом не уговоришь, никакими посулами не отворотишь жестокий взгляд детской правды.
(17)И всё же взрослому, избравшему право быть с детской бедой, вручается право верховного судьи и адвоката, спасителя и губителя, любимца и ненавистника.
(18)Дети не жалуются на взрослых, они ещё не обучены этому. (19)Эту «школу» они проходят во времени и пространстве, подталкиваемые неправдой. (20)Изначально ребёнок не знает такой меры отношений.
(21)Высший взрослый грех - воспользоваться таким незнанием. (22)Высший грех воспитателя - воспользоваться правом взрослого на истину в последней инстанции. (23)Высший человеческий грех - выносить приговор беззащитной личности ребёнка, лишая его права на будущее.
(24)На весах времени взвешивает жизнь милосердие и жестокость, боль и бесстыдство. (25)И человеком по праву зовётся лишь тот, кто добр не только к своим, но ко всем, чья любовь бескорыстна, а поступок не мним.
(26)Если проверять себя такой правдой, то мы, пожалуй, сможем спасти наше детство.
(27)Надо устыдиться, встрепенуться, искупить грехи и совершить поступок.
(А. Лиханов*)
А.А Лиханов-удивительный мастер художественного слова. Его произведения воспитывают в нас трепетное отношение к человеку. Автор предлагает поразмышлять над важной проблемой: кого можно называть настоящим человеком? В небольшом, но очень содержательн
Критерии
- 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
- 3 из 3 К2
Есть еще один смысл в двух колонках, отображающих две разные картины мира.
Смысл очень важный для нас.
Ты, конечно же, знаешь, что жизнь полосатая. Жизнь - зебра, где черные полосы перемежаются с белыми. На смену белой полосе приходит черная, потом опять наступает белая, но, к сожалению, опять начинается черная полоса. Такое представление о жизни привычно для нас.
И по опыту наших жизней мы знаем, что черные полосы очень часто бывают долгими, а белые полосы проходят быстро. Не успеешь попасть в белую полосу, как она уже закончилась и опять началась черная полоса…
Но давай внесем одну небольшую поправку в наше представление о полосах жизни. И она изменит все наше представление о жизни.
В жизни всего две полосы - черная и белая. Но только расположены они не горизонтально, а вертикально!
И перед тобой в этих двух колонках - изображение, смысловое наполнение этих двух полос.
Черная полоса наполнена тяжелыми, мрачными, темными, негативными представлениями и убеждениями о жизни, которые и создают такую же мрачную, темную жизнь. Темную полосу нашей жизни.
Белая полоса наполнена светлыми, легкими, радостными, позитивными представлениями и убеждениями, которые делают нашу реальную жизнь светлой, радостной.
В черной полосе хранятся все наши: «Не получится… Не смогу… Нет настроения… Нет сил… За что это мне… Опять начались неприятности… Я заболеваю… Я одинок…»
В белой полосе - находятся все наши: «Я смогу… Я достигну… Я знаю, умею… Я учусь… Я полон сил... Я создаю успех... Я притягиваю деньги… Я строю отношения…»
Но мы живем большей частью в черной полосе, потому что живем в наших негативных представлениях и убеждениях, живем в обвинениях и недовольстве, живем в поступках, вытекающих из таких представлений, - ссорах и конфликтах. Мы живем такой тяжелой жизнью, живем, мучаемся и думаем: «Когда же она кончится!»
Но она не кончается. Потому что мы продолжаем негативно мыслить, продолжаем жить в негативных представлениях о жизни, о себе и своих возможностях, продолжаем совершать негативные поступки.
Но иногда мы вырываемся на белую полосу. Мы переходим в нее тогда, когда начинаем мыслить позитивно, когда начинаем верить в лучшее, видеть хорошее, когда начинаем ценить себя, когда начинаем признавать свою ответственность за все, что происходит в нашей жизни.
И мы могли бы жить в этой белой полосе радостной, успешной, легкой жизнью долго, всегда, если бы не позволяли негативному мышлению, людям с негативным мышлением перетаскивать нас в черную полосу.
Стоит нам опять засомневаться в себе, впустить в себя хотя бы одну негативную мысль, как мы опять оказываемся «на пути» в черную полосу.
Одна негативная мысль цепляет другую, привлекает третью, притягивает четвертую…
Например, достаточно ощутить негативные переживания по поводу работы, позволить себе выразить это в мыслях: «Работы нет… Не смогу устроиться…», как под эти негативные мысли притянутся негативные чувства - растерянность, тревога, неуверенность, страх.
За ними возникают негативные представления о жизни: «Жизнь трудна. Жизнь несправедлива».
Это вызывает новый поток негативных чувств - отчаяние, обиду, возмущение жизнью и ее несправедливостью: «Почему одним все, другим ничего… За что меня Бог наказал… Чем я хуже других…»
За этим потоком - новый виток негативных мыслей и чувств по поводу людей - зависть, злость, раздражение, поиск виноватых и т. д.
Негативные мысли, как снежный ком, нарастают, увеличиваются, и вот уже ты погребен под ними, ты - в темном потоке. Ты - в черной полосе своей жизни.
Но кто создал эту полосу?
Кто творец своей жизни, кроме тебя?
И если ты не останавливаешь поток негативных мыслей, ты не останавливаешь и свою негативную жизнь.
Выбери белую полосу. В ней можно просто жить, а не только попадать туда иногда!
Стань позитивным - и белая полоса примет тебя в свои объятия! Признай свою ответственность за все, что происходит с тобой в твоей жизни, начни мыслить с позиции «Я», как мыслят личности, - и ты уже в позитивном мышлении, в белой полосе.
Потому что признание своей ответственности - самое позитивное и сильное убеждение, которое лежит в основе всего позитивного мышления и всей белой полосы нашей жизни.
Именно потому, что позитивно мыслящие люди при любых событиях, в любых ситуациях, в любой реальности помнят о своей ответственности за все, что происходит в их жизни - они никогда и не опускаются в негатив.
Даже осознавая, что они натворили в своей жизни что-то не то, в чем-то ошиблись, или в чем-то поторопились - они не переходят в негодование, сетование на жизнь и поиск виноватых. Они знают - все, что происходит в их жизни создано ими самими. И даже ошибка в творчестве - только подтверждает саму идею: «Я творец своей жизни!» И нужно просто осознать ошибку и начать творить заново - лучше, чище, успешнее.
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
Насколько вы доверяете своему разуму? Мы даже не догадываемся, как часто глаза, уши и даже нос выдают желаемое за действительное.
сайт собрал почти два десятка головоломок, феноменов и просто забавных игр, которые доказывают, что мозг - штука непростая.
18. Картинку можно раскрасить силой мысли
Если 30 секунд смотреть в центр картинки слева, а затем посмотреть на картинку справа, динозавр на ней приобретет зеленоватый оттенок. Эффект длится до первого моргания.
17. Вещи, заметные только под одним углом
16. Картинки, движимые силой мысли
Эта иллюзия создается из-за контраста между вертикальными полосками. Достаточно остановить анимацию, чтобы убедиться в этом. Частный случай этой иллюзии, где полоски заставляют голубя двигать шеей , признан лучшей оптической иллюзией 2014 года.
15. Холодное весит больше теплого
Возьмите два пакета с молоком. Один поместите в морозилку на час, а второй оставьте на кухне, чтобы его температура была равна комнатной. Через час возьмите в руки оба пакета. Холодное молоко будет казаться тяжелее, чем теплое. Этот эффект известен как иллюзия Вебера .
14. Эта клубника не красная
13. Выпуклый или вогнутый?
Как вы думаете, эта фотография сделана внутри здания или с дрона, зависшего над его крышей? Ответ ищите в Будапеште: если будете поблизости, загляните внутрь «Парижского двора».
12. Все точки одинакового размера
Если не вглядываться в картинку, кажется, будто одни точки больше, а другие - меньше. Иллюзия создается из-за пространства, которое появляется между ними. На самом деле они все одинакового размера.
11. Куда пропал квадрат?
Вы можете вырезать эти фигуры дома, чтобы убедиться в реальности данной иллюзии. Но почему так происходит? Обратите внимание на углы треугольников: небольшая разница в градусах дает в сумме тот самый потерянный квадрат.
10. Встаньте на одну ногу, и мы угадаем ваш возраст
- Встаньте на пол босиком. Поднимите левую ногу (для левшей - правую).
- Закройте глаза.
- Медленно считайте до 30 и сравните результат с таблицей.
Для точности повторите фокус 3 раза, сложите все секунды и разделите на 3. У большинства людей результат совпадет с прогнозом таблицы. Секрет фокуса прост: чувство баланса у всех примерно одинаково ухудшается с возрастом. Но это можно изменить, если вы занимаетесь видом спорта, в котором требуется тренировка равновесия.
9. В логотипе Google нет ничего круглого
Мозг любит круглые формы. Поэтому, даже если показать ему часть окружности, он сам дорисует ее в уме. Именно это происходит, когда вы смотрите на логотип Google, который вовсе не такой круглый, каким кажется на первый взгляд.
8. Все линии на здании - параллельные прямые
На картинке пригород Мельбурна, Австралия. Это уникальное здание, которое воплощает собой интересную геометрическую иллюзию, случайно обнаруженную на здании кафе в Бристоле в 1973 году (хотя есть данные, что она встречалась и раньше). Все прямые продольные линии параллельны, все черно-белые объекты ровные. Но мозг отказывается это видеть.
7. Вы не сможете повторить это простое движение. Но это не точно
- Вытяните руки перед собой.
- Указательным пальцем правой руки показывайте вверх, на левой руке поднимите вверх большой палец.
- Через 2–3 секунды поменяйте руки: теперь указательный палец левой руки показывает вверх, на правой руке поднят вверх большой палец.
- Попробуйте менять руки одновременно каждые 1–2 секунды.
Получилось? Тогда вы еще можете стать отличным жонглером или барабанщиком. У большинства людей мозг не способен одновременно выполнять разные действия разными руками без предварительной тренировки.
6. Этот пол абсолютно ровный
Но ваш мозг видит лишь 3D-иллюзию, созданную художниками. Эффект усиливается из-за отражения в стеклянных дверях.
5. Эта кривая арка на самом деле симметрична
4. Забудьте про расстояние, линии одинаковой длины
Мозг, привыкший работать с перспективой, убежден, что полоска вдали и полоска вблизи имеют разную длину. Но если убрать клетки, станет ясно - они одинаковые.
АЛЬБЕРТ ЛИХАНОВ, писатель.
МЕЖДУ ДОБРОМ И ЗЛОМ
Да, вся наша жизнь между двумя этими полосами - добром и злом. Помните простенький опыт с магнитом и железными опилками - их тянет то к плюсу, то к минусу, и в этой притягательной власти заключен важнейший закон физики. Может быть, ему подобен и важнейший закон жизни - вечная борьба между плюсом и минусом, добром и злом, перемена влияния то одного, то иного, что и составляет загадочную тайну бытия, в которой так часто несовпадаемы и неточны задачи и ответы... Вот рождается человек, и сам этот акт, казалось бы, однозначно добродетелен - так было всегда, во все стародавние времена, так завещано самой природой не только существу мыслящему, но и кошке или собаке - посмотрите, как вылизывают они своих детенышей - по-человечески? - коли дитя отнято у них; припомните хотя бы Есенина: «...покатились глаза собачьи».
Но вот существо мыслящее бросает дитя свое в мусорный бак. Не желает дать грудь свою, чтобы напоить молоком. Отказывается еще в роддоме от частицы плоти своей.
Иные живут так, что детей их надо спешно спасать от родненьких мам и пап, оберегать, ровно от злобных собак. Другие же и слезу обронят, и детишек своих вобьют в истерику от беспредельной к себе жалости, но сердцем жестоки, ибо впереди всех долгов, которые подкидывает жизнь, у этих, с позволения сказать, родителей всегда самый первый долг не перед другим, хотя бы и дитем кровным, а перед собой - своими слабостями, своими желаниями, своими страстями, неуступчивыми, словно каменные сфинксы.
Я не хочу здесь судить, порицать, отвергать - не это моя цель, как, впрочем, и не мое это право. В многоликом разнообразии людских бед и пороков я оправдываю лишь несколько неотвратимо горестных положений, по которым дитя может быть отдано под защиту государства,- все остальное должно обрести праведный исход.
Но искомое, желанное - не всегда реальное.
В реальности же - дети, как и взрослые, мечутся между добром и злом. В жизни много, слишком много детей безвинно искупают вину родивших их. В народе эти дети называются одинокими, и перед ними распахиваются двери домов ребенка, детских домов, специальных школ-интернатов.
Порой это двери блага и спасения. Но порой это двери Дантова ада, чистилища, после которого жизнь никак не ладится, не строится, не крепнет - увы, такова горестная правда - и существование вчерашнего ребенка, опаленное бедой и одиночеством, так никогда и не воспаряет в выси настоящей человечности, подлинной доброты, истинной любви. Разве мало их, людей без надежды и веры, переходят одиноко поле жизни, к краю его, к последней черте в этот самый миг? Разве немного их, утративших цель, не верящих, что они нужны кому-то, что сама жизнь их, высший дар природы, имеет хоть малую ценность?..
Почти всякая правда горька. По крайней мере, с привкусом горечи. Правда человеческого одиночества, начавшегося в детстве, горька безнадежно, и много надо душевных трат произвести рядом, чтобы вылечить душевную боль, чтобы хоть чуточку внушить надежды.
И здесь первое право - учителю, воспитателю, тому, кто имеет силы и решимость исправить не пропуск в знаниях, не дыры в воспитании, но самое человеческую жизнь. Много ли таких, оглянемся вокруг?
Увы - пока лишь пустошь, среди которой то "тут, то там яркий светит огонек. Искорки эти превратить в костры, темную пустошь - в светлую площадь тепла и душевности - вот высшая общественная цель.
Но кто он, спасатель, а не просто присутствующий при беде?
Какая душа у него, каковы его человеческие, личностные возможности? Каков разрыв в нем между словами и улыбками и тем, что на душе? Не жестокость ли там, не равнодушие ли, не корысть ли - ведь одинокий ребенок, тронутый бедой, не знает, что есть истина, как выглядит правда.
Вот справедливость - ее он знает и чувствует, нутром чувствует, человеческой своей сутью. Несправедливость различает с маху, и ничем потом не уговоришь, никакими посулами не отворотишь жестокий взгляд детской правды.
И все же взрослому, избравшему право быть с детской бедой,- ему вручается право верховного, судьи и адвоката, спасителя и губителя, любимца и ненавистника.
Дети не жалуются на взрослых, они еще не обучены этому. Эту «школу» проходят во времени и пространстве, подталкиваемые неправдой. Изначально ребенок не знает такой меры отношений.
Высший взрослый грех- воспользоваться таким незнанием. Высший грех воспитателя - воспользоваться правом взрослого на истину в последней инстанции. Высший человеческий грех - выносить приговор беззащитной личности ребенка, лишая его права на будущее.
Детские беды, в том-то вся и сложность, не подзарплатная забота, это не технические, не индустриальные проблемы, где на каждый вложенный рубль мы можем требовать результативной отдачи и совершенства, тут требуются от всего нашего общества куда более значимые вложения, среди которых - самоотверженность и неэгоизм, стыд и совесть, любовь и надежность, неравнодушие и подлинная человечность не только людей, но и экономики, политики, власти.
На весах времени взвешивает жизнь милосердие и жестокость, боль и бесстыдство. И человеком по праву зовется лишь тот, кто добр не только к своим, но ко всем, чья любовь бескорыстна, а поступок не мним.
Если поверять себя такой правдой, то мы, пожалуй, сможем спасти наше детство.
Надо устыдиться, встрепенуться, искупить грехи и совершить поступок.
ВАРИАНТ № 1
Второй уровень
1.
Сформулируйте
Сформулируйте
Вся наша жизнь между двумя полосами - добром и злом. Помните простенький опыт с магнитом и железными опилками - их тянет то к плюсу, то к минусу, и в этой притягательной власти заключён важнейший закон физики. Может быть, ему подобен и важнейший закон жизни - <...> борьба между плюсом и минусом, добром и злом, перемена влияния то одного, то иного, что и составляет загадочную тайну бытия , в которой так часто несовпадаемы и неточ-ны задачи и ответы.
Почти всякая правда горька. По крайней мере, с привкусом горечи. Правда человеческо-го одиночества, начавшегося в детстве, горька безнадежно, и много надо душевных трат произ-вести рядом, чтобы вылечить душевную боль, чтобы хоть чуточку внушить надежды.
И здесь первое право - учителю, воспитателю, тому, кто имеет силы и решимость ис-править пропуск в знаниях, не дыры в воспитании, но самое человеческую жизнь.
Много ли таких, оглянёмся вокруг...
Увы - пока лишь пустошь, среди которой то тут, то там светит яркий огонёк.
Искорки эти превратить в костры, тёмную пустошь - в светлую площадь тепла и ду-шевности - вот высшая общественная цель.
Но кто он, спасатель, а не просто присутствующий при беде?
Какая душа у него, каковы его человеческие, личностные возможности? Каков разрыв в нём между словами и улыбками и том, что на душе? Не жестокость ли там, не равнодушие ли, не корысть ли - ведь одинокий ребёнок, тронутый бедой, не знает, что есть истина, как выгля-дит правда.
Вот справедливость - её он знает и чувствует, нутром чувствует, человеческой своей сутью. Несправедливость различает с маху, и ничем потом не уговоришь, никакими посулами не отворотишь жестокий взгляд детской правды.
И всё же взрослому, избравшему право быть с детской бедой, вручается право верховно-го судьи и адвоката, спасителя и губителя, любимца и ненавистника.
Дети не жалуются на взрослых, они ещё не обучены этому. Эту «школу» они проходят во времени и пространстве, подталкиваемые неправдой. Изначально ребёнок не знает такой ме-ры отношений.
Высший взрослый грех - воспользоваться таким незнанием. Высший грех воспитате-
ля - воспользоваться правом взрослого на истину в последней инстанции. Высший человечес-кий грех - выносить приговор беззащитной личности ребёнка, лишая его права на будущее.
На весах времени взвешивает жизнь милосердие и жестокость, боль и бесстыдство. И человеком по праву зовётся лишь тот, кто добр не только к своим, но ко всем, чья любовь бес-корыстна, а поступок не мним.
Если проверять себя такой правдой, то мы, пожалуй, сможем спасти наше детство.
Надо устыдиться, встрепенуться, искупить грехи и совершить поступок.
(А. Лиханов)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
ВАРИАНТ № 2
Второй уровень
1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргумен-тируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оце-нивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Мудрый никогда не хвастается своей мудростью, сознавая ограниченность ума. И только глупый, воображая себя знающим, возбуждает у простаков почтение, а среди умных - в луч-шем случае - насмешку.
Возраст зрелости и мудрости у каждого свой.
Высшая мудрость - умение прилагать свои знания и талант на деле. Но любознатель-ный, постоянно размышляющий всегда испытывает недостаток психической энергии и времени для проявления способностей на деле.
Чем больше человек знает, тем больше склоняется в смирении перед тем, чего не знает. Но иной от знаний раздувается, как пузырь, и становится самодовольным.
Люди редко признают цену мудрости, так как не способны ее понять. Чаще всего умного и талантливого может распознать только гот, кто сам умен. Поэтому гении нередко умирают непризнанными и в безвестности. Простачки не способны познать мудрость, а завистливые к
тому же всеми силами стараются ее принизить.
Кто-то сказал, что высшая мудрость - справедливая деятельность. Мудрость не может быть иной, она - нравственна. Творящие зло могут быть умными, но не мудрыми.
Неожиданные события порождают новые мысли и обогащают мудрость, тогда как мыс-ли, ведущие к бездействию, парализуют волю. У недостаточно мудрых гнев калечит душу и мутит разум, а самомнение и страсть его умаляют. Плохо образованные и недостаточно мудрые всегда враждебны к тому, что выходит за пределы их сознания.
Для того чтобы быть простым, надо обладать светлым умом и чистой душой. Но просто-ту часто воспринимают как недостаток ума. Откровенное признание в незнании чего-либо ум-ный примет за искренность и бесхитростность, а недалекий - как признак глупости.
Без сомнения главный признак мудрости - стойкость к жизненным неудачам и ра-достное отношение к жизни. Я вспоминаю глубокого старика профессора-зоолога -
никова. Когда ему пакостили молодые зоологи Академии наук РК только лишь потому, что он был неизмеримо выше их и по знаниям, и по душевным качествам, он весело смеялся. Таким же был безвременно погибший мой друг, инвалид, талантливейший человек Б. Шмидт.
Ум и образованность - разные категории и далеко не всегда сочетаются в одном чело-веке. 3нание и ум не одно и то же. Можно многое знать и не уметь использовать свои знания. Ум всегда ограничен, зато глупость многолика и безгранична. Вообще, признак ума - умение из частного складывать представление об общем и наоборот. Умение предвидеть - признак сильного ума, а умение критически относиться к своим мыслям - ценное качество, особенно если оно постоянно. Такими чертами характера обладают очень немногие.
Вряд ли правильно утверждение, что лучше знать немногое, но хорошо, чем много, но поверхностно. Узкая специализация ведет к ограниченности. (34)По-видимому, для развития ума важно разумное сочетание этих обеих крайностей.